Содержание:
1.
Подготовка2. От Москвы до озера Мьёса
3.
Лестница троллей и Дорога орлов4.
Фьорд Гейрангер5.
Ледник Бриксдальсбреен6.
Поход на гору Молден7.
Поход на Галлхёпигген - вершину Скандинавии8.
Снежная дорога и ставкирка в Хопперштаде9.
Водопады, викинги, Одда и Рёльдаль10.
Поход на Язык Тролля11.
Берген12.
Музей Эдварда Грига и дорога домой13.
Бонус: за день до фестиваля Wheels&Wings Рекомендуем читать и комментировать эту главу на нашем новом сайте Йетландия:
https://www.yetlandia.ru/show?id=3&chapter=1 [02 июля 2016 - 04 июля 2016]
Первый день путешествия в Норвегию почти не отличался от поездок в другие страны. В 6:20 утра к нам подъехали Леша с Настей, мы сели в машину и поехали. Багажник был загружен впритык: одежда на четырех человек, палатки, посуда, две 32-литровых коробки еды и других припасов… Спальные мешки и подушки, как мы уже упоминали в предыдущей главе, не поместились под шторку багажника и лежали в салоне. Сережа даже немного переживал за машину, но на самом деле все было в порядке, хотя груз из четырех человек и вещей действительно ощущался.
Надо отметить, что 1 июля 2016 года в Белоруссии была проведена деноминация рубля. Было известно, что до конца года “новые” и “старые” рубли будут находиться в параллельном обращении, но насчет работы карт в первые дни деноминации у нас были сомнения. Поэтому заранее, еще в Москве, на 2000 российских рублей купили 60000 старых белорусских, чтобы без проблем заправиться в Белоруссии.
Дабы не покупать лишние белорусские рубли, обедать мы решили с первого дня “по-туристически”: картофельным пюре быстрого приготовления и заготовленными дома бутербродами. Когда время обеда подошло, мы начали искать беседку со столиком, которые на зарубежных трассах часто бывают в местах, обозначенных знаком "Место отдыха". Обедать под открытым небом не хотелось: погода была ветреная, а тучи выглядели так, что из них вот-вот закапает дождь. Нам попадались разные беседки, но столика ни в одной из них мы так и не нашли. В итоге, когда чувство голода стало усиливаться, мы решили прекратить поиски и остановились на первой же попавшейся площадке с беседками. Внутри свободной беседки столика не оказалось, но зато в изобилии присутствовали бычки, фантики и куча шелухи от семечек. Невольно озадачиваешься вопросом: ну неужели так сложно сложить все перед уходом в пакет и донести до контейнера, который находится здесь же, в пяти метрах? На этот мусор слетаются мухи и слепни, есть в такой беседке не очень приятно. Западнее Белоруссии мы ни разу подобного отношения к общественным местам для отдыха на трассе не замечали.
Здесь мы впервые попробовали вскипятить воду на нашей плитке с газовым баллоном. И сразу же поняли, что для ускорения процесса надо заливать в чайник строго определенное количество воды. Ровно на четыре пюре быстрого приготовления и четыре стакана чая, потому что готовить на природе - это, как оказалось, не то же самое, что дома на плите: из-за ветра чайник закипает гораздо медленнее.
В дальнейшем мы еще не раз сталкивались с недостаточной эффективностью классической газовой плитки при ветреной погоде, что в итоге привело к сооружению ветрозащиты из подручных материалов. Этих самых материалов у нас было немного, поэтому, в основном, мы использовали полиуретановые коврики-сидушки, расставленные в виде коробки вокруг плитки.
Пообедав, мы без особых приключений к восьми вечера по Москве подъехали на польскую границу. Проходили долго и на польской стороне оказались только через полтора с лишним часа, хотя перед нами в очереди было не больше десяти машин. Нам повезло, и никаких проблем на таможне не возникло: никто наши консервы на наличие тушенки не проверял. Честно говоря, вещи вообще особо не досматривали: как обычно, попросили открыть багажник и тут же закрыли. Но все проходило очень медленно, размеренно и неторопливо.
