История правил обучения Бернарда

Dec 14, 2015 22:22

Еще из записей Бернарда. Здесь он отвечает какому-то учителю, который интересуется его системой обучения. Достаточно забавно. А в основе простое правило: организованность, ежедневная работа, предельная вдумчивость в цель и результат. Одной бездумной механической работы по нескольку часов в день, увы, не будет достаточно.



ОК. Сейчас я дам очень практичный и сермяжный совет. Я покажу выход и как им воспользоваться.

1. Если вы хотите принять мой подход с ежедневными уроками (или какой-нибудь другой, отличающийся от моего), вы не должны откладывать. Вы должны начать немедленно. Но как сделать это? Прекратив прием учеников, если они не готовы принять вашу новую политику обучения. Продолжайте заниматься со старыми учениками в рамках той системы, как вы с ними начали - я понимаю, что вы не можете позволить себе остаться без них - но новых учеников принимайте только по правилам новой системы. Вы должны быть тверды в таком соем решении, я знаю, что будет очень трудно, особенно когда кажется, что ученики теряются, и никто не приходит им на замену. Когда-то я был ровно в такой же ситуации. Я не мог позволить себе потерю учеников, но уже не мог продолжать обучать в формате обычных уроков - они меня просто убивали.

На каждый новый запрос я направлял свою новую информацию, лишь чтобы увидеть, как мои условия отвергаются. Потребовалось почти два года, чтобы появился ученик, решивший обучаться по такой программе. Я мог бы сказать, что во время этих двух лет у меня были сомнения, но это не будет правдой. Правда была в том, что меня уже ничто не волновало, потому что я сделал вывод, что тот ученик/родитель, кто не хочет следовать простой, логической и эффективной системе обучения доставит мне лишь проблемы.


Возьмите, например, моё простое требование, что уроки должны оплачиваться ежемесячно, все календарные месяцы авансом. Всякий, кто не соглашается с этим простым условием, попытается на мне прокатиться. Поэтому мне не интересен такой ученик. Так что моя политика стала лотком для отмывания золота от породы. Потеряете ли вы много новых учеников? Несомненно - 90% людей, спрашивающих меня о моём курсе, никогда не появляются вновь. Но я убежден, что мне лучше без них.

Я находился в такой ситуации, что приходилось возиться с кучкой лузеров, которых я не мог позволить себе потерять. Но не было никакого резона продолжать набирать их. Так что в один прекрасный день - после похожих на ваш случай событий - я решил, что с меня достаточно. Я пошел домой (я был очень расстроен, но у меня не было депрессии - я был зол!) и написал новые правила обучения, изложив именно так, как мне хотелось. Так как это мой бизнес, то это и моя прерогатива! Я стану делать то, что я хочу, а если людям это не нравится, то никто их не заставляет брать у меня уроки. В тот день я посмотрел на эту мою первую систему правил (которые изменились с годами) и торжественно поклялся, что отныне я буду брать только таких учеников, которые будут согласны им следовать.

2. Я настолько был уверен, что это будет работать, что всё, что мне было нужно, это найти единственного ученика. Я ждал два года. Затем у меня появилось два ученика. Шестилетний китайский мальчик (который почти не говорил по-английски), родители которого приехали в Великобританию лишь на 18 месяцев. Они не могли найти учителя, который решился бы их взять, так как они скоро собирались уехать, а учителя предпочитали долговременные условия. Я же схватился за возможность, потому что я знал, что смогу с ним сделать за 18 месяцев, если родители лишь позволят мне. Счастье мне улыбнулось, и они позволили. И хотя в моих правилах говорилось, что я должен проводить 15 минутные уроки каждый день, слишком многое стояло на кону, и поэтому я посвящал ему около часа ежедневно. А еще я проделал нечто важное: я записывал его на видео каждые 3 месяца. Мальчик совсем не был одаренным, но он был послушным и прилежным. Его мать тоже очень помогала, присутствуя на уроках и повторяя с ним все пройденное на уроке, после того, как я уходил от них. Эта видеокассета сыграла основную роль, но об этом через минуту. Это было 12 лет назад, сейчас этот мальчик известен как Юнди Ли (Yundi Li). Хи, хи - шучу! ;D Просто не мог удержаться.

Второй ученик, который у меня появился в то же самое время, был пожилым мужчиной на пенсии на седьмом десятке лет. У него была одна проблема: отсутствовала краткосрочная память. Он мог вспомнить цитаты и стихи из книг 30-летней давности, всю свою историю жизни и историю своей семьи, но всё, о чем он узнавал сегодня, выветривалось к следующему дню. Я обучал его 5 лет. Это было самое тяжелый случай для меня за всю свою жизнь. Я приходил к нему домой (если он выходил из своего дома, он не мог потом вспомнить дорогу назад) и обучал его в течение 2 часов рано утром каждый день. На следующий день я стучал в его дверь, а он не мог понять, кто я такой. Мы потратили с ним целый год лишь на то, чтобы он смог играть гамму до-мажор в одну октаву. Он не мог запомнить ни ноты, ни пальцы. Каждое утро мне приходилось повторять все с начала. Но по своей натуре я был способен изобретать разные способы, чтобы подстегивать его память. Его сестра была учительницей музыки на пенсии и не воспринимала меня всерьёз. Но через пять лет он играл (по нотам и наизусть) следующие произведения:

