Прочитав все посты Бернарда

Dec 20, 2015 01:09


Просмотрел я до конца все посты Бернарда. А их чуть более 5 000. Для себя проиндексировал тегами 1 000 содержательных постов. Существенно пополнил свое представление о нем и получил более-менее целостную картину его подхода и методов в обучении игре на фортепиано. Да, безусловно, человек очень острого аналитического ума и с обширным опытом, поэтому его суждения мне лично трудно ставить под сомнение, он забивает эрудированностью и ясной логикой. Его мысль никогда не растекается по древу и в то же самое время выражается в простых доступных терминах. Прослеживая в хронологическом порядке всю его историю на форуме pianostreet, видно, как начиная с осени 2003 г. он достаточно быстро завоевывает авторитет среди участников форума и в течение пары лет излагает в порой достаточно длинных постах приемы и философию своего подхода к обучению. Так как он частный учитель, то он не связан никакими формальными рамками институционального обучения, что позволяет ему свободно экспериментировать с методами обучения, ориентируясь прежде всего на саму его суть. Голословно он не признает никаких авторитетов, а судит только по конкретным делам, мыслям, результатам и музыке. В свою очередь, и свои советы призывает всех проверять на практике, а не слепо верит ему на слово.


К 2005 году он начинает повторяться и все чаще и чаще размещает в своих постах целые списки ссылок на предыдущие свои посты по теме обсуждаемого вопроса. Порой в одном посте дается список из десятков ссылок. Мне кажется, что однообразие и повторяемость одних и тех же вопросов в форуме в конце концов должна была его утомить. Люди предпочитают задавать вопросы без поиска по форуму. К тому же очень многие вопросы с очевидностью туповатые, как, например, «А что бы мне дальше разучить или поиграть?». Это все равно, что спрашивать, какую бы кому-то художественную книгу почитать. Бернард говорит, что самая плохая для него ситуация с новым приходящим учеником (обычно ребенком) та, когда он/она не знают, что они сами хотели бы играть и какая музыка им нравится. Поэтому в ответ на такие вопросы (а их, действительно, оказалось много на форуме) Бернард (наверное, не без сарказма) вываливает сразу сотню вариантов. В итоге за время своего существования на форуме он предложил, похоже, тысячи произведений для разучивания по направлениям разной тематики.

Полагаю, что в конце концов, ему стало просто скучно на форуме. Посты стали сводиться к репликам из одного предложения или очередному списку ссылок на предыдущие посты. В итоге, в начале осени 2006 г. он исчез из форума. Снова всплыл через два года, в 2008 г., немного поотвечал на все те же повторяющиеся вопросы без существенного добавления новых тем и исчез из форума уже с концами. Оказалось, что где-то в 2006 он перебрался из Великобритании на жительство в Бразилию (его жена из Бразилии), где продолжил заниматься обучением музыки по своей эффективной методике. Изредка он заглядывает в форум, что видно по регистрируемым датам последнего посещения, последняя где-то в сентябре 2015. Но, видимо, ничего для себя интересного не находит, чтобы нарушить молчание. И на личные сообщения пользователей (как они жалуются в темах форума) не отвечает.

Я заметил, что мой пост «Упражнения… да или нет?» лидирует в последние дни по количеству просмотров. В нем другой уважаемый учитель советует упражнения Ганона на все случаи жизни. Да и многие учителя советуют. Этот спор между сторонниками пальцевых упражнений (не только Ганона) и их противниками, кажется, будет продолжаться вечно. На форуме pianostreet ветка Hanon and Other Excerises are VERY IMPORTANT, начатая в 2005 году, в которой Бернард активно высказывался против любых подобных упражнений, все еще открыта и активна. И обычному ученику трудно сориентироваться, чью же сторону следует принять. Рискну предложить свое видение после ознакомления с многими постами Бернарда.

IT DEPENDS… как говорят англоязычные. То есть в зависимости от конкретной ситуации, а именно конкретного учителя и конкретного ученика. Если есть учитель такой как Бернард, то упражнения НЕ НУЖНЫ! Суть подхода Бернарда в том, что он сразу берет достаточно сложное произведение для разучивания (на грани возможного для ученика) и в процессе его освоения предлагает для решения встретившихся конкретных технических трудностей глубокий анализ и поиск подходящего движения пальцев и руки или более легкие произведения с подобной трудностью, пользуясь своим обширным знанием классического репертуара. Он не признает наличие какой-то универсальной техники игры, которую можно отделить от музыки. Техники без музыки, по его мнению, никакой нет, как нет отдельно техники ходьбы без самой ходьбы или техники слушания без самого слушания чего-то. Как мы можем отрабатывать технику слушания, не слушая чего-то конкретно? Техника, по его рассуждениям, всегда применима только в контексте. Бессмысленно играть гаммы ради техники (но гаммы все равно обязательны для других целей), потому что и аппликатура в конкретных произведениях всегда иная, и даже гамма у Баха требует иных движений, чем гамма у Шопена. Медленная гамма играется совсем иными движениями, чем быстрая. Поэтому для него нет такой отдельной «техники гаммы».

Но, полагаю, рано радоваться тем, кто старается избегать отдельных пальцевых упражнений. У вас есть учитель уровня Бернарда? Ваш учитель (или вы сами) может предложить подходящий музыкальный материал для решения встретившейся технической преграды? Можете сами глубоко проанализировать суть необходимого движения? С другой стороны, какие-нибудь этюды Черни (которые Бернард тоже не признает), если их прилежно играть, разве не повысят подвижность пальцев? Несомненно, повысят. Просто по Бернарду это для бедных. Будучи музыкально бессодержательными, обедненные мыслью, плоские, такие технические пальцевые упражнения наоборот медленнее развивают, чем правильные занятия с настоящими музыкальными произведениями. Бернард говорит, что люди достаточно ленивы, чтобы напрягать голову, поэтому предпочитают лучше гонять технические упражнения с возможностью поменьше задействовать в это время голову. Поэтому такая «жидкая каша на воде» технических упражнений кому-то может казаться более предпочтительной диетой, чем мысленная интенсивная работа над решением проблемы в реальном произведении. Голова напрягается поменьше, упражнения для одной извилины в голове эту извилину обучают, и дело как-то движется потихоньку и помаленьку. Поэтому, по-моему, отсюда возникают варианты, когда кому-то упражнения полезны.

Самый худший вариант будет тогда, когда и упражнения не делаются, и произведение не разучивается правильным образом. Лентяи зацепятся за то, что кто-то где-то сказал, что упражнения не обязательны, но сами, отнюдь, не будут находится в таком контексте, когда они сами могут развиваться эффективно без упражнений.

Со своим подходом Бернард обучает как минимум в два раза быстрее традиционного обучения в школах. Обычный срок обучения у него с нуля до уровня выпускника музыкальной школы - 3-4 года. При этом он не делает различия по срокам между детьми и взрослыми: у одних одни преимущества, у других другие.

Любопытно еще заметить, что английский язык не является родным для Бернарда. Он приехал в Великобританию уже взрослым и, как он утверждает, выучил язык через погружение в языковую среду и интенсивное обучение за 3 месяца почти до того уровня, на каком он общаелся на форуме. А он достаточно красноречив в своем английском и стилистических ошибок не наблюдается. По его утверждению, есть аналогия овладения иностранным языком с обучением игре на музыкальном инструменте: при правильных интенсивных занятиях срок учебы разительно уменьшается по сравнению с общепринятыми представлениями. Если бы вы обучались чтению раз в неделю по часу, сколько бы лет вам пришлось учиться?

реплика, Бернар

Previous post Next post
Up