По наставлению научного руководителя, стал разыскивать исторический предпосылки hi-tech направления. Открытием для меня стала Шютте-Лихоцки, едва ли не первая женщина - архитектор, создавшая знаменитейшую “франкфуртскую кухню”. Это удивительно, что именно эмансипация женщин подтолкнула развитие дизайна жилой среды. Вторым открытием стал дом госпожи Шредер, которая вместе с начинающим архитектором Ритвельдом, создали еще один гимн современности.
Шютте-Лихоцки была в состве команды немецких и австрийских архитекторов, приглашённых в Советский Союз для строительства новых промышленных городов, например, Магнитогорска. По возвращении из СССР в 30-е годы она много путешествовала по миру, выступая с лекциями по дизайну и строительству детских садов и домов для рабочих. Будучи коммунисткой и участником австрийского Сопротивления, в 1940 году она была схвачена гестапо и 4 года провела в концентрационном лагере. Из-за своей приверженности коммунистическим идеям в послевоенные годы Шютте-Лихоцки практически не получала крупных заказов и работала в основном над проектированием частных домов. Вот это женщина!
Одной из острейших проблем Европы после первой мировой войны был дефицит жилой площади: беднейшие слои населения, хлынувшие на заработки в города, нуждались в доступном жилье. Особо остро жилищная проблема стояла в Германии. Создание недорогого жилья стало основной целью архитектуры авангарда Германии послевоенного времени. Во Франкфурте под руководством Эрнста Мая была начата реализация программы жилищного строительства. Ее целью было создание "минимальных квартир", существование в которой должно было быть настолько дешево, насколько это вообще возможно. В рамках этой программы архитектор Ф. Краммер спроектировал в 1925-1926 гг. специально для малогабаритных помещений недорогие и практичные бытовые приборы, легкую вариабельную мебель из фанеры. Настоящую революцию в жилищном строительстве произвела архитектор из Австрии Грете Шютте-Лихотцки, создав в 1926 - 1927 году свою знаменитую модель "Франкфуртской кухни", вдохновляющей идеей которой стала модернизация жилища на основе последних достижений техники. По мнению Шютте-Лихотцки современная кухня не только должна быть экономной с точки зрения пространства и стоимости, но и обеспечивать рациональную организацию всех рабочих процессов. Для этого Грете занялась скрупулезным анализом всех рабочих процессов, происходящих на кухне. Результатом исследований и экспериментов Грете стало исключительно удобное и практичное рабочее пространство на минимальной площади (1,87x3,44 м). Все располагалось в соответствии с технологией рабочего процесса, эргономично и рационально. Мусор и отходы прямо со столешницы смахивались во встроенный желоб. Лампа перемещалась по потолку. Совсем не занимала места откидная гладильная доска. В шкафу для кастрюль имелась специальная решетка и поддон, куда стекала вода с только что вымытой посуды. Кухня была оборудована 18-ю практичными "шюттенками" - нечто среднее между выдвижными ящичками, контейнерами для хранения припасов и мерными стаканчиками. Принципу функциональности подчинялось и цветовое решение Франкфуртской кухни. Бежевые цвета кафельной плитки, мебельных ручек, торцов столешниц сочетались с глубокими синими цветами поверхностей мебельного гарнитура. Специальными исследованиями было установлено, что эти цвета отпугивают мух. Для хранения продуктов предусматривалась специальная кладовая, в которой, благодаря подаче уличного воздуха поддерживалась прохладная температура. Франкфуртская кухня стала первым прототипом современной кухни. Работа над кухней Грете имела не только практическую, но и идеологическую подоплеку. В своей творческой деятельности она стремилась к новому социальному обустройству, к раскрепощению женщины.
Несомненным прорывом в современной архитектуре является дом госпожи Трюсс Шрёдер построенный на окраине г.Утрехта в 1924 году. Дом запроектировал потомственный мебельщик и молодой архитектор Геррит Ритвельд. Многое в этом доме в настоящее время считается предтечей архитектурного хай-тека, манифестом авангардизма и лучшим пространственным воплощением идей голландской группы De Stijl. Качественным функциональным и эстетическим характеристикам, дом обязан пристрастиям и вкусам хозяйки, которая была поклонницей технического прогресса и сторонницей эмансипации.
На первом этаже находятся функциональные помещения: прихожая, рабочий кабинет и кухня, которая служила столовой и гостиной. В доме нет привычного деления комнат по назначению. Впервые появились подвесные полки с прозрачными, раздвижными дверцами. Шредер и Ритвельд внимательно следили за всеми технологическими новинками. Каждый шкаф, каждая кровать - трансформер, собирающийся днем и раскладывающийся ночью. В Композицию из фанерных цветных ящиков-архитектонов - спрятан узкопленочный кинопроектор и радиоаппарат. Кухню со вторым этажом связывает переговорная труба и лифт для еды. На стене доска с предохранителями-пробками в количестве восьми штук. Всё домашнее электричество в 1924 году требовало от силы трех. Остальные пять добавлены для красоты и для современности, о которой мечтала Трюсс Шрёдер. Для большей же современности на полке внизу стояли сразу два телефонных аппарата. Ритвельд отказался от привычных батарей центрального отопления, они показались ему слишком красивыми, и пропустил горячую воду в горизонтальных трубах под окнами. Вместо мелкобуржуазных занавесочек - цветные фанерные щиты. Сушилки для полотенец - криво загнутые буквой "Г" металлические прутья. Такой “хай-тек” со скобяными изделиями, шпингалетами, деревянными задвижками и цветным линолеумом на гвоздиках продемонстрировала миру Голландия. Геррит Ритвельд писал: “Было бы несправедливо думать, что мы добились окончательного решения, но возможности которые нам дает технология и соотношение пространства - безграничны”.