Я хочу научиться играть на фортепиано с нуля. Каковы перспективы?

Sep 06, 2013 16:35


Определенно, людей, желающих научиться играть на фортепиано, очень много. Сужу об этом по часто встречающимся в интернете вопросам типа «Как научиться играть?», «Можно ли научиться играть взрослому?». Кроме того косвенным признаком такой тяги считаю обилие просмотров видеороликов на YouTube, где визуально на пальцах предлагают разучить какую-нибудь популярную эстрадную песенку. Думаю, что те, кто уже проучились хотя бы пару лет, уже не стали бы смотреть подобные ролики. Значит, вся эта миллионная статистика просмотров относится в основном к неумеющим играть. Люди пытаются получить простые, односложные и краткие ответы на свои вопросы о возможности научиться, повторяя этот вопрос снова и снова, и не довольствуясь предыдущими туманными для них ответами. Как будто пытаются купить какую-то вещь, но все еще надеются сбить цену. Я сам часто размышлял о разных аспектах взрослого обучения, пытался представить оптимальные стратегии и пути, испытал многое на своей шкуре. Поэтому решил вбросить свои 2 копейки и написать свой вариант ответа на вопрос о перспективах взрослого, начинающего с нуля.


Мотивация.

Изначально мотивация на занятия должна быть очень высокой. Именно ее запас будет проталкивать вас первое время обучения, когда звуковой результат получается ну совсем еще скудным. Мотивация зависит от осознания маячащей в будущем награды и имеющихся бытовых условий, которые определяют саму возможность занятий и их продолжительность. Если вы не сможете выделять на занятия хотя бы один час в день и так в долгосрочной перспективе, то цель-награда плавно перемещается за видимый жизненный горизонт, и я уже не могу понять, какая тут может быть мотивация. Тыканье в клавиши 15-20 минут в день не увеличивает время обучения в 3-4 раза по сравнению с часовыми занятиями. Здесь не линейная зависимость. Прогресс будет гораздо меньший, и, вероятно, за несколько лет  вы только корявенько сможете разучить менее десятка простейших песенок по тем вышеупомянутым роликам YouTube. То есть я считаю, что час занятий в день - это тот минимум для взрослого, от которого следует отталкиваться, если вы хотите начать с нуля. Трезво оцените для себя такую реальность выделения такого количества времени. (На телевизор хватает?) Возможно, в далеком будущем вы сможете заниматься и по 20 минут, довольствуясь достигнутым уровнем и просто удерживая его. Любые же попытки-занятия начинающего с временем меньшим часа (в целом за день) я рассматриваю просто как подготовку и прикидку перед началом реального обучения.

Ну а цель, какова будущая награда? Наверное, у каждого мечтающего выучиться своя собственная цель, окрашенная личностными особенностями. Уверен, что не найдется такого идеалиста мечтателя, который ставит целью стать концертирующим по филармониям пианистом. И почему только профессионалы постоянно пытаются тыкать любителям этим в нос в качестве аргумента, что начитать уже поздно: «А вот концертирующим пианистом вы никогда не станете!» Можно подумать, что кто-то прямо так хочет. Ни разу не встречал такого желания среди взрослых (да, честно говоря, и у детей). А вот играть лет через 20 в каком-нибудь уютном ресторанчике свое любимое, и даже за небольшие деньги, совершенно реально. Если опять же вам такая цель интересна. Или даже сможете что-нибудь сочинять свое и играть на публике. Почему 20 лет, а не 10 как у детей? Господа и дамы, ну давайте же будем реалистами.

Инструмент

Для реальных полноценных занятий нужен реальный инструмент, а не дешевая электронная клавиатура. Идеально подходит акустическое пианино, если вам позволяют бытовые условия. Оно и не дорого, если не гнаться за лучшими экземплярами и рассматривать возможность покупки б/у (многие ведь уже выучились, и инструмент им больше не нужен ))). И пианино соответствует требованиям для обучающегося по механике клавиш и качеству звука. К сожалению, большинству, как и мне лично, держать акустическое пианино в доме не представляется возможным. Мне пришлось покупать более дорогой электронный инструмент (сейчас Kawai CA65, куплен за 150 000 рублей), чтобы имеет возможность заниматься в наушниках и не беспокоить соседей и членов своей семьи, при относительном качестве клавишной механики и звука. Но отнюдь я не призываю сразу же покупать дорогой инструмент с  самого начала. Даже я противник этого! Если только вы не очень обеспеченный человек, которому ничего не стоит потратить более сотни тысяч рублей на инструмент, то вам было бы разумнее купить для самого начала что-нибудь очень простое, и даже не среднее, а ниже среднего. Ну не за одну тысячу рублей, которую вы с таким же успехом могли бы потратить на вечер в ресторане, и что характеризовало бы незрелость и смехотворность вашего решения о занятиях музыкой, а вот что-нибудь тысяч за пять рублей уже могло бы даже сгодиться. Я прицепился к этой цене, потому что сам недавно с трудом продал свой старенький синтезатор Yamaha за эту цену, а ведь на нем я несколько лет занимался. Этот первый инструмент позволит вам изучить ноты, элементарнейшую базовую технику, и вместе с тем вы сможете оценить за несколько месяцев занятий, насколько вы готовы продолжать их и хотите ли углубляться в учебу далее. Не секрет, что большинство начавших бросят это обучение. Тогда хоть не так сильно пострадаете финансово. Те же немногие, кто решит продолжить обучение, смогут инвестировать большую сумму на серьезный инструмент уже более осознанно и уверенно. Наличие двух инструментов в доме совершенно не окажется излишеством. Один инструмент затем становится походным для игры вне дома, скажем в ансамбле или в гостях, а другой становится стационарным и основным для занятий. Таким образом, я так понимаю смысл двух ценовых категорий для электронного инструмента - дешевый инструмент для первоначальных прикидок или дорогой инструмент с молоточковой механикой для реальных занятий. То, что между ними, "ни рыба ни мясо", мне лично не понятно по назначению, или точнее, то инструменты для игры умеющими играть людьми, но не для самого процесса обучения.

