Как импровизировать

Oct 16, 2013 23:38

Пользователь acies_lucida, Мария Мастина, не так давно начала во взрослом возрасте осваивать игру на фортепиано с нуля. Кратенько она описывает этот процесс в своем блоге. Очень удачно оказалось, что Мария сама по роду своей деятельности переводчик с английского, имеет дело с составлением текстов, и поэтому у нее получается  достаточно складно анализировать свой прогресс и излагать накопленные мысли. Мария избрала свой путь в изучении импровизации и овладении способностью излагать свои музыкальные мысли не по чужим нотам, а в спонтанной игре. Вполне, кстати, нормальная и осуществимая цель. В нашем фейсбучном форуме Пианисты-любители Мария представила перевод с английского интересного для ее направления материала, статьи Как импровизировать из блога Piano Clues. Я подумал, что этот перевод также будет интересен и остальным читателям моего блога, так как он находится полностью в той же тематике. Поэтому с радостью представляю его здесь. Оригинал перевода также можно найти здесь.


Импровизация - это искусство создания музыки на лету, без опоры на ноты или запомненное
произведение. Возможно, это кажется сложным, но в действительности это достаточно просто. Самое
тяжелое в импровизации - это позволить себе сбиваться. Вы должны предоставить себе свободу играть
все что угодно, независимо от того, насколько это будет ужасно.
Давайте сразу признаем: ваши первые импровизации не будут хороши. Но они никогда не станут
лучше, если вы не позволите себе импровизировать плохо.
Если вы уже умеете играть на слух, у вас есть хороший задел, т.к. игра на слух и импровизация в
сущности одно и то же. Импровизация лишь немного страшнее, поскольку у вас нет спасительной
ниточки существующего произведения.
Аккорды
Существует несколько подходов к импровизации:
Вы можете играть новую мелодию поверх существующей последовательности аккордов. Это то, что
делает большинство джазовых музыкантов: весь оркестр играет фиксированную гармоническую
структуру, а солист играет что-то поверх ее.
Если вы импровизируете сольно на пианино, ваша левая рука может играть одни и те же аккорды
снова и снова, тогда как правая рука создает мелодию.
Вы можете также отказаться от фиксированных аккордов и придумывать гармонию по мере игры.
Конечно, это немного сложнее, поскольку теперь вам придется думать о двух вещах: мелодии и
аккордах.
В действительности, количество возможных вариаций в гармонии гораздо меньше, чем в мелодии, так
что все не так сложно, как кажется.
Можно гармонизировать огромное количество музыки всего лишь тремя аккордами (I, IV и V), так
что если вы ограничитесь лишь этими тремя аккордами в левой руке, число возможных изменений в
аккордах будет ограниченным.
Придерживаться простых импровизаций - хорошая идея для начинающего импровизатора.
Мелодия
Предположим, вы заранее знаете последовательность аккордов, как в таком случае найти подходящую
мелодию?
Есть три метода:
1. Играйте тоны аккорда. Мелодии состоят из тонов, входящих в аккорд. Это значит, что если текущий
аккорд - это C, то мелодия, состоящая из тонов C, E или G всегда будет звучать хорошо, поскольку C,
E и G - тоны, входящие в аккорд C.
Когда вы меняете аккорд, вы выбираете тоны из нового аккорда и так далее.
Если вы ищете более интересное звучание, вы можете также использовать дополнительные
аккордовые тоны, такие как 7-я и 9-я ступень гаммы, либо специальные тоны, как 6-я ступень гаммы.
Конечно, вы можете играть и другие тона, которые не входят в структуру аккорда, но их
использование следует ограничить лишь в качестве быстрых переходящих тонов.
Например, если вы сыграете долгий тон F в мелодии поверх аккорда C, вы, возможно, вызовете
