Фильм "Девчата" просто вопиёт - ну разблокируйте меня, пожалуйста. Так и поступим - разблокируем. 50 лет фильму 1961-2011.
Фильм-загадка Советского кино. Для большинства - это красивая умилительная история Ильи и Тоси в антураже девчат и парней. Но неореализм не так наивен, как кажется, чему главное доказательство и оправдание всего неореализма фильм Пазолини "Теорема" 1968.
Ясно, что сообщество фильма - это проекция социологии СССР настояшей и задел на будущее. Созидатель или разрушитель Советского пространства этот фильм? Я больше склонна сказать, что разрушитель, но очень тонкий разрушитель, какими и были архетипы Николая Рыбникова и Надежды Румянцевой. Переходные архетипы от сталинской патетики в пост-сталинское советское пространство с духовными послаблениями, которые в итоге в 70-ые обернулись цинизмом и торгашеством духа. Что собственно Николай Рыбников и изобразил в фильме "Выйти замуж за капитана" - от сталевара до щипков за худосочные телеса соседки по квартире. Падение и цинизм Рима в лице псевдо-Нерона.
Итак существует некий баланс матриархата и патриархата в поселке - танцы, работа, боевитость, задор. В комнате ака женская грибница СССР проживают:
Задорная, здоровая, веселая Катерина (Люсьена Овчинникова)
Демоница по имени Анфиса - эдакая языческая чаровница-демоница (Светлана Дружинина), потом этот образ перейдет к Чурсиной - Анфиса и Виринея.
Эдакая печальная дева Инна Макарова с говорящим именем Надежда.
Загадочная интеллигентка-монашка хранительница Веры с говоряшим именем Вера в коллекцию моих Вер (Нина Меньшикова). У меня есть коллекция - Веры Советского кино.
Вера консервирует революционный дух нации отвергает некоего предателя-мужа, что погнался за некоей женщиной, похожей на Анфису ака разлагающей идеей. Вера сжигает письма мужа - огонь всесожжения.
Вот такой расклад женской грибницы в отсутствии Отца народов. Она же сознание нации. В женской грибнице разбирается новая парадигма любви, а значит новая парадигма сознания и осознания себя.
СССР входил в 60-ые годы. Нужен был новый SPICE-МЕЛАНЖ приправка к взаимодействию мужского и женского начал, дабы зачать новое поколение Аварий и Маленьких Вер и даже скажу больше - интердевочек.
Но сначала об отцах. Тося - повариха, кормилица новыми идеямии новым задором, поданая в коммунистической обертке - мол всё общее и банка с вареньем тоже. Ох уж эта банка с вареньем, как она припомнится Егору Гайдару в связи с образом созданным его дедом Аркадием Гайдаром - образом мальчиша-плохиша, продавшего буржуинам тайну за банку варенья. Эта же банка варенья будет разлагать мальчика и его визави по играм Карлсона. Карлсон - это раскрепощение Советского мальчика. Но вернемся к Тосе - банка варенья в её руках - это символ коммуны и сладкой жизни в коммуне пока, заметим.
Но особенно, на что посягает Тося - это на личное пространство. Тося - это предтеча Кати в "Вам и не снилось". Задиристая ершистая девочка, дающая отпор товаркам, когда они вслезают в её личное пространство - помните Катя и героиня Елены Майоровой, соседка с советами насчет парня, как её грубо отбрила Катя. Так и Тося чувствует своё личное пространство и отбривает другую Катю - героиню Люсьены Овчинниковой - с её знаками кашлем.
Но при этом Тося весьма нагло посягает на личное пространство других.
Тося символ диссидентской наглости. Она сама себя не знает, насколько она опасна, и что она несет Городу и Миру Urbi et Оrbi.
Добрый молодец Илья проходит очистку своего пролетарского нутра через темный колодец внутреннего пространства Тоси. Ударил добрый молодец оземь шапкой и околдован Тосей - новым диссидентским мышлением. Это новое диссидентское мышление ячейки общества - семьи.
