По черновому перевел
свежий пост из блога пуленепробиваемого музыканта. Сначала он мне показался интересным, потом тривиальным, а затем опять интересным, когда почитал многочисленные углубляющие комментарии от профессиональных музыкантов под материалом, и вдобавок посмотрел упомянутый в посте
видеоролик на эту же тему от ученого, исследующего проблемы памяти.
Вы когда-нибудь были разочарованы тем, что вы можете взять трудный пассаж, поработать над ним немного, получить его звучание довольно хорошо, но обнаружить на следующий день занятий, что вы вернулись в начало игры, на первую клеточку? Что ничего действительно не изменилось? И, несмотря, насколько хорошо это звучало вчера, теперь оно звучит так же плохо, как и раньше до вашей работы над ним?
Большинство из нас может жить по правилу "два шага вперед, один шаг назад." Но ситуация "два шага вперед, два шага назад" заставляет нас хотеть рвать волосы на голове.
Итак, что же нам делать?
Неужели мы просто должны продолжать попытки и учиться быть более терпеливыми? Или есть другой способ занятий, который может сделать достигнутые улучшения более устойчивыми?
Познакомьтесь с Кристиной Картер
Доктор Кристина Картер, кларнетист, преподает в Школе Музыки Манхэттена, написала свою диссертацию по эффекту контекстного смешения - явление, которое может помочь вам сделать ваш ежедневный прогресс в занятиях удерживающимся. В этом посте блога она делится несколькими советами о том, как мы можем выстроить большую часть нашего времени на занятиях.
Избавьте нас от проблемы, Кристина!
Извлечение максимума из ваших часов занятий:
Одно из простых изменений, которое могло бы резко увеличить производительность
Когда речь идет о занятиях, мы часто думаем с точки зрения времени: сколько часов, необходимых для достижения оптимального прогресса? Хотя это действительный справедливый интерес, более важный вопрос, как мы можем сделать каждый час засчитанным. Какой самый эффективный способ работы, так чтобы то, что практикуется сегодня на самом деле сохранилось и завтра? Нет ничего более ужасного, чем провести день в усердной работе, только чтобы вернуться на следующий день на стартовую линию. К сожалению, наша текущая модель практики настраивает нас на это ежедневное разочарование.
Повторение, дети, и сканирование мозга
Еще в самом начале нашей музыкальной подготовки, нас учат важности повторения. Как часто нам говорили, чтобы "сыграть каждую фразу десять раз правильно, прежде чем перейти к отработке следующей"? Проблема с этим благонамеренным советом в том, что это не соответствует способу, как работает наш мозг. Мы созданы обращать внимание на изменения, а не на повторения. Это природное устройство уже можно наблюдать у довербальных младенцев. Показажите ребенку один и тот же объект снова и снова, и он постепенно перестанет обращать внимание из-за процесса, называемого привыкание. Измените объект, и внимание возвращается в полную силу. То же самое и для взрослых. Функциональная магнитно-резонансная томография показала, что активность мозга становится все меньше и меньше, когда раздражители повторяются. Дело в том, повторные информация не получают тот же объема обработки, как новая информация. И на каком-то уровне, все мы это знаем. Постоянное повторение скучно, и наша скука говорит нам, что наш мозг не занимается. Но вместо того чтобы послушать этот инстинктивный голос разума, мы виним себя за недостаток внимания и кричать на себя "сосредоточиться!" К счастью, есть альтернатива.
Схемы блокированных занятий
В области спортивной психологии непрерывное повторение, обсуждаемое выше, называется блокированной тренировкой. В схеме блокированной тренировки все повторы одного вида деятельности будут завершены, прежде чем перейти ко второму деятельности. Например, игрок в бейсбол, который должен ударить пятнадцать быстрых мячей, пятнадцать мячей по кривой, и пятнадцать измененных питчей во время иренировки, должен бы завершить все быстрые мячи, прежде чем перейти к мячам по кривой и так далее. Это больше всего напоминает путь большинства музыкантов в занятиях, особенно когда дело доходит до сложных пассажей. Мы работаем над одним отрывком определенное количество времени, а затем переходим к следующему отрывку, пока все задачи теккщего дня не будут выполнены. Блокированный подход кажется логичным. Мышечная память требует повторения и почему бы нам не сделать все повторы подряд? В конце концов, если мы работаем над трудным пассажем, он чувствуется намного более комфортным через 10 минут занятий, чем в начале. Именно это чувство комфорта и улучшения усиливает нашу зависимость от блокировочной схемы занятий. Проблема с такого рода практикой, однако, в том, что те положительные результаты, которые мы чувствуем в занятиях сегодня не приводят к лучшему долгосрочному обучению завтра. Занимаясь таким образом, чтобы оптимизировать исполнение в процессе самих занятий, не оптимизирует обучение.
Схемы произвольных занятий
Что если мы возьмем блоки занятий над конкретными задачами и разобьем их на более мелкие сегменты для каждой задачи? В приведенном выше примере бейсбола, игроки могли бы отражать три различных типов подачи в переменном режиме, а не делать все удары одного вида подряд. Два варианта отхода - повторяющийся порядок (например, ABC ABC ABC ...) или произвольном порядке (например, АСВ, CBА, BCA ...). В любом случае, конечным результатом все равно будет 15 ударов по каждому из трех типов подачи, точно так же, как суммарный результат в схеме блокированных занятий. Единственно меняется лишь порядок, в котором практикуются игроки. Этот тип перемежающейся схемы называется схема произвольных занятий (также известная как чередующаяся схема занятий).