На ночевку мы остановились в отеле
Blues Hotel в деревне Збучин (Zbuczyn), где и поужинали. Отель - очень чистый и приличный, тем более за свои деньги (каждый номер на двоих с завтраком обошелся в 39 евро). Завтрак хороший, разнообразный, с горячими блюдами. Единственное, что испортило нам отдых, - это футбольный матч между Италией и Германией. Один из постояльцев напился и очень громко болел в общем холле за Италию, из-за чего уснуть было невозможно. В итоге, Сережа вышел, поругался с ним, на шум прибежал хозяин, угомонил болельщика, и только тогда мы спокойно легли спать. Утром хозяин очень долго извинялся.
Не то чтобы я с ним сильно ругался: скорее настойчиво просил перестать кричать на весь отель. К сожалению, мой собеседник то ли в силу своей эмоциональности, то ли в силу выпитого никак не понимал, что смотреть матч можно и молча. Впрочем, хозяин отеля действительно все моментально уладил.
На следующий день мы выехали из отеля около 9 утра и направились в Свиноустье, откуда должен был отходить наш паром. Дорога до Свиноустья не самая увлекательная, так как большей частью проходит по магистрали.
В Польше на дорогах удивительно наблюдать противостояние разных торговых сетей и их борьбу за клиентов. Если на трассе стоит Макдональдс, то тут же, прямо рядом с ним, обязательно будет реклама конкурентов наподобие “KFC через несколько километров”. Аналогично с заправками BP и Orlen, магазинами.
Для обеда мы заехали в городок Мендзыжеч (Miedzyrzecz). Так как в Польше обедать очень дешево и, как правило, вкусно, мы решили пообедать в кафе, не озадачивая себя самостоятельным приготовлением пищи. Думаю, мы сделали правильный выбор, так как два салата, суп, второе блюдо и литр сока обошлись нам в 1100 рублей. Порции были настолько огромные, что даже Сережа сказал, что хватило бы и просто салата.
Несмотря на то, что выбранный нами ресторанчик Mafia позиционирует себя, прежде всего, как пиццерию, в меню обнаружился хороший выбор первых и вторых блюд. Все заказанное оказалось очень вкусным. Адрес ресторанчика -
ks. Skargi 6, 66-300 Międzyrzecz.
Помимо обеда в этом городе у нас была еще одна важная миссия - купить сырокопченую колбасу на всю поездку, которую мы решили не везти из Москвы. Мы были удивлены, когда в крупном супермаркете сети LIDL совсем не оказалось сырокопченой колбасы. В соседнем Tesco мы нашли единственный, не самый презентабельный внешне, сорт. На всякий случай купив один или два батона (на самом деле они оказались вполне съедобными), мы поехали в Netto по адресу
Waszkiewicza 35A, 66-300 Międzyrzecz. В Netto, прямо на выходе, отдельно от основного зала супермаркета, мы обнаружили неплохой мясной отдел. Но и там сырокопченой колбасы было всего три или четыре вида. Так как время уже начинало поджимать, мы купили два сорта, выбрав их по цене. Взяли самые дорогие, примерно по 520 рублей за килограмм. Надо сказать, что потом мы всю поездку радовались, какая вкусная колбаса нам досталась! В этом же супермаркете мы купили пару бутылок вина, которые выпили на Сережин День рождения. Польша очень радует своими ценами на основные продукты - например, литровый пакет молока в среднем стоит 35 рублей. Думаем, что Польшу вполне можно рассматривать как еще один вариант бюджетного отдыха - помимо приятных цен, здесь есть на что посмотреть: даже в этом же маленьком городе Мендзыжеч, как оказалось, есть симпатичная ратуша, несколько соборов и старинный замок.
У нас, к сожалению, не было времени, чтобы это все посмотреть, и мы лишь зашли в костел святого Иоанна - наиболее примечательный и хорошо сохранившийся памятник готической архитектуры города. Считается, что основное здание собора было построено в 14 веке.
Как и планировалось, мы оказались в порту Свиноустья к 21:00. Наш паром отходил в 22:30, но стоит приехать заранее, хотя бы к 21:30, чтобы без спешки погрузиться. Сначала на паром заезжают грузовики и заполняют нижние палубы, поэтому мы погрузились только к 21:40 и нам досталось место на третьей палубе под открытым небом. Выбрать место для машины нельзя - куда скажут, туда и ставишь. При этом машины никак не закрепляются, просто стоят в ряд, как на парковке. Мне лично было немного страшно - а вдруг корабль дернется? Но все обошлось.