Про учителей и их желательность в этом блоге есть уже статьи, так что не буду особо повторяться. Еще раз только отмечу, что для правильной постановки рук в самом начале живое общение с учителем крайне желательно. Затем в меру вашей внутренней дисциплинированности и способности думать самостоятельно, вы сможете постепенно снизить потребность в учителях, встречаясь с ними все реже и реже. Надо только понимать, что отказ от учителя в общем случае удлинит срок вашего обучения. Можете поразмышлять, сколько стоит ваш час на работе (и соответственно ваш час свободного времени), чтобы определить, выгодна ли вам в целом такая экономия на оплате учителю.

Хотел добавить к этому описанию еще ссылки на ролики YouTube, где показаны любительские результаты после каждого года обучения, но решил, что вы сами сможете проделать это самостоятельно. Набирайте, например, в окне поиска piano progress “N years”, где вместо N ставьте конкретную цифру года обучения. Любопытно, что есть достаточно много роликов, начиная от 2 недель обучения и до года, а вот после 3 лет все куда-то пропадают ))) Вот редкое исключение (3 года) - интересный проект http://aquercy-pianojazz-project.blogspot.ru/, выставленный на всеобщий контроль. Человек в 2010 году провозгласил, что через три года он будет играть в джем-сейшенах в джазовых клубах. И стал выкладывать видеоотчеты о своем продвижении с самого начала. Исходный уровень у него, правда, не был нулевым, но и не бог весть каким. Все еще продолжает спустя три года! )) Обратите внимание, например, на этот ролик, который он записал через 3 года от начала своего проекта. Ролик записан в студии в Нью-Йорке с барабанщиком и басистом. По гамбургскому счету клавишное исполнение убогое, но сам мужик должно быть очень счастлив. Во всяком случае я порадовался вместе с ним ))  Вам такой уровень подойдет? Тогда вперед!

image Click to view



P.S: Ну а если все же брошу занятия через несколько лет? (это я не про себя) Не будет ли жалко потраченного времени? Думаю, что нет, не будет жалко. В конце концов, все-равно лучше начнете понимать музыку и обеспечите себе на всю оставшуюся жизнь более качественной способностью слушать и радоваться ей.

Update 23.05.15: Только сегодня заметил и раскрыл комментарий от Арнауда Куерси, автора вышеприведенного видеоролика. В его комментарии (ниже) вы найдете ссылки на обновленный уровень его игры. То есть человек не останавливается, и это главное!

Update 10.03.16: Тот же Арнауд Куерс разместил сегодня в фейсбуке записи своей текущей игры, завтра, т.е. 11-03-2016 выступает с группой в Blaine Bar в Париже: https://www.reverbnation.com/arnaudquercy

Update 29.03.18:

