Развитие мышц у начинающего пианиста - 2

Dec 09, 2015 09:38


Продолжу выдержки Бернарда из темы форума pianostreet о развитии мышц у начинающих пианистов. Начало в предыдущем посте.



Вопрос:
Вы круты, Бернард!
У меня вопрос относительно своих рук: в то время как большинство людей (думаю, уже поздно беспокоить свою семью на этот счет) при сжатии пальцев в кулак могут выпрямить свой 4-й палец так, что образуется угол в 180 градусов по длине пальца, начиная от костяшек, у меня палец получается изогнутым почти как остальные пальцы.
Какие мышцы у меня отсутствуют?

Никакие не отсутствуют.

Это отличный вопрос, который позволит мне расширить то, что я сказал до этого, и прояснить многие моменты.


Пальцы 2-3-4-5 имеют по три фаланги (косточки внутри пальца): ногтевую, среднюю и основную.

Выпрямите свои пальцы так, чтобы они оказались на одной линии с задней частью руки.

Сейчас согните пальцы (2345) в месте примыкания к костяшкам ладони (пока игнорируем большой палец).

Это сгибание пальцев можно осуществить тремя способами:

1. Задействованием червеобразных мышц (lumbricales). Они располагаются внутри ладони. Если вы прикоснетесь пальцами левой руки к ладони правой руки со сгибаемыми пальцами под костяшками, то вы должны почувствовать сокращения этих мышц (посмотрите на картинку с изображенными мышцами руки, чтобы легче найти червеобразные мышцы). Червеобразные мышцы крепятся к основным фалангам, но они малы, слабы и обычно недоразвиты (если вы только не занимаетесь карате или игрой на фортепиано).

2. Вы также можете осуществить это движение с помощью сгибателей средних и ногтевых фаланг. Эти мышцы расположены на внутренней стороне предплечья. Если вы приложите левую руку к внутренней стороне правого предплечья, вы сможете ощутить их сдвиг и набухание во время сгибания ногтевых и средних фаланг. Чтобы распрямить эти фаланги, вы пользуетесь мышцами разгибателями на наружной стороне предплечья. И вот получается очень интересно. Если вы удерживаете пальцы прямыми с помощью разгибателей в предплечье (сухожилия от них идут до самых пальцев) и в то же самое время пытаетесь согнуть ногтевые и средние фаланги (то есть одни мышцы работают в противодействие другим), вы согнете основные фаланги совсем без использования червеобразных мышц. Трудно это описать словами, но надеюсь, что вы поняли меня. Вы можете поэкспериментировать, используя вторую руку, чтобы ощутить работу вовлеченных мышц как в ладони, так и в предплечье. Понаблюдайте, сможете ли вы сделать это движение одними только червеобразными мышцами, а потом попытайтесь воспроизвести это движение, используя только сгибатели/разгибатели в предплечье. Если вы будете держать ногтевые и средние фаланги в расслабленном состоянии, вам придется пользоваться червеобразными мышцами, так как сгибателям нечему противодействовать. Если вы распрямите ногтевые и средние фаланги разгибателями, вы сможете согнуть основные фаланги непрямым способом.

3. Вы можете совершить это движение через комбинацию действий червеобразных мышц и сгибателей/разгибателей, вклад от каждой мышцы варьируется для разных людей.

Что я пытаюсь донести? Большинство людей, которые не занимаются игрой на фортепиано (правильной), не занимаются восточными единоборствами (правильно) или какой-то иной подобной странной деятельностью, не обладают достаточно развитыми червеобразными мышцами, чтобы согнуть пальцы в костяшках только с помощью этих мышц. Обычно им требуется помощь мышц в предплечье, или даже хуже - они задействуют только мышцы в предплечье. Другими словами, они будут развивать набор координаций, которые делает червеобразные мышцы все более слабыми. Но этот набор координаций прекрасно работает для большинства задач. Однако, этот же набор координаций с использованием мышц в предплечье подразумевает, что вы используете две группы мышц в противодействие друг другу. Это называется сопутствующим напряжением (co-contraction). Сопутствующее напряжение находится под большим запретом в любой физической активности, которая требует тонкого мышечного управления, по очевидной причине, что достаточно забот с одной только этой активностью, чтобы еще разбираться с войной мышц против друг друга. Но, не имея достаточно сильные червеобразные мышцы, чтобы согнуть пальцы, и без развития соответствующего набора координаций для выполнения этого вы продолжите пользоваться мышцами в предплечье, и ваша игра на фортепиано никогда не разовьется выше посредственности.

Как же развить червеобразные мышцы? Исполнением вышеизложенного движения в течение пары минут ежедневно, пытаясь сделать его червеобразными мышцами, а не мышцами сгибателями/разгибателями в предплечье. К сожалению, как я сказал, вы не можете изолировать мышцы по своему желанию, вы можете только желать сделать движение, которое задействует эти мышцы. Секрет здесь в том, чтобы держать первые две фаланги согнутыми, чтобы сгибатели не схватились. Вы видели, как играют на арфе? Именно такого вида движения вы должны желать, чтобы задействовать только червеобразные мышцы.

Теперь что касается вашего конкретного вопроса. Мышцы, которые распрямляют пальцы, находятся в предплечье и состоят из нескольких разгибателей, сухожилия от которых идут прямо до пальцев.

Описываемое вами движение (распрямление 4-го пальца на 180 градусов из кулака) совершенно нереально, и я очень удивлен, что вы полагаете, что большинство людей могут это сделать. Я никогда не встречал таких (сам я точно не могу) и часто я пользуюсь этим для демонстрации того, что в следующем абзаце.