Между ними устанавливается связь совсем другого порядка, чем у других девушек в их будущих семьях. Больше всего Тося наследует маме Вере. Но она идет дальше. Тося - это новая составляющая народного мышления - впрыскивание новой инъекции. Тося хоть и декларирует коммуну, но всячески борется за своё личное. Придя в женскую грибницу как в коммуну, она выходит из неё как женщина со своим приданным. Она отделяется от коммуны и приобретает своё лицо, чему способствует и стояние в исподнем в промерзлом коридоре, когда успокаивали Анфису и не дали Тосе приобшиться к женским страданиям и оскоромиться девственнице. А на самом деле Тосе не дали глубоко изучить предысторию революции в России в её разделении на троцкизм, ленинизм и сталинизм и проникнуться нюансами в эмоцинальном взрыве Анфисы - она же будущая героиня Чурсиной Виринея.
И это незнание основ и разницы между троцкизмом, ленинизмом и сталинизмом так и давлеет над Россией и её новыми и старыми поколениями. Когда снимают фильм "Завещание Ленина" 2007 о Шаламове, то почему-то забывают на минуточку сказать очень важную вещь, что Шаламов был троцкистом. И что троцкизм-интернационализм уже взял реванш лет как 20 в виде троцкизма-глобализма мировой политики США.
А у нас всё пытаются провести десталинизацию, которая просто неактуальна в условиях победы и реванша троцкизма в 21 веке. Сталинизм - это имперская идея и это было большим основанием для русской эмиграции, принявшей в итоге то, что сделал Сталин для России.
Но вернемся к Тосе ака путь диссидентки от банки с вареньем к личному пространству.
И у пролетария Ильи появляется совсем другой стимул к работе - не Доска Почета ака шапка на добром молодце и даже посягнул на вторую шапку своего соперника по валке леса, а своя личная тарелка каши. Гречневая каша, которой потчует Тося Илью и которая уже идет через горло ему - это и есть личное пространство Ильи и Тоси. Наполнение личной гречневой кашей горла у гуся. Насильное кормление, вырастающее в катарсис духа - желания своего личного пространства.
Боевой, пышуший здоровым лесным духом бригадир бригады коммунистического труда проходит фрейдистский накал садо-мазо и преобразует свой дух - переход от коммунистического мышления к личностному.
Так рождается новая личность рабочего Ильи.
Как обладатель коммунистического мышления с лицом на Доске Почета он гуляет с Анфисой - комиссарша, работающая на телеграфе, наследующая Колонтай и теории "стакана воды". И оба Анфиса и Илья представляют из себя разложение сталинских идей в нарочитой игре в вульгарный коммунизм - она захватила телефон-телеграф, он на Доске Почета. Анфису также как и Илью проводят сквозь садо-мазо фрейдистский маятник. Вот где была настоящая десталинизация русской идеи в лице Анфисы, а зритель в СССР и не заметил.
Опускание духа Анфисы под видом осознания любви - это особо изошренная пытка десталинизации над русским народом.
Вернемся к Илье, оставившем Анфису на растерзание страстей.
Показательна сцена выяснения отношений между Ильёй и Анфисой - мол ну и нравится тебе такая жизнь, Ильюша? Они оба прекрасно знали, то Илья предаёт сталинизм, а Анфиса вынуждена будет тоже покориться новой диссидентской любви.
Расставание мужского и женского начал - гармонии русского духа, созданной сталинизмом - вот что такое Илья и Анфиса. И это очень печально и изощренно по отношению к Анфисе особенно. Выделение SPICE-МЕЛАНЖА-ПРИПРАВЫ из Анфисы тоже входило в задачу фильма - это сломленные русские женщины, нейтрализованные в перестройку.
Илья как личность, переживающая фрейдистские садо-мазо метания, любит Тосю.
То есть Тося и Анфиса - это разные идеологические единицы сознания Вселенной. В фильме идеи коммунизма поставлены нарочито с ног на голову, потому как в истории СССР не было однозначного коммунизма.
А что же было? А был троцкизм-интернационализм, затем сталинизм, а затем вульгарный коммунизм с переходом уже в 90-ые к реваншу троцкизма под маской глобализма. Тося представляет из себя вульгарный коммунизм, переходяший в личностные ценности - всё моё твоё, а потому я могу взять твою банку варенья. Банка варенья принадлежит Анфисе. Анфиса носительница имперского сталинского духа как это ни странно звучит. Но именно она отчитывает Тосю за вульгарно понятый коммунизм и именно она понимает особенно остро, что такое любовь. Анфиса носительница сталинского духа в фильме. Именно Анфиса знает всю потаённую политику мужской составляющей поселка. Захватить телефон, телеграф - ленинский призыв. Но её на данный момент истории уже никто не любит, хотя она может демонически закрутить мужской дух. Анфиса на данный момент истории разлагается в условиях вульгарного коммунизма и занимается только косметикой своего лица.