Расположение причала, конечно, лучше выяснить заранее, воспользовавшись сайтом паромной компании или картами Google. Но если этого не было сделано, достаточно внимательно смотреть на указатели и рекламные щиты на въезде в порт. На указателях обычно написан порт прибытия (в нашем случае - шведский город Ystad), а на рекламных щитах паромных компаний нарисовано, как проехать к нужному причалу. Сама погрузка на паром с машиной очень проста. Машины по очереди проезжают через ворота причала, где в кабинке паспортного контроля производится обмен распечатанного билета на магнитные карточки доступа в каюты. Если у вас один билет в обе стороны, не забудьте распечатать его в двух экземплярах. В некоторых случаях магнитные карты раздают позже, на въезде в сам корабль. После въезда на палубу (обычно через нос или корму корабля) нужно не торопиться и следовать указаниям регулировщиков. Будьте готовы преодолевать достаточно крутые пандусы между палубами, по которым придется проезжать в режиме старта-остановки. Когда вы упретесь в уже припаркованные машины, подъедьте максимально близко к ним и ждите команды. Не следует покидать машину без полной уверенности, что парковка закончена: иногда регулировщики просят вернуться в машину и проехать еще немного. После того, как машина припаркована, из нее нужно взять необходимые вещи и сразу идти искать свою каюту, указанную на магнитной карточке. Об оставленных чемоданах беспокоиться не следует: палубы с автомобилями закрывают на все время следования парома и открывают буквально за полчаса до причаливания. Поверьте, вы будете нелепо смотреться, пробираясь с чемоданами через очень плотно припаркованные машины с риском их поцарапать.
Стоит заранее подготовить сумку с вещами, которую вы возьмете с собой в каюту, так как ночью к машине подойти нельзя. Но брать с собой все чемоданы тоже нет смысла - в каюте и так тесно. Наша, рассчитанная на четырех человек, была раза в полтора больше, чем купе в поезде. Там четыре койки, два небольших столика, зеркало и вешалки для одежды. И еще там есть отдельная ванная комната, где помещается душ, унитаз и маленькая раковина.
Разобравшись с каютой, мы сразу вышли на палубу, взяв с собой курочку в фольге припасенную для ужина еду. На палубе есть столики, один из них мы и заняли, чтобы поужинать. Как настоящие русские туристы, принялись есть еще до отправления корабля - на нас смотрели очень странно, а один мужчина даже сфотографировал.
После ужина мы осмотрели паром - он довольно большой и на нем есть все необходимое для комфортного путешествия: магазин, недорогой ресторан (8 евро за второе блюдо), туалеты и душевые, салон с сидячими местами - для тех, кто не взял каюту. Было много людей, которые валялись на лестницах и в коридорах на своих вещах - возможно, есть какой-то вариант проезда, когда можно не покупать ни каюту, ни сидячее место. В любом случае, это, должно быть, очень неудобно. Но, как ни странно, очень много в этой категории было пассажиров с маленькими детьми.
Как мы уже говорили, есть несколько наиболее популярных и логичных вариантов переправы через Балтийское море в Швецию: кроме нашего парома есть маршруты из Финляндии, Латвии и Литвы. Выбрать наиболее подходящий по цене и условиям помогут сайты паромных компаний:
polferries.com ,
tallink.com ,
vikingline.com и другие. У многих компаний есть спецпредложения для путешественников с машинами: например, на наш паром предлагался пакет "машина + четырехместная каюта без иллюминатора" со значительной скидкой. Надо помнить, что количество таких пакетов ограничено и они довольно быстро заканчиваются. Продажи билетов на паром открываются за 3-5 месяцев до отправления. При покупке билета "туда и обратно" также предоставляются весьма серьезные скидки. Каюты бывают разных классов, но обычно в пакеты входят самые бюджетные варианты. Доступность инфраструктуры (ресторанов, магазинов и так далее) никак от класса каюты не зависит. Кроме классов, каюты при покупке делятся на "inside cabin" и "outside cabin". Inside - это каюта, находящаяся в недрах корабля, без иллюминатора на улицу. Outside - это, соответственно, каюта с иллюминатором и видом на море. Мне доводилось "ходить по морям" в том и другом варианте и я с уверенностью могу сказать, что для ночного рейса вариант "inside" выглядит более экономически целесообразным: все равно ночью в иллюминатор ничего не видно, а качка в каютах у борта - сильнее. Впрочем, морские паромы на таких маршрутах, за редким исключением, - это крупные суда, которые даже в приличный шторм почти не качает. Для понимания масштаба прикладываю фото парома Рига - Стокгольм "на фоне" фуры, сделанное в 2013 году:
На следующее утро мы проснулись в пять. Погода стояла хорошая, и с палубы был виден исторический центр города Истад, куда приходил наш паром. Наверное, там очень красиво, и стоило бы выделить время, чтобы его осмотреть. С одной стороны, мне нравятся наши продуманные и хорошо спланированные путешествия. С другой - редко когда есть возможность отклониться от маршрута и посмотреть что-то по пути, о чем мы заранее не знали. Конечно, в среднем благодаря планированию и заблаговременному поиску информации мы смотрим куда больше, чем многие за то же время в той же местности, но иногда, как, например, с Истадом, вздыхаем и говорим себе: “Ну ладно, это в следующий раз”. К сожалению, почему-то не осталось даже фотографий города, сделанных с палубы.
