Мысленная практика (III).
Анализ.
Текущая идея заключается в откладывании занятий на фортепиано как можно дольше. Пока же возьмите ноты и сделайте несколько фотокопий (позже вы будете делать вырезки и вклейки).
1. Проверьте ноты на повторяющиеся фрагменты. Например, как много различных ритмических картин вы можно определить? Например, прелюдия Шопена оп. 28 № 7 имеет только одну ритмическую картинку, которая повторяется 8 раз. Возьмите нотную тетрадь и выпишите все ритмические картины (не беспокойтесь о фактических нотах или аккордах, важен только ритм). Затем попрактикуйте эти ритмы на столе или в вашем уме. Используйте метроном для начала, и как только вы приобретете уверенность, пробуйте более естественный пульс. Затем соедините эти несколько ритмических картин и пройдите через весь ритм произведения в целом.
2. Теперь проанализируйте ноты на картинки мелодий. Снова изолируйте мелодию и послушайте её в уме (или пропойте, просвистите, промычите её).
3. Следующий шаг - анализ гармонических моделей. Определите и назовите все используемые аккорды. Посмотрите, можете ли вы услышать аккорды в вашем уме. Определять гармонию на слух гораздо труднее чем мелодии, но этот навык, определенно, поддается обучению. Если вы овладеете им, вы будете испытывать большую помощь в импровизации.
4. Если произведение содержит контрапункт, изолируйте (перепишите) каждый голос и ищите закономерности в каждом голосе отдельно. Думайте об этом как о внимательном знакомстве с каждой деталью пазла до их совместного соединения.
5. Когда вы будете знать каждую повторяющуюся картинку вдоль и поперек, ознакомьтесь с теми фрагментами произведения, которые, кажется, не подходит к любой картинке.
6. Теперь все это соедините вместе. Посмотрите, как часто повторяются эти вычлененные картинки. Иногда у вас не будет точного повторения, как пассаж, который в точности похож на другой пассаж, но записан на терцию выше. Обратите внимание и познакомьтесь не только со сходствами, но и с различиями.
7. Теперь обратим внимание на сильные и слабые доли. По мере прохождения произведения по нотам заметьте акценты (и помните, что вы можете акцентировать ноту не только играя ее громче, но и играя ее медленнее). Следите не только за акцентами мелодии, но также за гармоническими акцентами.
8. Отметьте каденции и повторяющиеся последовательности аккордов. Обратите внимание на диссонансы и их разрешения.
9. Отметьте тональность каждого пассажа в партитуре, так что вы можете сразу же видеть, где происходят модуляции (теперь вы понимаете, зачем вы должны работать со всеми гаммами).
10. Изучите динамическую маркировку. Обратите внимание на конгруэнтность между различными акцентами (гармоническими, мелодическими, динамическими, метрическими, ритмическими), так как именно в этих в конгруэнтностях вы найдете наиболее драматические моменты произведения.
11. Давайте подумаем: Какая история рассказывает эта музыка? Хотя некоторые пьесы явно программные, и композитор уже представил историю, для многих произведений это не так. Однако это будет очень полезно, если вы можете придумать свою собственную историю для пьесы. Она снабдит пьесу смыслом, и изучать что-то смысловое всегда легче, чем учиться чему-то бессмысленному.
Вы можете делать все что пожелаете.
1. Вы можете вырезать только тот фрагмент, с которым вы собираетесь позаниматься, чтобы избежать искушения сделать больше, чем вы намеревались сделать на конкретном практическом занятии.
2. Вы можете дать работу для памяти, например, вырезав все четные такты (в которые вы играете по памяти) и оставив только нечетные такты (который вы читаете). Позже в обратном порядке (вырезать нечетные такты и оставить четные такты).
3. В качестве вознаграждения за проведенный анализ вы можете вырезать все повторяющиеся фрагменты, оставив только несколько тактов от исходного произведения, которые вы и будете учить, избегая повторов.
4. Вы можете сделать из всего этого игру, например, вырезать все такты, перетасовать их, а затем попытаться поставить их в правильном порядке (это не только тренирует память, но и научить вас многому о структуре произведения и как работала мысль композитора).
(По материалам форума:
www.pianostreet.com)