Заглянув в свои проиндексированные ссылки по постам Бернара в форуме pianosteet, я опять попал под его очарование. В сущности ведь всё уже давно описано и сказано, и гораздо более живым языком, чем во многих новых свежих новостях от других людей. Большую часть знаний в форумах всё возят и возят без конца по кругу, как в дурной карусели, не заглядывая в прошлое. И опять убеждаюсь, что читать Бернара может быть гораздо полезнее, чем следить за новыми постами в форумах, где большая часть информации просто мелка и банальна.
(
источник)
Вопрос: Бернард, вы сказали: «Очень важно не обучать логическим способом - логический способ хорош для упорядочивания того знания, которое вы уже приобрели, но он ужасен для добавления знания - а прагматическим способом.» Мне понравилось, звучит эффективно, но как приобретать знания без логики?
Много лет назад, когда компьютеры только появлялись, и когда приходилось пользоваться такими старыми языками как FORTRAN, вместо того, чтобы набивать текст на мониторе, вы должны были все свои программные инструкции пробивать на перфокартах, затем вставлять колоду перфокарт в устройство для чтения и дожидаться ответа от компьютера. Да, дети, было так вот сложно в те времена.
Потом появились мониторы и было изобретено редактирование текста. В те стародавние времена я посещал один из самых в первых в истории курсов по работе с текстом. Учителя обладали исчерпывающими знаниями, но у них не было опыта преподавания. Поэтому они обучали теме логическим способом. Они начали с обучения в течение целого месяца булевой алгебре и удовольствию манипулирования нулями и единицами. Очень логично, так как в основе компьютеров лежит их понимание нулей и единиц и следование булевой алгебре. В конце концов можно было даже увлечься булевой алгеброй.
Сложность с обучением булевой алгебре в том, что булева алгебра представляет собой решение проблемы, саму которую ученики не способны осознать.
Подобное явление случилось в 60-х с преподаванием математики. Решили сделать его логическим. А что является логической основой математики? Теория множеств! Поэтому давайте-ка сразу начнем с введения детей в теорию множеств. К сожалению, теория множеств появилась как решение проблемы из 20-го века, эта проблема возникла достаточно поздно в истории математики. Поэтому ученики не могли взять в толк, зачем они это изучают. Как следствие, преподавание математики скатилось вниз. Большинство теперешних учеников математически неграмотны (спасибо вам, учителя 60-х!). Ситуация настолько плачевна, что британское правительство сейчас предлагает оплату любому ученику, кто захочет посещать математические курсы.
Прагматичный способ чаще всего отражает исторический путь: те проблемы, которые человечество имело исторически, переносятся на задачи индивидуального обучения. Поэтому, если вы хотите научить математике прагматически, вы начинаете со счета. Арифметика. И геометрия, потому что они первыми получили развитие. И готовьтесь к сложностям с отрицательными и иррациональными числами: они трудно внедрялись исторически. Затем наступает пора для алгебры. Теорию вычислений следует обучать в конце, хотя по логике она кажется должна быть одной из первых. Вот где-то так.
Как всё это применимо к фортепианной технике? Согласно логике, вы должны забыть о произведениях и всё время проводить за техническими упражнениями (слышали когда-нибудь о таком подходе?). Но это не срабатывает, потому что вы работаете над техническими решениями для еще не существующих проблем.
Вы хотели бы, чтобы ученики занялись гаммами? Сделайте их решением какой-нибудь проблемы, которую ученики захотят решать. Найдите произведение, заполненное гаммами, которое они страсть как хотели бы разучить.
Сущность прагматического метода в том, что он выявляет проблему и приступает к её решению. Одна проблема, следуя за другой, раскрывают паттерн. Становится ясна его логика. Именно тогда на сцену выходят педагоги и решают организовать весь процесс на логической основе.
Но никто не обучается через логику, потому что логический порядок представления материала не совпадает с порядком решения проблем.
Поэтому задайте себе вопрос, с какой проблемой сталкивается ученик прямо сейчас. И дайте ему решение. Не важно, что решение частично и его придется дальше расширять.
Так что учитель держит (или должен держать) в своей голове всё в логическом порядке, но, чтобы быть действительно успешным, он должен делиться не своей логикой, а решениями проблем, которые ученик может испытывать на данный момент. А очень умный учитель будет создавать проблемы, чтобы ученик смог оценить решения.
Хотите научить чтению с листа? Тогда создайте проблему, для которой чтение с листа окажется решением. Хотите научить аккордам и гармонии? Спросите себя: какие проблемы решаются ими? И добейтесь, чтобы проблема взывала к ученику, чтобы ему/ей хотелось бы её решать. А потом предоставьте ему/ей решение.
С наилучшими пожеланиями,
Бернар
Click to view