Преимущества обучения взрослых.

Nov 16, 2012 00:26

Представляю перевод статьи Преимущества обучения взрослых.  Автор: Питер Кристиан Моуз, 1999
Ориганал взят с сайта: http://www.amsfperform.org/

На протяжении лет я известен как свободный, соглашающийся на всех учеников учитель фортепиано, который специализируется на обучении взрослых. Означает ли это, что я не обучаю детей? Нет, совсем не так. Означает ли это, что я предпочитаю учить взрослых, нежели детей? Снова нет. Это означает, по крайней мере частично, что я стал сам по себе специалистом по обучению музыке взрослого человека. Сам по себе в том смысле, что я с энтузиазмом говорю «да» в тех областях обучения, где многие другие учителя по фортепиано говорят «нет» или «может быть». Множество моих коллег, кажется, чувствуют себя некомфортно в обучении людей, которые ровесники им или старше их, что мешает им прибегнуть к тому же самому авторитарному стилю обучения «делай-как-я-сказал» с этими взрослыми, стилем, которым они пользуются в обучении детей, так как большинство взрослых не приемлет такого обучения. Так или иначе, рано или поздно раздается звонок в моем телефоне, и типично неуверенный взрослый голос на другом конце линии интересуется, смог бы я посчитать его или ее хотя бы отдаленно обучаемой и начинает рассказывать мне историю своей музыкальной жизни.



Иногда это история о возвращении к музыке, иногда история только теперь и начинается. То есть, до настоящего момента в жизни этого человека может оказаться нулевой уровень музыкальной подготовки и опыта, но, однако, он или она нашли в себе смелость последовать за мечтой.  Эти люди обычно говорят мне, что у них нет таланта, или еще рассказывают, что кому-то еще в их семье, часто тете или дяде, повезло родиться с музыкальными генами. Я же повторяю им свою мантру музыкального обучения, в которую я верю: «Забудьте такое слово 'талант'. Мы все обладаем музыкальностью. Чтобы играть на фортепиано не требуется таланта, а требуется 30 минут в день прилежных занятий и еженедельных уроков с учителем, который вам нравится.» (Я говорю про 30 минут, потому что это звучит легкой и выполнимой задачей. Если они решат заниматься больше каждый день, безусловно, станет только лучше, но я не хочу, чтобы фортепиано сразу стало чувствоваться тяжелой ношей: первичная цель - получать удовольствие.)

Затем я продолжаю, что по существу, то, что они выбирают или покупают в услугах учителя, это взаимоотношения, и обе стороны должны подходить друг к другу, но в особенности ученику должен подходить учитель. Учитель должен уважать цели ученика, будут ли эти цели направлены на песню «Home on the Range», Билли Джоуэла, Джорджа Гершвина, «К Элизе» или на блюз. Я рассказываю потенциальному взрослому начинающему, что мы начнем играть настоящую музыку сразу же, на первом же занятии. И мы так и поступаем, исследуя в процессе всю клавиатуру и волшебную демпферную педаль, возможно по ходу играя некоторую учебную пьеску по квинтам или ломанным аккордам. Возможно, я сочиню упражнение для них, или мы вместе придумаем его.

Я не раскрываю им, что они, может быть, пустились в путешествие длиной в пять, десять лет или более, потому что большинство из нас даже страшно рассматривать такую перспективу. Кроме того, этого и знать не обязательно. Если каждый урок является возможностью получить радость и открытия, а к домашним заданиям подходят с таким же настроением, ученик не нуждается в подробном плане на длинный великий путь своего грядущего музыкального совершенствования.  Музыкальные дорожные карты, если уж на то пошло, подобно всем дорожным картам могут измениться в пути.

«Черлидинг» - вот то слово, за которое я цепляюсь, вспоминая группы старшеклассников с помпонами и неудержимым ура-патриотизмом. Но знаете что? Черлидинг может оказаться самой легкой частью моей роли свободного учителя по фортепиано для взрослых обучающихся. Большинство из них, когда дело доходит до музыки, пугаются даже своей тени. Они давно оставили позади себя порог школы с ее пугающей системой оценок, с присущим ей ощущением компетентности и некомпетентности, отличниками и двоечниками. Вероятно, теперь у них есть работа или карьера, упорядоченная жизнь, возможно семья - короче говоря, базовое чувство взрослой компетентности. Жизнь полна своими стрессами, но мы взрослые научились как минимизировать их в своих жизнях, избегая тех вещей, в которых мы не особенно разбираемся, и цепляясь за то, что создает нам комфорт.

Однако, движение от компетенции и комфорта в сторону полной некомпетентности и дискомфорта - именно так и есть, если мы беремся за обучение музыке во взрослом состоянии - и выполнение этого один на один с наставником, вызывает чувство громадной уязвимости. Физической уязвимости: «Мои пальцы кажется просто не желают мне подчиняться!» или «Я не способен это сделать!» И эмоциональной уязвимости: «У меня нет никаких оснований делать это в таком возрасте.» или «Вы хотите, чтобы я сказал вам, что я чувствую в этом произведении? А если я отвечу невпопад? Или если я не знаю, что чувствую?» И самая страшная мысль: «Что если я в действительности совсем ничего не чувствую? Что если только сведущие в искусстве понимают все эти дела касательно чувств, эмоций, выражений, а я остался позади как нечувствительный персонаж, фундаментально тупой как пробка? Как тот, кому и не следует играть на фортепиано, и нечего касаться таких понятий как творчество и самовыражение, в это время жизни. Как только я додумался до этого?»

Чтобы начать посещать уроки в возрасте шести или восьми лет, не требуется отваги, а только настойчивость родителей и послушание ребенка, но акт начала занятий во взрослом состоянии, или возвращение к фортепиано, будучи взрослым, требует значительной смелости. Хороший учитель для взрослых осознает и уважает такую смелость, и понимает и принимает страх, который представляет обратную сторону медали.

Возникающее взаимоотношение «один на один» между учителем и учеником, скорее всего, будет ярким и особенным. Никто не знает как долго это продлится, но в процессе рождается музыка, и это прекрасно. Происходит работа, и это прекрасно. Может произойти психологическое единство, и это прекрасно. Две чувствующие души будут отражать друг друга через искусство - несомненно, это прекрасно. И если кто-то посчитает, что этот мир частного музыкального обучения между двумя взрослыми, очень напоминает мир взрослой психотерапии, вплоть до близкой дружбы, я буду последним, кто не согласится.




обучение взрослых, фортепиано

Previous post Next post
Up