Я возвращаюсь к этому посту почти через 5 лет и вижу, что в отношении мотивации я бы расставил акценты иначе. Не буду трогать предыдущий текст, так как в основном мое мнение осталось таким же, но добавлю немного.
Все, что я описал ранее, касается лишь момента старта, начальных значений в задаче обучения. Это статический срез ситуации. Как только вы вступите в воду и поплывете, картина вокруг вас задвигается, и условия продолжения обучения придется постоянно самостоятельно корректировать. Прежде всего через некоторое время у вас начнет отказывать «дыхалка», т.е. ваша мотивация. Солдатской дисциплиной вы может быть сможете еще сколько-нибудь продержаться в движении, но не «дышать» вы все-равно не сможете. Чем дольше станете принуждать себя к занятиям, тем оглушительнее будет разрыв, и меньше вероятность, что вы вообще когда-нибудь вернетесь к инструменту вновь. Поэтому к мотивации изначально следует отнестись очень вдумчиво и понять, откуда она черпается и как расходуется.
Знания о глубинных течениях мотивации гораздо важнее, чем овладение внешними техническими приемами. Они принадлежат к основным, базовым знаниям успешного обучения, но о них редко кто говорит. Может быть оттого, что это уже относится не чисто к технике музыкальных занятий, а к восприятию жизни в целом, к философии, к уровню зрелости вас как человека, к умению самостоятельно мыслить, отношению к любому делу. Я спускался по уровням осознания обучения очень медленно от сугубо технических до глубинных, базовых. Потом меня просто выкинуло в философию. Это можно проследить по хронологии и содержании постов в моем блоге. В конце концов мне стало уже нечего добавить в тех плоскостях, в которых я вел разговор раньше, и не интересно. А продвижение к общим философским вопросам в теме блога для большинства заглянувших в блог читателей совсем не понятно. Все должно происходить в свое время.
Поэтому всплыву наверх и прокомментирую еще раз про мотивацию. Когда ребенку в первый раз дают в руки барабанные палочки и устраивают посидеть внутри ударной установки с множеством таких ярких, блестящих барабанов и металлических блинов и разрешают постучать, его восторгу нет предела. Он ничего не умеет, но он так рад простому последовательному постукиванию по этим взрослым инструментам. Может быть чуть менее ярко, но, - раз уж вы горите желанием обучиться игре на фортепиано, - что-то подобное должны ощущать и вы, когда в самый первый раз прикасаетесь к клавишам только что купленного инструмента. Вы ведь еще не умеете играть, либо играете плохо, так откуда эта радость от простого прикосновения к клавишам, от несложных переборов? Запомните это чувство. Вас удручает в этот момент, что звук от вашей игры получается не ахти? Думаю, что вы об этом совсем не думаете, вас это нисколько не останавливает и не служит преградой для обучения. Почему же тогда через год или два, когда вы садитесь за инструмент, вас внутренне гнетет и корежит ваша текущая техническая способность? Ведь она, несомненно, повысилась за время обучения. Куда делась вся мотивация?
Если вы так охладели, значит вы попросту сожрали всю имевшуюся у вас первоначальную мотивацию и не позаботились об ее возобновлении. А вы должны были за ней следить ежедневно! То есть следить не за дисциплиной ежедневных занятий, а именно за вашей мотивацией к занятиям. В идеале вам всегда должно быть также радостно, как и в первый день, когда вы подошли к инструменту. А откуда черпается мотивация? Ответ: обратная связь того, что все идет более-менее по плану, и правильное внутреннее восприятие места игры в вашей жизни (т.е. опять же философия). Но пока призываю запомнить только то, что за мотивацией следует зорко следить.
Если мотивация начинает снижаться, то, однозначно, вы делаете что-то неправильно. Что именно - не могу сказать, но что-то обязательно неправильно. Либо в техническом плане, когда вы уперлись в стенку, либо в плане психологии и отношению к игре. С техническим планом более-менее понятно: идти к преподавателю и расшивать вопрос, выкорчевывать накопившиеся вредные привычки. В психологическом плане: начать по-взрослому разбираться со своим отношением к игре на фортепиано и зачем она вам. Я неверно написал в прошлом про цель и будущую награду. Нет никакой БУДУЩЕЙ награды. Награда есть здесь и сейчас. Это стиль жизни, то есть часть вашей текущей жизни. Награда пришла и привела вас в восторг. Просто не разбейте эту чашу и тогда радость будет всегда с вами. Не надо крестиком зачеркивать даты в календарях, остающиеся до конца 20-летнего срока обучения, вы не в тюрьме. Вообще вас, по идее, совсем не должен волновать срок обучения, как не волнует срок достижения мудрости. Вы либо получаете радость от игры и тогда с ней живете, либо не радуетесь игре и тогда с ней расстаетесь. Технический уровень совсем не при чем с точки зрения вашего внутреннего состояния. Да, при низком техническом уровне вы не сможете «выпендриться» перед другими, но от излишнего эго с возрастом полезно потихоньку избавляться. Вы же, наверняка, радовались, когда разучили свою самую первую простейшую песенку? Что изменилось, когда через несколько месяцев или лет, вы удрученно бросаете обучение? Вы ведь не стали играть хуже! Я задаю эти вопросы не для того, чтобы далее предложить ответы, а чтобы вы сами поразмышляли над ними.
Сейчас, когда вы читаете этот пост и оцениваете перспективы своего обучения, имейте в виду, что все ваши начальные вопросы постепенно растворятся, так и не дойдя до окончательных прямых ответов. Они станут не совсем корректными при вашем изменившемся осознании игры. Все количественные вопросы - сколько надо лет обучаться, с какого возраста, с какой скоростью исполняются ноты, за какую цену покупать инструмент, сколько часов в день, сколько произведений учить и т.д. - уйдут, вы станете мыслить другими понятиями. Но для начала почему бы не начинать с них, это нормально. Только ответы от играющих на эти вопросы так и останутся размытыми и субъективными - у всех оставшихся играть свой собственный неповторимый опыт.
А Арнауд Куерс тем временем закончил обучение в Парижском музыкальном джазовом колледже (IMEP Paris College of Music) и играет с командой в парижских кафешках и барах. Здесь он дирижирует оркестром, исполняющим его аранжировку джазовой пьесы: https://www.youtube.com/watch?v=bq9VMrqK58w




обучение взрослых, обучение фортепиано, Обучение взрослых музыке, Обучение игре на фортепиано

Previous post Next post
Up