Уже и не вспомнить, на самом деле, как все начиналось, потому что это было давно. Хотеть поехать в Исландию мы начали года два или три назад, и теперь существуют разные версии этого первого реликтового толчка. Поговаривают, например, что кто-то (я?) посмотрел вот этот
клип и настолько вдохновился, что тоже захотел сказать "you're not gonna believe where I am now. Iceland!". Или Ксения вычитала где-то о милых исландских лошадках и стала мечтать о встрече с ними? Или это была книжка, блоги бывалых путешественников или кино
Heima исландского ансамбля Sigur Ross? На самом деле, было все из этого, но теперь уже и не сказать в каком порядке. Итогом стала покупка в ноябре 2013 года билетов до Рейкьявика, ну а дальше колесо закрутилось и к середине августа мы уже бодро катили наши чемоданы к стойке регистрации Iceland Air в аэропорту города Seattle.
Уже на второй или третий день путешествия по Исландии я придумывал как начну эти свои путевые заметки. "Существует два типа людей", думал я, "те, которые еще не побывали в Исландии, и те, кто хотели бы туда вернуться опять". Сейчас я понимаю, что на самом деле существует два типа людей - одни попадают под эту классификацию, другие - нет. Не каждому нравится, например, карабкаться на ураганном ветру к кратеру вулкана, или купаться попеременно то в ледяном океане, то в горячем источнике. А есть те, кого хлебом не корми дай это сделать. И для таких Исландия - сущий рай.
А еще Исландия очень красивая страна. Простая строгая гармония северной природы, драматизм великих сил природы ... тьфу, что-то я взял слишком пафосно. Ладно, тогда вот так: все человеческое искусство стремится передать гармонию окружающего мира, приближаясь, но никогда не достигая совершенства. А природа и есть та самая гармония, и следовательно, и есть то самое искусство. И с этой точки зрения Исландия - настоящий природный Лувр под открытым небом. Да... вместо того, чтобы сбавить пафос, я взял еще на октаву выше... Ладно, переходим к прозе. Как мы летели, прилетели и как прошел первый день в Рейкьявике.
Летели из Сиэттла. Впереди был 7-ми часовой полет, мы были приятно взволнованы предстоящим путешествием, как вдруг пришла SMS от Вовы, где он сообщал о принимаемых в Исландии экстренных мерах по поводу начинающегося извержения вулкана Бардарбунга. Признаюсь, были тягостные минуты раздумий и сомнений стоит ли соваться в самое пекло, но объявили посадку, и мы поплелись навстречу судьбе.
Перелет прошел спокойно. Вылетели вечером, а прилетели рано утром, и первый день было решено пожертвовать на борьбу с джетлагом и на Рейкьявик. Что в принципе было правильной стратегией - этот город не самое интересное, что есть в Исландии, а мы весь день боролись со сном, засыпая на ходу.
На подлете к аэропорту в облаках появились прорехи. "Наверное, гейзеры пробивают облачный покров", с умным видом объяснил я это явление окружающим.
Прилетели. Помню первое впечатление от аэропорта - как будто мы в магазине IKEA. Потом то ли строгий пограничник, то ли икеевский кассир в будке спросил нас надолго ли мы прибыли в Европейский Союз.
- А, что? Какой союз? - не поняли мы сразу. А ведь и вправду, мы же в Европе! Пограничник поставил штемпели в паспорта и мы отправились получать автомобиль. Машина - это крайне важный аспект путешествия. Наслушавшись страшилок про гравийные дороги и необходимость форсирования рек, я забукал пепелац класса Эйч-И - полноприводной SUV, рассчитанный на перевоз 5 человек и 4 чемоданов (один человек, видимо, должен прилететь без чемодана с зубной щеткой в кармане). Надо сказать, что резервировал машину я сильно заранее, и она обошлась в какие-то смешные 1200 евро за две недели. Не смешно? Ну так я проверял потом накануне поездки, машину было уже не найти дешевле 3.5тыс евро на те же даты. Некоторые, впрочем, рентуют мелкие двухдверные европейские машинки, скорее похожие на продуктовые тележки, и даже ездят на них по грунтовкам. Тоже вариант, особенно если держать чемоданы на коленях.
