Развитие мышц у начинающего пианиста

Dec 07, 2015 15:44


На форуме pianostreet в 2004 году обсуждалась тема о том, есть ли некие мелкие мышцы, которые призваны управлять тонкими движениями пальцев, но находятся в состоянии атрофии у не играющих на инструменте. Там выступил и Бернард, суждения которого я собираюсь здесь привести. Но перед этим захвачу попутно выдержки из предыдущих комментариев темы, которые мне тоже понравились:

Monk:
«… Единственным случаем, когда кому-то кажется, что мышцы надо развить, является ситуация, при которой человек играет с неправильной техникой. А играть с неправильной техникой на фортепиано очень легко!..»
«… Напряжение также сильно возрастает, когда увеличивается гибкость, податливость и баланс всего тела!
Многие люди, когда садятся за инструмент и должны играть на нем, просто костенеют, и энергия не может распространяться свободно по телу.»




Бернард:

Чтобы перечислить все мышцы, которые используются во всех вариантах игры на фортепиано, мне пришлось бы перечислять все мышцы тела (Как Рихтер как-то сказал: «Я сыграл эту ноту большим пальцем ноги!»)

Так как Monk (другой участник форума - прим перев.) не соглашается, то возможно более правильно вопрос можно было бы поставить так: «какие мышцы атрофируются у обычного человека, и которые необходимо развивать для игры на фортепиано?»

Во-первых, позвольте мне заметить, что, хотя я считаю, что Monk неправ, говоря, что все мышцы обладают необходимой силой (я вернусь к этому через секунду), он совершенно прав в отношении остального. В конце концов, это вопрос не силы, а координации. Но даже для координации необходимо минимальное мышечное развитие. Мышцы вырастают за 3 - 6 месяцев. После этого работа осуществляется нервами и перестает касаться мышц. Самым лучшим способом развить эти мышцы будет игра (правильная) на фортепиано.

Во-вторых, с появлением компьютеров и их широкого распространения многие мышцы, которые когда-то были атрофированы, больше таковыми не являются просто из-за факта работы с компьютерной клавиатурой.

В-третьих, давайте посмотрим только на мышцы ладони и предплечья (вы пользуетесь гораздо большим количество мышц, но с большей вероятностью именно среди этих мышц находятся те, которые атрофировались у обычного человека из-за нерегулярного использования, как мы увидим позже):

Мышцы руки ниже предплечья:

Есть три основные группы мышц в этой части руки: мышцы большого пальца (радиальные), мышцы мизинца (ulnar) и ладонные мышцы (которые занимают пространство между костями и поэтому называются межкостными и червеобразными мышцами (lumbricales)). Все эти мышцы находятся в ладони, в пальцах располагаются только сухожилия.

Радиальные мышцы большого пальца (названия приводятся без перевода - прим перев.):
1.      Abductor Pollicis
2.      Opponens Pollicis (Flexor Ossis metacarpi)
3.      Flexor Brevis Pollicis
4.      Adductor Pollicis

Боковые (ulnar) мышцы мизинца:
1.      Palmaris brevis
2.      Abductor Minimi Digiti
3.      Flexor brevis minimi digiti
4.      Opponens Minimi digiti (Flexor Ossis metacarpi)

Срединные мышцы ладони:
1.      Червеобразные (Lumbricales) (4 мышцы)
2.      Interossei palmares (3 мышцы сверху от пястных костей). Эти мышцы совершают аддукцию (движение в направлении) к среднему пальцу.
3.      Interossei dorsalis (4 мышцы между пястными костями (metacarpi) ладони: Abductor indicis). Эти мышцы совершают абдукцию пальцев (движение от) среднего пальца.

Обе мышцы palmares и dorsalis interossei могут помогать сгибать пальцы, если они уже согнуты.

Эти мышцы так редко используются обычным человеком, что их необходимо разрабатывать и усиливать. Анатомический факт: размер и количество червеобразных (lumbrical) мышц варьируется у разных людей. Некоторые люди вообще их не имеют. Если это так, то карьера супер виртуозного пианиста закрыта (но все равно можно играть на фортепиано).

Мышцы предплечья.

Передняя область:

Верхний слой.
1.      Pronator radii teres
2.      Flexor carpi radialis
3.      Palmaris longus
4.      Flexor carpi ulnaris
5.      Flexor sublimis digitorum

Глубинный слой.
1.      Flexor profundus digitorum.
2.      Flexor longus pollicis
3.      Pronatur quadratus

Радиальная область.
1.      Supinator longus
2.      Extensor carpi radialis longior
3.      Extensor carpi radialis brevior

Задняя область.
1.      Extensor communis digitorum
2.      Extensor minimi digiti
3.      Extensor carpis ulnari
4.      Anconeus

Глубинный слой.
1.      Supinator brevis
2.      Extensor ossis metacarpi pollicis
3.      Extensor primi internodi pollicis
4.      Extensor secundi internodi pollicis
5.      Extensor indicis.

Поймите эту картину, потому что существуют глубокие последствия на то, как мы можем поступать: мы не в состоянии сознательно двигать какой-нибудь конкретной мышцей. Всё что нам позволено - это только конкретное движение руки. Поэтому, чтобы заставить какую-то мышцу сжаться, нужно найти такое особое движение руки, которое задействует одну только эту мышцу.