Hammerschmidt - Sarabande
Hook - Gavotte in C op. 81 no. 3
Turk - Little Waltz
Pamela Wedgewood - Pluto
Anon. - Adagio (a Baroque piece)
Lushtak - running and skipping
Mike Cornick - Mellow fellow
Howard Skempton - Saltaire Melody
Shostakovitch - Lullaby
Schumann - Of Strange lands and people
Mozart - Variations ah je vous dirais je maman - theme, variations 1 and 2
Burgmuller - Innocence
Grieg - Arietta
Leopold Mozart (form the Nannerl book) Allegro
Chopin - Prelude Op. 28 no. 7
Chopin - Waltz in Aminor (Op. posth.)
Schumann - Traumerei
Mendelssohn - Song without words op. 19 no. 1
(в порядке возрастания сложности)

Его сестра была совершенно ошеломлена, что меня бесконечно радовало.

Но я отвлекся.

Дело в том, что после этих двух учеников всё изменилось. Китайский мальчик через 6 месяцев играл произведения 4-го класса, и когда он играл что-то в школе, никто не мог поверить, что он обучался игре на фортепиано лишь шесть месяцев (там были девочки, которые учились 6 - 7 лет, но не могли сыграть то, что играл он).

Именно тогда всё и пошло. В те дни я решил проводить интервью с родителями. Я погибал из-за отстутствия учеников, дела обстояли очень плохо, но было необходимо производить впечатление успешности. Мое общее поведение было вежливым, но я добавлял штрихи, что мне всё равно, запишутся ли родители ко мне на обучение или нет.

Во время интервью я открывал ящик шкафа, забитый видеокассетами, доставал наугад одну и говорил: «Ну вот один из моих учеников». Это была кассета с китайским мальчиком (единственная кассета в ящике, на которой была запись фортепианной игры, хи-хи). Но только я один знал об этом. Любой, кто смотрел эту кассету, попадался мне на крючок. Это было так просто.

3. Постепенно я стал набирать все больше и больше учеников по новой системе, и капля за каплей (на это ушло около трех лет) все оказались в новой системе. Так как этот способ так разительно отличался от традиционного способа, вдруг оказалось, что я предлагаю то, что никакой другой учитель не предлагает. И то, как это поставлено, позволяет мне принимать на обучение любого вне зависимости от таланта, я не верю в талант. Или, скажем, я верю в талант к упорной работе.

4. Я никогда не давал объявления. Все ученики пришли ко мне по наводке других.

5. Я настоящий профессионал. Мои расценки не подлежат обсуждению, мои методы не подлежат оспариванию, я единственный авторитет. Я даю ясно об этом понять (мой информационный буклет состоит из 14 страниц).

6. Я всегда обучаю в своем доме по простой причине - у меня нет времени ездить по домам учеников.

7. Я никогда не пользовался методиками. Моя цель всегда в том музыкальном произведении, которое ученик выбрал для разучивания, и я использую всё свое искусство и имеющиеся в моем распоряжении уловки, чтобы довести ученика до его разучивания. Большинство этих произведений я выучил сам во время обучения. Я никогда не боюсь пробовать новое, и я беззастенчиво пользуюсь своими учениками как подопытными морскими свинками. То, что работает, я оставляю; то, что не работает, выкидываю. Если ученик желает сдать (официальный) экзамен, он должен быть полностью быть готовым к дате записи на экзамен [в Великобритании частный учитель подает заявку от лица ученика в официальное учреждение, принимающее экзамены - прим перев.] (обычно это 2 месяца до фактического экзамена). Если он/она не готовы, то я и не записываю его/её на экзамен. Мне зачем 2 месяца стресса и дополнительных занятий? Я сделаю всё от меня зависящее, чтобы ученик вовремя подготовился, но они сами должны выполнять свою часть работы, в конце концов у них было два полных года чтобы выучить набор гамм и три произведения. Я даю им домашние задания, компакт-диски, статьи с описанием деталей как разучивать новые произведения, целый пакет материалов. И я ожидаю, что они упорно работают с ним, обычно так оно и происходит. Если они не справляются, им приходится возвращаться к ежедневным урокам (они так ненавидят это, что быстро исправляются). Но большинство из учеников олицетворяют собой Сизифов камень. Я постоянно толкаю его в гору. Я мечтаю о дне, когда они сами начнут подниматься в гору. Когда они начинают это делать, я избавляюсь от них: они больше во мне не нуждаются.

Надеюсь, это поможет, и буду рад ответить на любые имеющиеся вопросы.

С наилучшими пожеланиями,
Бернард

image Click to view





уроки музыки, обучение игре на фортепиано, учитель музыки, Бернар, музыкальное образование

Previous post Next post
Up