Вообщем, мне дали ключи от прекрасной машины Volkswagen с каким-то китайским названием (Тихуан?). Радостные мы побежали к машине, открыли багажник... и поняли, что в него поместится только один из наших трех чемоданов или двух рюкзаков. "Начинался день сегодня очень хорошо"... Пришлось идти трясти резервацией, тыкать пальцем в картинку с 4-мя чемоданами и говорить, что мы эта из Канады и чо у вас тут ваще такое. Разжалобил, дали другие ключи. На этот раз это оказался Nissan Pilot, он же Pathfinder. Ну это же другое дело! Закидали багаж и гордо поехали гудя дизельным двигателем в город.
Проблемы начались, когда мы попытались запарковаться на тесной центральной улочке Рейкьявика. Как я не вставал, половина машины торчала перегораживая пол-улицы. Среди Тайот Ярисов мы выглядели линкором Миссури в порту города Ойстервилль, штат Вашингтон . К тому же на дорогу от Кефлавика до Рейкьявика мы потратили четверть бака соляры, что при ценах на топливо в Исландии и масштабах нашего автопробега грозило оставить серьезные финансовые отверстия в нашем бюджете. Кое-как запарковавшись, стали искать где позавтракать. 7 часов утра, все закрыто. И тут мы увидели ... Subway! Теперь я понимаю американцев, ищущих Макдональдс на чужбине. Все понятно, привычно и как дома! Ободренные таким началом, мы приступили к реализации второго пункта плана: купить SIM карточку с датой в телефон. В аэропорту mini SIM не было, а предлагались только micro SIM (просвещенная Европа!), и нас отправили в офис Водафона.
Для этого пришлось ехать в какой-то главный торговый центр Исландии, потратив еще море бензина. Молл, конечно, в 8 утра был закрыт.
Все, - сказали мы себе - предоставим проблемам решаться самим по себе, и просто пойдем смотреть город. Оставили машину около места предстоящего ночлега, благо он был в самом центре и отправились бродить по Рейкьявику. Кстати, воон те два угловых окошка с открытыми форточками на втором этаже обошлись нам в 170 евро за одну ночь. Туалет и душ общий на этаж, но зато включен завтрак.
День выдался пасмурный, поэтому и фотографии соответствующие. Кроме того, хотелось занять горизонтальное положение и закрыть глаза, а не идти куда-то, но выбора не было. Первым делом отправились посмотреть на лютеранский собор Hallgrímskirkja, благо он был за углом от нашей гостиницы.
Зашли мы и внутрь, довольно аскетично.
Одно из немногих украшений интерьера - орган, к сожалению, молчавший в это время дня.
Снаружи церкви мы ожидали увидеть примечательную диковину-рамочку, в которую, если посмотреть под правильным углом, можно вписать силуэт всего здания.
Увы, она была варварски уничтожена туристами. Возьми с собой на память кусочек Исландии, а остальное погни или сломай...
И тут, наконец, мы приобщились к Прекрасному! Мы, наконец, нашли тот самый Скир, о котором столько читали до этого! Это были наши первые баночки этого замечательнейшего из молочных продуктов, и за ними последовали десятки, если не сотни других.
О Skyr! Пою тебе хвалу! Ты питал нас долгие 14 дней по нескольку раз в день, и так и не приелся. До сих пор во сне дети причмокивают губами, им снится Скир и они просыпаются в слезах, что это был только сон!
Отправились почти бесцельно слоняться по улицам. Конвоирование старшей группы детского сада на утреннюю прогулку. Примечательно, сколько блондинов!
Как позже выяснилось, черный - очень популярный в Исландии цвет для покраски своего дома.
Туристов в городе в разы больше, чем местных жителей. Население страны всего 300 тысяч человек, туристов за лето приезжает в 10 раз больше.
9-й в очереди на заселение в отель.
Ах, что такое движется там по реке,
Белым дымом играет и блещет металлом на солнце.
Что такое слышится там вдалеке,
Эти звуки истомой знакомой на встречу летят.
Ах, не солгали предчувствия мне,
Да мне глаза не солгали.
Вид на город от городской управы. Само здание управы даже фотографировать не хочется - просто функциональная бетонная коробка.
Зато в ней нашлась волшебная скатерть, а ней была видна как на карте вся страна.