В младенчестве мы не учимся как напрягать мышцы, мы учимся двигаться, и большую часть времени нас вообще не волнует, какими мышцами мы пользуемся. Поэтому совершенно возможно, что два разных человека научатся некому сложному движению, используя совсем разные группы мышц. Как только привычка закрепится, движение станет обычным, неиспользуемые мышцы атрофируются, а используемые укрепятся и разовьются. Так что у двух разных человек, совершающих одинаковые движения, разные группы мышц могут быть атрофированы и развиты.

Вы когда-нибудь пробовали есть палочками? Люди, которые всю свою жизнь ели с помощью вилки и ножа, не обладают полностью развитыми мышцами, которые используются для еды палочками, просто потому что они не используются в повседневной жизни. Чтобы их разработать, нужно пользоваться палочками регулярно. Проблема в том, что из-за развитости их «мышц для вилки», люди пытаются использовать именно эти мышцы (и координацию), даже хотя они совершенно не уместны. Вы можете понаблюдать за такими людьми в китайских и японских ресторанах. Они кушают с помощью палочек, как будто для них это обычное дело. Им кажется, что они овладели палочками, и в определенной степени им удается донести еду до рта. Но для эксперта в еде палочками всё, что они делают, не правильно. Они держат палочки около середины, а не у края. Палочки не находятся в одной плоскости и поэтому часто пересекаются друг с другом. Они держат их параллельно и слишком близко друг к другу, что собственно мешает подцеплять пищу. Поэтому им требуется около трех месяцев обучения у эксперта, который знает и может показать движения с палочками и как их держать, а обучающиеся должны прилежно выполнять указания вне зависимости от непривычности и нелепости ощущений, потому что именно при повторе непривычных движений растут правильные мышцы. Только после этого этапа наступает пора работы над управлением нервными окончаниями и координацией (фактически она начинается с самого начала, но только после достаточного развития мышц они способны адекватно реагировать и обеспечивать полную функциональность).

Чаще всего выбор группы мышц для какого-то определенного движения не является индифферентным. Всегда есть конфигурация, которая более эффективна для конкретного движения.  Это объясняет в конечном счете, почему у некоторых людей определенные движения получаются лучше, а другие люди всегда остаются на посредственном уровне при выполнении этих же движений. Умелые люди пользуются лучшими конфигурациями мышц и координации, придя к ним случайно или под чутким руководством знающих.

Вот вам пример (их множество): чтобы сыграть октаву (если у вас маленькая рука) или интервал больше децимы (если у вас большая рука), вам нужно задействовать боковые interossei мышцы в ладони. У человека, которому не приходится делать такое движение (а большинству людей это не нужно), эти мышцы атрофированы из-за неиспользования, потому что повседневная деятельность не нуждается в этих мышцах. Людям необходимо постепенно разрабатывать эти мышцы, пока они не достигнут возможности игры октавами/децимами. Если вы начинающий, или если вы раньше не играли октавами, резкий переход на разучивание произведения с обильным использованием октав навлечет травму. Обычно можно легко отличить пианиста, посмотрев на ребро его ладони чуть пониже мизинца. Ладонь там имеет большую толщину чем ладонь не пианиста. Можно посмотреть на видео, например, у Alicia de La Rocha, у которой очень маленькие руки, а поэтому очень развитые мышцы interossei.

Как видите, лучший способ научиться всему этому лежит не в области чтения/письма об этом. Вам необходимы практические занятия. Либо вы находите кого-нибудь сведущего, кто сможет показать вам и проконтролировать, что вы не начнете делать неправильно (удивительно легко начать делать неправильно даже при наблюдающем опытном учителе), либо вы начинаете заниматься программой систематических и осторожных экспериментов (в основном это супер медленные занятия - по 5 секунд на каждую клавишу - пытаясь изолировать мышцы через определенное движение).

В любом случае, вот три правила:

1. Не делайте ненужных движений и напряжений мышц.
2. Делайте нужные движения как можно более плавно.
3. Если есть выбор, всегда пользуйтесь более сильными мышцами, которые могут совершить движение.

Советую взять книгу по анатомии (или посмотреть по медицинским анатомическим сайтам в сети. На некоторых есть анимации, демонстрирующие поведение мышц во время движений. Например:
http://www.meddean.luc.edu/lumen/MedEd/GrossAnatomy/dissector/mml/mmlregn.htm
http://www.eatonhand.com/hom/hom033.htm
http://moon.ouhsc.edu/gsharp/namics/hand.htm#muscles).

Также взгляните на посты участников форума xvimbi и Robert Henry. Они часто обсуждают эту тему и предлагают ценные советы.

С наилучшими пожеланиями,
Бернард.

------------------------------------------------

Что здесь особо поучительного, на мой взгляд, так это еще одно раскрытие механизма, как без надлежащего контроля в игру (особенно начинающего) с легкостью проникают плохие мышечные привычки и закрепляются там. А в итоге через некоторое время упираемся головой в стенку по технике игры и не видим выхода. Неоднократно Бернард приговаривает такую шутку в своих постах:
"Знаете, как дикообразы занимаются любовью? Медленно и осторожно!"

(есть намерение позже перевести другой общирный комментарий Бернарда из этой же ветки форума)


техника игры на фортепиано, обучение игре на фортепиано, плохие привычки, Бернар

Previous post Next post
Up