За исключением нот для начинающих, базовая аппликатура не указывается в музыкальных изданиях. За базовой аппликатурой обращайтесь к гаммам (разделы III.5.4 и III.5.8) и арпеджио (раздел III.5.5), обращая внимание, что именно гаммы определяют расстановку пальцев практически во всех пассажах. Поэтому важно запомнить аппликатуру всех гамм; это не так трудно, потому что большинство гамм следуют одной стандартной расстановке, а исключения подчиняются простым правилам, таким как избегание попадания большого пальца на черные клавиши. Нажатие черной клавиши большим пальцем помещает руку слишком близко к фронтальной планке фортепиано и делает игру другими пальцами на белых клавишах затруднительной. Большинство нотных изданий указывают аппликатуру для необычных ситуаций, когда требуется особая расстановка пальцев. Следуйте именно этим указаниям, если только у вас нет лучшего варианта; если вы им не следуете, то скорее всего вы попадете в затруднительное положение. Указанная аппликатура может сначала казаться неудобной, но она имеет свои разумные причины. Эти причины часто не становятся очевидны, пока вы не будете играть в темпе и/или в режиме РВ (руки вместе).
Чрезвычайно важно зафиксировать вашу расстановку пальцев и не менять ее, если только не возникнет существенная причина для изменения. Отсутствие фиксированной аппликатуры замедлит процесс разучивания и приведет к дальнейшим трудностям, особенно во время выступления, когда неопределенность выбора пальца может вызвать ошибку. Если же вы изменили аппликатуру, специально заостряйте внимание, что вы всегда придерживаетесь нового варианта в игре. Пометьте это изменение в нотах, чтобы случайно не уходить с выбранного варианта во время занятий; к тому же будет очень досадно, вернувшись к произведению через несколько месяцев, обнаружить, что вы не помните тот прекрасный вариант, который вы ранее разработали.
Не вся предлагаемая аппликатура в нотных изданиях подходит для каждого. У вас могут быть большие или маленькие руки. Вы можете уже привыкнуть к другой аппликатуре вследствие способа разучивания. У вас может оказаться иной уровень подготовки: например, вы лучше извлекаете трели пальцами 1 и 3, чем 2 и 3. Ноты от разных издателей могут иметь различную аппликатуру. Для продвинутых игроков аппликатура может обладать сильным влиянием на музыкальный эффект, который они намереваются достигнуть. К счастью, методы из этой книги хорошо подходят для быстрой смены аппликатуры. Как только вы ознакомитесь с методами из этой книги, вы будете способны изменить расстановку пальцев очень быстро. Проводите все изменения в расстановке до того, как вы начнете играть в режиме РВ, потому что как только пальцы будут внедрены в игру РВ, их будет очень трудно изменить. С другой стороны, некоторые варианты аппликатуры очень легки в режиме РР, но становятся трудны в РВ, поэтому может быть следует проверить их в режиме РВ до того как решиться на постоянное принятие каких-либо изменений.
В итоге, расстановка пальцев критически важна. Начинающие не должны приступать к занятиям без знания соответствующей аппликатуры. Если вы не уверены в своем варианте аппликатуры, попытайтесь найти ноты с подробными обозначениями пальцев или обратитесь за помощью в интернет форум пианистов. Если вы посмотрите на расстановку пальцев в гаммах и арпеджио, вы обнаружите некоторые простые правила «общего здравого смысла» по расстановке пальцев; их уже должно быть достаточно, чтобы вы могли начать.