А поднимают на данный момент истории вульгарный фрейдистский коммунизм и через него прошивают дух рабочего Ильи. И способствуют этому Катерина, Надежда и мама Вера. Для них Тося - надежда, что СССР выйдет к национальным идеям, монархизму, православию. Тося по сути свернула добра молодца Илью с пролетарской дороги.
Когда он мучается садо-мазо страданиями, то он не хочет даже фотографироваться в ипостаси передовика. Он понимает, что это ложные для мужчины радости и ёрнически выставляет напоказ своё лицо в фотокамеру. Акт цинизма и вандализма по отношению к газете как рупору идей. А Тося, увидев его фото в газете, заинтересована лично в Илье, а не в Илье-идее. Газета, как рупор идеологии, сжигается между ними и становится просто СМИ. Газета преврщается в желтую прессу, где Тося увидела лицо гламурного Ильи и возбудилась ненавистью и любовью. Газета ничто, страсть всё - Парафраз на тему рекламы Sprite. "Настоящая правда в том, что им очень хочется пить". Разрушение Газеты. "Sprite - не дай себе засохнуть".
Click to view
Как же из акции разрушения смысла Газеты Ильёй и Тосей проглядывает вся эта перестройка с ложными идеями!
У Ильи депрессия - совсем уж невиданная болезнь на лесоповале. Илья разлагается духовно, когда желает любимой купить золотые часы. И здесь он уже становится похож на Сан Санычем, в которого он и превратился в фильме "Выйти замуж за капитана".
Илья разлагается дважды как и положено в садо-мазо фрейдизме - как гуляющий с Анфисой ака разложение сталинских и революционных идей и как влюбившийся в Тосю ака новое диссиденстко-личностное мышление.
И дважды сгоревший он воссоздаёт себя как птица Феникс.
И последний кадр фильма, когда Илья усмиренный вбивает гвозди на чердаке, вдали от задорного праздника жизни - вспоминается «Баллада о гвоздях» Николая Тихонова - "Гвозди бы делать из этих людей". Но всё, пролетарий Илья уже не большевик и не гвоздь. Он просто муж своей жены Тоси. Смех Тоси и Ильи разрушает силу гвоздей - железные воля и характер уже неактуальны.
И главное - их альковная тайна на ближайшее 10-15 лет зачатие детей, что пойдут за пафосом перестройки и их детей ожидает судьба садо-мазо Аварии. Маленькая Вера скорее родилась в неподготовленной к перестройке рабочей семье. Явно её родители не такие умные как Тося с Ильёй, преодолевшие коммунизм в 60-ые. У Тоси с Ильёй скорее родятся более удачливые деятели перестройки.
"Девчата" - это начало разложения пролетарского духа. Доска почета прозвучит с таким же намеком и в фильме "Не могу сказать прощать" - там дали аккорд посильнее для тех, кто ещё не понял, куда всё катится. 1982 год - год смерти Брежнева - последнее предупреждение рабочему классу, последний звоночек о конце Досок Почета и начале вырезания на тех досках национальных фигурок из истории народа для музея. В обоих фильмах лесоповал - намек на сталинский дух над нами - мол живи и помни. Вечное богоизбранное пугало над нами - как чуть что угроза - сейчас вам десталинизацию устроим и сразу начинается сбор дружин - обсуждения, обсуждения до одури, садо-мазо.
А ведь смысл сталинизма в освобождении духа от фрейдизма, чему доказательство запуск спутника уже через 12 лет после войны и полет человека в космос уже через 16 лет после войны.
1961 год - первый полет в космос человека, осуществленный в СССР.
1961 год - скручивание истории СССР во фрейдизм троцкизма в фильме "Девчата". Тося и Илья - начало троцкизма-глобализма 1991 года, взявшего реванш в СССР.
Один летал в космос, другой провозглашал будуший слоган рекламы Sprite "Имидж ничто, жажда всё" во фрейдистской депрессии на лесоповале.
Фильм "Девчата" - торможение сталинского духа, преодоление Газеты, преодоление Доски Почета, сдача телефона-телеграфа-почты.
Молодежь 1961 года сыграла в свою игру разрушения.