В схеме произвольных занятий исполнитель должен держать перезапуска различных задач. Так как начало всегда самая трудная часть, он не будет чувствовать себя максимально комфортно, практикуя то же самое снова и снова. Но эта трудность находится в самом сердце метода, почему схема произвольных занятий является более эффективной. Когда мы возвращаемся к задаче после другой промежуточной задачи, наш мозг должен реконструировать план действий того, что мы собираемся делать. И именно в этот момент реконструкции наш мозг являются наиболее активными. Большая умственная деятельность приводит к большей долгосрочности обучения. В схеме блокированных тренировок бейсболисты должны только построить план действий для каждого типа броска только один раз, в начале каждого блока. В схеме произвольных тренировок, они должны построить, а затем реконструировать план действий пятнадцать раз для каждого типа броска. Хотя схема блокированной тренировки может производить высокую исполняемость во время практики, исследование за исследованием показывают, что схема произвольных занятий последовательно показывает превосходное удержание после занятий в день или чуть позже (то есть, фактически выученный объем). Это явление называется эффектом контекстная помех.
Насколько лучше схема произвольных занятий?
Оказалось, что гипотетический пример бейсбола, использованый выше, не является гипотетическим. В исследовании 1994 года Холлом, Домингес и Кавазос, элитные бейсболисты были тренировались либо по блокированной схеме или по произвольной схеме, огоговоренных выше. После двенадцати тренировках, игроки в бейсбол по произвольной схеме отражали на 57% бросков больше, чем когда они только начали. Группа с блокированной схемой отражала только на 25% больше бросков, а это означает, что произвольная схема была почти в два раза эффективнее, даже несмотря на то, что обе группы отражали одинаковое количество тренировочных бросков. Аналогичные результаты были обнаружены в самых различных областях. Наиболее актуальные для наших интересов как музыкантов мои предварительные исследования в Канадском Институте Мозга и Психики предоставляют эмпирическое обоснование использования схем произвольных занятий в музыке. Мало того, что эти исследования позволяют предположить, что схема произвольных занятий более эффективна, чем схема блокированных занятий музыкальных пассажей, инервьюирумые участники также показывают, что произвольная практика оказывает положительное влияние на такие факторы, как постановка целей и концентрация.
Как использовать произвольную схему в занятиях
Вместо того чтобы тратить длительные непрерывные периоды времени, забирая каждый отрывок или раздел части на отработку, выбирайте несколько отрывков, с которыми вы хотели бы работать, и чередуйте их. Если вы хотите потратить в общей сложности 30 минут на конкретный отрывок, занимайтесь его короткими сегментами, постоянно работая над этим отрывком, пока вы не достигли 30-минутному цели. Экспериментируйте с промежутками времени. Если вы отрабатываете отрывки, которые очень короткие, вы можете переключаться между ними в более быстром темпе, чем потребовалось бы для бОльших разделов. Вы можете использовать небольшой будильник, чтобы определенные промежутки времени или переключиться после каждого повторения. На самом базовом уровне, схема произвольных занятий может выглядеть следующим образом:
Продолжительность
Материал
3 минуты
Отрывок А
3 минуты
Отрывок B
3 минуты
Отрывок C
3 минуты
Отрывок А
3 минуты
Отрывок B
3 минуты
Отрывок C
- и т.д.
Отработка пассажей в различных ритмических вариациях является отличным способом введения контекстног вмешательства в меньших масштабах. Но вместо того, чтобы делать все ритмические вариации на одном отрывке, прежде чем перейти к следующему, выполните одну вариацию на отрывок: одна на отрывок А, одна на отрывок B, а затем вернуться к отрывок А для второй вариации и т.д. В работу над техникой также может быть вкраплены произвольные составляющие, а не делать все это в одном длинном блоке. Пример более сложной произвольной сессии занятий может выглядеть примерно так:
Продолжительность
Материал
2 минуты
Длинный тон (речь о скрипке), гамма, длинный тон, гамма ...
3 минуты
Отрывок А (используя первые ритмические вариации)
2 минуты
Терцевая прогрессия, арпеджио, терцевая прогрессия, арпеджио ...
3 минуты
Отрывок B (используя первые ритмические вариации)
2 минуты
Длинный тон, гамма, длинный тон, гамма ...
3 минуты
Отрывок А (с помощью второй ритмической вариации)
2 минуты
Терцевая прогрессия, арпеджио, терцевая прогрессия, арпеджио ...
3 минуты
Отрывок B (с использованием второй ритмической вариации)
- и т.д.
Перестановки бесконечны и точное деление времени не важно. Решающее значение имеет то, что вы держите ваш мозг в напряжении изменением материала. Большая вовлеченность мозга означает, что вы меньше скучаете, более целенаправленны (вам приходится, если у вас есть только 3 минуты, чтобы сделать что-то), и существенно более продуктивны. Самое главное, когда вы вернетесь к занятиям на следующий день, вы можете начать с того момента, где вы остановились. Этот тип занятий липнет. (удерживается)
Какие выводы для себя подчеркнул:
- подтверждение того, что для целей развития техники не следует учить одно или пару сложных произведений взамен многих более простых;
- подтверждение того, что кратковременные множественные занятия в течение дня более эффективны, чем одно или два по часу;
- подтверждение того, что надо "забывать" произведение на некоторое время, чтобы после паузы из дней-недель к нему возвращаться заново для дальнейшей полировки;
- подтверждение, что чувство излишнего комфорта во время занятий - тревожный знак. В упомянутом в самом верху видео говорится, что участники эксперимента, которые занимались по блокировочной схеме, утверждали, что именно этот их способ наиболее эффективен. А результаты тестов показывали обратное... Они, похоже, путали приятность с полезностью.
Комментарии под статьей, превышающие объем самой статьи, и выход через видеоролик на новый ресурс с интересными статьями о работе мозга продолжают тему, но не в силах все это перевести...