Чтобы сойти с парома на берег, пришлось постоять в очереди около получаса - напомню, что наша машина стояла на третьей палубе, и нам пришлось ждать, пока выедут все грузовики. Так что на берегу мы оказались в 6:30 утра. Задерживаться не стали, сразу поехали по нашему маршруту. Лишь в 7:30 остановились позавтракать чаем и бутербродами с колбасой. Обманчиво хорошая погода резко сменилась ливнем, как только мы начали кипятить воду. Пришлось срочно перебираться в машину, не дожидаясь горячего чая. И только позавтракав, мы увидели знак, что здесь вообще нельзя разводить огонь. При этом прямо там же посреди газона располагалось не так давно использовавшееся кострище.
С дождем и всеми сборами завтрак растянулся на 1,5 часа. Как только закончили, снова выглянуло солнце, однако не потеплело. Пришлось зайти на заправку, расположенную в пределах этой же зоны отдыха, и переодеть шорты на штаны и надеть толстовку.
На этой же заправке было небольшое заведение с фаст-фудом. Ради интереса посмотрели цены. Есть цены адекватные даже по российским меркам, есть - очень высокие. Самое дешевое мороженое стоит 2,5 евро, но столько же просят за сваренный кофе. Гамбургеры - от 8 евро и выше, а поллитровая бутылка воды - 1,5 евро. Прямо рядом с заправкой, у автострады, на маленьком клочке земли за колючей проволокой пасутся коровы. Не уверена, что это очень экологично. Коровы привыкли к людям и никого не боятся.
Дорога в Швеции не очень интересная, мы просто ехали и ехали, пока в два часа дня не оказались в Норвегии. По пути нас порадовали указатели на шведский город Стрёмстад :)
Если пересекать Швецию в сторону Норвегии не с юга на север, а с востока на запад (например, от Стокгольма), то путь будет лежать, в основном, не по магистралям, а по местным нешироким дорогам через шахтерские деревеньки, живописные озера и глухие леса. Горная местность при этом начнется раньше, чем в нашем маршруте, а навигатор, если ошибется, кое-где может порадовать отличными грунтовыми дорогами, по которым можно не боясь идти 80-100 километров в час. Впрочем, на таких лесных дорогах, даже асфальтовых, нельзя терять бдительность: иногда на полотно выходят группы оленей и косуль. Следующие три фотографии сделаны по пути из Стокгольма в Норвегию в 2013 году:
Между Швецией и Норвегией как таковой границы нет. Как и в других странах шенгенской зоны просто стоит табличка, что начинается другая страна.
Следует обратить внимание на то, что в Норвегии принят не совсем обычный для Европы скоростной режим. На загородных дорогах, если иное не указано знаками, максимально разрешенная скорость составляет 80 км/ч, а на магистралях (которых почти нет) - 100 км/ч. Платных дорог не так много, но избежать их на туристических маршрутах вряд ли удастся. Некоторые из них, малозагруженные, но удобные для быстрого транзита, перегорожены шлагбаумами с автоматами оплаты или операторами в будках. Большинство же контролируются камерами в автоматическом режиме. Чтобы избежать штрафа, необходимо заранее зарегистрироваться на
сайте системы оплаты дорог Норвегии, привязав кредитную карту к номеру машины. Иностранные номера обрабатываются вручную и списание денег происходит спустя примерно месяц после выезда из страны. После регистрации с карты списывают небольшой депозит. Если он не будет израсходован (что вряд ли), остаток вернут.