недовольство у своих слушателей :) Нормальным будет играть непродолжительный тон F, если вы тут
же разрешаете его в тон аккорда.
2. Играйте тоны гаммы. Если вы играете в тональности C, то вы можете использовать в мелодии тоны
из гаммы до-мажор. Если вы хотите чего-то необычного, выберете другую гамму, например блюзовый
или любой другой лад. Однако я не буду касаться этого здесь.
3. Играйте по наитию. Это мой любимый метод. Я не люблю особо думать, когда я импровизирую.
Вместо этого я пытаюсь услышать мелодию у себя в голове незадолго до того, как я нажму клавишу.
Игра по наитию
Это проще, чем кажется: если вы в правильном состоянии ума, мелодии будут приходить к вас
автоматически (или «магически?»). Так происходит со мной, во всяком случае.
Делает ли это меня странным? Я так не думаю. Я верю, каждый способен так делать, но для начала вам
требуется утихомирить любую болтовню у себя в голове.
Для практики играйте определенную последовательность аккордов (например, C-Am-Dm-G7) снова и
снова и попробуйте по ней напеть, промурлыкать или насвистеть мелодию. Не думайте слишком много
об этом, просто пойте что угодно.
Если у вас получается, вы можете импровизировать!
Если у вас есть мелодия, которая вам нравится, попробуйте, напевая ее, подобрать ее на слух на
пианино.
Скэт (вокальная импровизация, имитирующая звук инструмента) во время ваших импровизаций -
отличный способ тренировки вашего слуха!
Запомните: не нужно думать об этом слишком много. Мышление - рациональный процесс,
происходящий в одном полушарии мозга, тогда как творчество - абсолютно другой процесс,
происходящий в другом полушарии мозга.
Если вы слишком много размышляете, вы не оставляете места для творчества. Лучшие творения
возникают в абсолютно безмолвном сознании и с сердцем, преисполненным чувством.
Советы
Если вы испытываете трудности при сочинении собственной мелодии, возьмите существующую.
Как видно, последовательность аккордов C-Am-Dm-G7 используется в огромном количестве песен,
например, «Blue Moon» или «Heart and Soul» и многих других. Напойте или насвистите какую-либо
из этих песен, играя на пианино аккорды, и затем добавьте свои собственные вариации. Вы не успеете
заметить, как уже будете петь - и играть - совершенно новую мелодию.
Другая подсказка в отношении создания мелодии: скачайте слова песни, которую вы не знаете.
Просто погуглите «слова песни» и вы найдете массу веб-сайтов со словами песен. Затем попробуйте
придумать свою собственную мелодию на найденные слова.
Самый простой способ - просто продекламировать текст. Автоматически вы обнаружите, что
положили его на какой-либо ритм, даже если вы не знаете, как звучит исходная песня.
Вы можете проделать то же с поэзией, конечно, - или даже с любым текстом, как показано на этом
видео Элтона Джона.
Проделывайте это медленно. Чем быстрее вы играете, тем меньше времени у вас подумать, что вы
собираетесь делать дальше. Вы научитесь быстрее, если будете играть медленнее.
Пример
Прежде всего, не усложняйте! Я уже упоминал последовательность аккордов C-Am-Dm-G7, в которой
всего четыре аккорда. Но вы можете еще больше упростить задачу. Как насчет того, чтобы играть
аккорды C-G-C-G снова и снова?
Ниже маленькая импровизация, которую я сыграл, используя эти два аккорда. Я ограничился простым
вариантом: только аккорды из трех нот в левой руке и простая мелодия в правой.
Миди-файл с короткой импровизацией на аккордах C и G.
Как я говорил в начале, в действительности не имеет значения, хороша ли импровизация или нет. Он
она моя и я сыграл ее на лету.
Если вы учитесь играть от самого сердца, то импровизация будет для вас конечной дорогой к
музыкальному самовыражению. Мало что приносит столько же удовлетворения!



импровизация, обучение игре на фортепиано

Previous post Next post
Up