В Екатеринбурге прошел национальный чемпионат сквозных рабочих профессий в высокотехнологичных отраслей промышленности. Название очень сложное для уха простого обывателя, но тем не менее это очень важное событие для будущего всего российского производства.
Немного вводной информации.
WorldSkills International (WSI) - международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. Основана в 1953 году. На сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 72 страны. Своей миссией WSI называет привлечение внимания к рабочим профессиям и создание условий для развития высоких профессиональных стандартов. Ее основная деятельность - организация и проведение профессиональных соревнований различного уровня для молодых людей в возрасте до 25 лет.
Проект проведения первого национального чемпионата WorldSkills Russia был одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив (АСИ) под председательством Президента России Владимира Путина в октябре 2011 года. Первый Всероссийский конкурс рабочих профессий WorldSkills Russia состоялся весной 2013 года в Тольятти. По итогам соревнований была сформирована сборная Российской Федерации, которая в июле 2013 года приняла участие в чемпионате мира WorldSkills International 2013 в Лейпциге. Международные чемпионаты проводятся раз в два года. В этом, 2015 году, международный чемпионат принимал бразильский Сан-Паулу, где обновленная сборная России заняла 14 общекомандное место(из 59 стран) и завоевала 6 медалей «За высшее мастерство». Кроме того, на очередном заседании Генеральной ассамблеи WSI местом проведения мирового первенства 2019 была выбрана Казань.
В России пирамида соревнований строится следующим образом. В регионах, на уровне образовательных учреждений проводятся аттестационные конкурсы по профильным специализациям. Победители попадают на региональные соревнования. Победители региональных чемпионатов получают путевку на российский, национальный чемпионат, где в свою очередь по результатам формируется команда которая будет представлена на главном, международном чемпионате. Возраст участников соревнований до 22 лет. Компетенция(профессий) участвующих в соревнованиях порядка 50 разных направлений. Это что касается классической пирамиды WorldSkills.
В минувшие выходные в Екатеринбурге прошел второй чемпионат с приставкой Hi-Tech. Здесь были представлены участники российских предприятий работающих в высокотехнологичных отраслях(Hi-Tech). Участники этого чемпионата стали победителями в отборочных турнирах своих предприятий тем самым обеспечили себе участие в национальном чемпионате WorldSkills Hi-Tech. Возраст участников Hi-Tech до 28 лет. Так же здесь принимают учатие совсем маленькие участники в Junior программе от 10 до 17 лет. Это дети подшефных образовательных учреждений(школы, колледжи) предприятий-участников.
Цель очень понятная и простая. Популяризация рабочих профессий и привлечение интереса детей к производственным процессам.
1. Чемпионат проходил в Екатеринбург-Экспо:
2. Вся огромная площадь экспоцентра была занята мероприятиями этого события:
3. В главном зале проходят сами соревнования. Вот список участвующих компетенций:
4. Если посмотреть сверху, то хорошо видно что все зоны компетенций выделены тремя цветами. Красный и желтый - это классические компетенции, которые входят в международный WorldSkills и являются сквозными для всего мира, а зеленые зоны - экспериментальные компетенции, которые по мнению организаторов будут востребованы в ближайшем будущем на наших технологичных производствах:
Сделаю небольшое отступление и поясню, почему называется вид деятельности не профессией, а компетенция. Как показывает практика сами по себе профессии отмирают. Пример. На производстве стоит задача выточить деталь. Ответная ей компетенция это фрезерная работа на станке с ЧПУ. Однако 80% работы на станке с ЧПУ - программирование. Таким образом, программирование является сквозной компетенцией в работе со станком с числовым программным управлением. По мнению экспертов, имея несколько базовых сквозных компетенций можно освоить практически любую профессию в современном производстве.
Зона Экспо поделена на три части. Соревновательную, интерактивно-развлекательную и деловую.
В этой репортаже покажу несколько интересных на мой взгляд компетенций в соревновательной зоне.
Прототипирование
5.Создание 2D и 3D моделей промышленных изделий на 3D принтере. Зона компетенций поделена на взрослый и детский участок.
6. Взрослые ребята изготавливают прототип воздушной турбины:
7. Здесь видно как она печатается на 3D принтере:
8. Требуются создать сборочный CAD-чертеж и внесенными изменениями:
9. После печати необходимо очистить пространство корпуса от технологического мусора 3D печати:
10. После обработки ее нужно еще покрасить. Все это делается на время и оценивается экспертами по различным параметрам:
11. Маленькие участники создают объемные рисунки 3D-маркером:
Промышленная робототехника
12. Участник должен собрать и осуществить пуско-наладку пробышленного робота. Задать ему необходимые координаты ориентации и запрограмировать определенное задание:
13.
14. В данном задании нужно точно пройти маркером по краям пропила в листе железа в разных плоскостях:
15. Еще одно задание. Нужно попасть маркером робота в отверстия помеченных рядов:
16. Все программирование выполняется при помощи этого пульта:
Нейропилотирование
17. Экспериментальная компетенция будущего. Управление приборами и компьютером головным мозгом участника:
18. При помощи таких шлемов, в которых установлены датчики, считываются команды посылающие головным мозгом:
19. Сзади закреплен преобразователь, который передает радиосигнал на приемник в компьютере или устройстве управления:
20. USB-приемник который получает сигнал от шлема:
22. Для лучшего контакта с кожей датчики заполняются специальным гелем:
23. Девочка управляет человечком в компьютерной игре:
24. Так это выглядит со стороны:
25. Следующее задание. Управление маленькой машинкой. В ней находится приемник который принимает сигналя от шлема:
26. Нужно проехать по начерченной траектории. На стуле сидит участница. О нейропилотировании будет отдельный репортаж с видео:
27. Очень много журналистов работали у этой компетенции. Я тоже подробно расспросил участников и узнал то, что не рассказали телевизионщикам) Все расскажу в отдельном репортаже:
Реверсивный инжиниринг
Профессия как в России, так и в мире только зарождается. Основное направление - получение точных размеров и форм различных объектов для быстрого ремонта, замены вышедшей из строя детали. Особая актуальность направления, это ремонт устаревшего оборудования в условиях отсутствия технической документации.
28. Одним из заданий являлось создание CAD-модели при помощи 3D сканера. Вот он:
29. Для погружения в виртуальную реальность в качестве модели выступила девушка по имени Екатерина:
30. Для сканирования потребовалось обойти модель несколько раз со сканером в руках:
31. Тем временем на экране ноутбука начали появляться очертания 3D-графики:
32. Специалист приступил к обработке полученного скана:
33. Готово:
34. Даже можно сравнить:
35. Я тоже не удержался от высоких технологий и принял участие в сканировании:
36. Если потом отдать на 3D-печать файл со сканом, то можно получить вот такой результат(пачка сигарет для сравнения):
На сегодня это все!
В следующих репортажах расскажу о интерактивной зоне соревнований, деловых части программы и конечно продолжим знакомство с компетенциями и участниками WorldSkills Hi-Tech 2015.
Добавить в друзья этот ЖЖ | Я в
Фэйсбуке,
ВКонтакте,
Инстаграме Добавляйтесь!)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------