Мы снова заехали на заправку и снова обратили внимание на цены, теперь уже норвежские. Кофе можно купить за 2,8 евро, столько же стоят батончики типа Марса и Баунти, 1,5 литра колы - 3,2 евро. Не разгуляешься. Погода стояла хорошая, хоть и прохладная. Мы остановились на обед в зоне отдыха в лесу, в метрах ста от заправки. Тут стоят несколько столиков, правда, все без навесов - поэтому пообедали мы, на всякий случай, быстро. На все ушло не больше 45 минут (обедали роллтоном с колбасой).
Прямо от зоны отдыха уже можно отправляться в пешие походы: здесь стоит карта с маршрутами и их описанием (правда, исключительно на норвежском), информация о том, как выглядят звери, которые обитают в этой местности и какие следы они оставляют. А от стенда с картой в разные стороны расходятся тропинки с указателями. Не думаю, правда, что эти маршруты интересные - горы еще не начались, фактически, это просто прогулка по лесу. Вообще, нас немного удивило, что не вся Норвегия - горная: вопреки стереотипам, здесь, на востоке страны, много равнин. Однако горы и фьорды, конечно, смотреть интереснее.
К шести вечера мы приехали в кемпинг
Mjøsa Ferie og Fritidssenter AS. Самый первый наш кемпинг оказался большим, по сравнению с другими, и очень уютным.
Кемпинг находится на берегу крупнейшего озера Норвегии Мьёса (Mjøsa). Это озеро, помимо своих размеров, примечательно тем, что по нему ходит старейший в мире пароход
PS Skiblander 1856 года постройки. За свои 150 с лишним лет пароход два раза тонул, причем каждый раз после подъема пароход реконструировали и снова отправляли на маршрут. Сейчас, если верить интернету, на этом пароходе также можно прокатиться с экскурсией.
Для легковых машин с палатками предусмотрена довольно просторная лужайка, на которой мы и разместились. Вообще, в кемпинге было больше трейлеров, а палаток - всего 6-7, включая наши. Единственное неудобство (особенно ночью) - от этой лужайки до туалета идти минуты четыре.
Мы сразу же нашли ресепшн и оплатили проживание. Ночь на четверых стоила около 35 евро. Нам показали туалет, душ и кухню, где можно было бесплатно воспользоваться чайником, плитой и холодильником, а также набрать питьевой воды. В большинстве кемпингов Норвегии горячая вода есть в неограниченном количестве на кухне и в туалете, а вот за душ надо платить. Здесь это стоило 1 евро за 6 минут. В этом кемпинге, как и в некоторых других, для оплаты душа нужно было покупать жетончики на ресепшене. Эти жеточники нужно закидывать в устройство, расположенное в душевой кабине, которое включает горячую воду. Иногда эти устройства поглощают непосредственно монеты. Бесплатная питьевая вода, либо на кухне, либо в виде колонок на лужайке, была во всех кемпингах, в которых мы ночевали, так что покупать ее в магазинах нет смысла.
Девушка на ресепшн посоветовала нам сходить на озеро, сказав, что вода там очень холодная, но “вы русские - вы выживете”. Мы и правда искупались, но мне было так холодно, что сводило ноги. А ребятам нормально. К слову, как мы выяснили, температура воды и воздуха в тот день была одинаковой - 17 градусов.
В кемпинге даже есть горка, как в аквапарке, но в то время она не работала - наверно, из-за холода.
Искупавшись, мы прогулялись вокруг кемпинга. Здесь очень уютно и, наверно, местным нравится приезжать сюда на выходные или на несколько дней.
На ужин в тот день были макароны с тушенкой. На природе это прямо то, что нужно. Вообще, я в Норвегии ела за двоих и при этом не поправилась. Дома в меня столько просто не влезло бы, а тут всегда хотелось добавки.
Кстати, неожиданностью для нас стали белые ночи. То есть, мы понимали, что, наверное, на этой широте в это время года они должны быть, но предполагали, что это будут сумерки, как в Питере. Здесь же ночью было светло так же, как днем.
Не могу сказать, что первая наша ночь в палатке прошла комфортно - мы очень замерзли, несмотря на то, что спали в штанах, свитерах и спальных мешках. Как оказалось под утро - мы забыли закрыть дверь в палатку. Хотя, казалось бы, что может сделать кусочек полупрозрачной ткани? Однако, когда закрыли, палатка быстро нагрелась и мы в тепле проспали остаток ночи.
Читать далее >