Здесь по плану мы окажемся через 10 дней. Если все пойдет по плану, конечно. С названиями вообще беда. Если не лезть в гугль-мапс, то и не вспомнить практически ни одного названия.
Прямо около городской управы очень самокритично установлен памятник Бюрократу.
Сюда на лето из теплых стран прилетают остыть утки-лебеди.
Обедали супом из лобстеров у Sea Baron в порту в Рейкьявика. Обалденный суп, спасибо жж юзеру julia_bee за наводку. Он действительно заслужил право именоваться лучшим супом из лобстеров во всей Исландии, да что там в Исландии - в мире! Вообще, в этой стране знают толк в супах. Несколько дней спустя мы не могли остановиться и ели тарелку за тарелкой суп из ягненка около водопада Godafoss, а вскоре нашли совершенно непередаваемоего словами вкуса рыбный суп недалеко от города Hellissandur.
Съездили таки в mall и купили симку, зарядив ее 8-ю гигабайтами даты. Поскольку вся территория Исландии охвачена сотовой связью, мы рассчитывали на Google Maps в качестве основного средства навигации. Получилось неожиданно дешево - долларов 20, что ли.
И еще: не вытерпели, поехали опять в аэропорт и поменяли машину. Уж очень она подозрительно жужжала в районе переднего левого колеса, а нам предстояло 3000км пути. Да и расход топлива 14 литров на сто километров на трассе предвещал нам частое доставание кошелька и самое близкое знакомство с заправками Исландии. После плача Ярославны в рентовке Budget, в итоге мы получили новенький KIA Sportage. Не самая крупная машина, но нам она подошла прекрасно и не подвела за все путешествие. Дизеля она ела всего 7 литров, так что мы в итоге остались очень довольны.
Управившись с этими делами, мы опять вернулись в город. Вот - туристический автобус и какой-то фонтан, что там еще на фотографии... Ах да, еще местный концертный зал там сзади! Стекляшка стекляшкой, но не совсем.
Любопытен стеклопакет, который использовали при строительстве этого здания - шестиугольные призмы.
Сюда мы зашли выпить чаю-кофе, потому что просто валились с ног и на ходу клевали носами. Помогло, но не надолго. Пока пили чай, сверху парила Синяя птица мечты.
Еще одна каноническая достопримечательность города - стальная скульптура The Sun Voyager. Кто-то видит в ней викингов, я видел в ней людей с вилками.
А вот это - достаточно знаковое место. В этом домике Рейган и Горбачев подписали договор по ПРО, положив начало процессу разоружения и разрядки напряженности. Особенно символично было посетить это место в свете начала процесса нагнетания напряженности.
Побродив таким образом по городу, мы зачекинились в гостиницу и увидели, наконец, кровати. Наш номер.
Но ведь нельзя спать до 8 часов! С джетлагом надо бороться решительно и в один прием положить ему конец! И мы, взяв полотенца, отправились купаться в море.
Нет, не надо думать, что я такой фашист и пытаю детей, поливая их водой на морозе. Нет, это особенный пляж. Звучит наверное странно, но тут есть нюанс, это же Исландия! Это тот пляж, где в море сбрасывают геотермальную воду, которой обогревают дома Рекьявика, и там на самом деле купаться теплее, чем на Гаваях. Но, к сожалению, оказалось, что воду сливают не постоянно, а каждый второй день, и это был не наш день.
Однако местные все-таки воспользовались погожим днем без дождя и купались.
Ну а мы сходили нашли свой первый на острове геокеш, поднялись на холм Öskjuhlíð посмотреть на город (тут мы вспомнили, что совсем забыли про смотровую площадку на церкви, но было уже поздно)
Доктор, а вы что видите?
Ночь прошла без приключений, за исключением того, что я воткнул power bar, привезенный с собой в местную розетку, и на всем этаже выбило пробки. Это не помешало нам как следует выспаться, вот только телефоны мы не зарядили.
Iceland. Как все начиналось
Iceland. Первые триста километров Iceland. Заходим с юга! Iceland. Много льда и снега Iceland. День геокешинга Iceland. В самое пекло Iceland. Один день на другой планете Iceland. Жизнь в ветренную погоду Iceland. Купание красного коня Iceland. Вода газированная, горячая, кипящая и талая Iceland. Акулье мясо Iceland. Эпилог о голубой лагуне