Если вы посмотрите на картинку с мышцами и сухожилиями на задней части руки, вы увидите, что распрямляющее сухожилие, которое поднимает четвертый палец, подвязано двумя мелкими сухожилиями к соседним сухожилиям по обе стороны, поднимающим 3-й и 5-й пальцы (все они поднимаются одной мышцей в предплечье: extensor communis digitorum). Именно это делает 4-й палец слабым и зависимым от движений 3-го и 5-го пальцев. Поэтому физически невозможно иметь «независимый» 4-й палец. Отсюда несколько важных следствий для занятий на фортепиано.

1. Ганон не прав, обещая вам полную независимость пальцев (а также любой сборник с упражнениями, где утверждается подобное). С таким же успехом вы можете учиться летать, махая своими руками, если вам некуда девать своё время.

2. Это не означает, что вам не следует тренировать 4-й палец, но указанное знание анатомии подскажет вам правильный путь. В частности, вы никогда не должны тренировать 4-й палец поднятием, когда 3-й и 5-й пальцы удерживаются от этого (даже Чанг, с которым я большей частью соглашаюсь, предлагает такой неправильный подход в своей книге).

Правильный подход к тренировке 4-го пальца таков: держите руку впереди себя. Поместите кончики 2-го и 3-го пальца на кончик большого пальца, держа фаланги согнутыми (делаем окружность). Не давите кончиками, просто касайтесь. 4-й и 5-й пальцы держите в обычном расслабленном согнутом состоянии (не прямыми, но и не поджатыми), создавая сгибающее движение в суставах костяшек. Это обеспечит вам движение пальцев с помощью червеобразных мышц (внутри ладони) вместо разгибателей (на внешней стороне предплечья). Распрямите немного пальцы, и вы почувствуете, как это движение переключит мышцы: при распрямлении пальцев разгибатели начнут двигать 4-м и 5-м пальцами.

3. Из всего сказанного мной до текущего момента следующее следствие самое важное: Нет никакого реального расслабления при игре на фортепиано (если вы расслабитесь, вы окажитесь на полу). Вместо этого вы постоянно обновляете задействованные группы мышц, чтобы одни группы приходили на смену другим.  Точно также как вы должны чередовать руки в занятиях раздельными руками, чтобы всегда одна рука отдыхала, вы должны менять мышцы, и таким образом вы сможете играть сложные пассажи без всякой усталости.
Но помните, что червеобразные мышцы очень малы по сравнению с разгибателями. Поэтому они особенно подходят для деликатной работы пианиссимо, тогда как разгибатели лучше подходят для грубой работы фортиссимо. Именно чередование между мышцами создает легкую ненапряженную игру на фортепиано. Однако это происходит слишком быстро для сознательного контроля. Вы должны поисследовать этот вопрос, а потом отрабатывать, пока переключение не будет происходить подсознательно.

Здесь речь идет о 8 - 10 месяцах систематических занятий (которые включают в себя необходимое для роста мышц время). Вот здесь нужна чрезвычайно замедленная практика. Сильно замедленная игра необходима не для разработки «туше» или «тона», или чтобы закрепить движения, как говорят верящие в это люди, не понимающие о чём они говорят, и поэтому впечатленные фольклором (Рахманинов так делал!). Сильно замедленная практика служит для идентификации и изолирования отдельных задействованных мышц, и чтобы научиться, как проделывать то же самое движение с помощью других мышц, и как менять мышцы, и когда это стоит делать. А позже экстрасенсорика также окажется лежащей в основе управления нервными импульсами.

Так что, берите учебник по анатомии и исследуйте!

И всегда помните самый важный принцип:

Человек, который усердствует в вере в неистинное или в неверии в истинное, может потратить всю жизнь на то, что не имеет никакого шанса на успех.
(E. Jayne)

Надеюсь, что это поможет.

С наилучшими пожеланиями,
Бернард

--------------------------------------------------------------------------

И еще в завершение этой темы форума Бернард писал:

Я не хотел бы, чтобы у вас создалось неправильное впечатление. Игра на фортепиано совершается всеми мышцами тела!

Общий принцип таков, что пальцы лишь самое последнее звено в цепи координаций, и никогда движение не начинается от пальцев. Эффективное, элегантное, свободное движение всегда исходит от центра: центр управляет периферией, а не наоборот. Многие виды спорта следуют этому базовому принципу, но тайцзи и айкидо особо полезны для развития такого вида движений/координаций, потому что ничего не будет получаться, если не делать правильно. Другие военные/спортивные/физические дисциплины не настолько требовательны, поэтому вам зачтутся менее совершенные движения (хотя исполнение всегда останется посредственным).

Игра на фортепиано принадлежит к их числу. Так как воспроизведение звука не представляет проблемы на фортепиано, любой способен извлечь некое разумное звучание из него даже с помощью совершенно плохих движений. Но, если не направлять себя по пути совершенства, игра никогда не поднимется выше посредственного уровня.



Наконец, (я говорил уже об этом несколько раз, но повторю снова) очень легко вовлечься в детали движения, но это не обязательно и даже не желательно. Вместо того, чтобы заботиться о возможных микродвижениях, концентрируйтесь и фокусируйтесь на звуке, который вы хотите извлечь. Если ваше мыленное представление желаемого звучания достаточно чётко, физический аппарат подгонится.


медленная игра, техника игры, обучение игре на фортепиано, Бернар

Previous post Next post
Up