Дневник чтения. Феофраст - Характеры

Dec 07, 2009 01:07

Итак, «Характеры»!

В своём произведении Феофраст (Теофраст) не только ооочень подробно описывает те или иные характеры, но и даже приводит образцы фраз, по которым их можно узнать: «Обычно он выражается в таком роде: "Не могу поверить", "Этого я не постигаю", "Я поражен". Или же: "Ты говоришь словно о другом человеке: мне он рассказывал совсем не то", "Это мне странно", "Рассказывай кому-нибудь другому", "Теряюсь: тебе ли не верить или его обвинять?", "Подумай все же: не слишком ли ты легковерен?".[6]». Таким образом, перед нами предстаёт чрезвычайно подробно разработанное исследование. А другие, собственно, у греков встречались редко.

Периодически в тексте просматривается отличное от нашего понимание некоторых характеров: ирония, например, которая сейчас является безобидным литературным тропом, у Ф. осмысливается почти как двуличность: «О своих делах ничего не рассказывает: говорит, что только обдумывает и ничего еще не решил, делает вид, будто только что пришел, что уже поздно, что ему нездоровится.[3]» А иногда - наоборот, слова практически не изменили своего значения до наших дней (в описании льстивости, например, да и вообще в большинстве случаев).

В описании характера пустослова явно просматриваются классические современные бабушки. Грустно, не правда ли?..

Феофраст не только описывает наиболее частотные и яркие типы людей, но и дает советы, как лучше себя с ними вести: «И если терпеть его пустословие, то он так и не оставит в покое.[8]»

Неотёсанность по Феофрасту - не только грубость, но и хорошее отношение к низшему классу, несоответствующее социальному статусу: «…друзьям и родственникам не доверяет, с рабами же, напротив, советуется по самым важным делам; поденщикам, работающим на его поле, пересказывает все, что происходило в народном собрании.» А вот здесь я определённо не понимаю, в чём проблема? Разве это неотёсанность: «На стук сам отворяет входную дверь, а затем, подозвав собаку, треплет ее по морде приговаривая: "Вот кто охраняет мою усадьбу и дом!".»

Угодливость, изображённая как отрицательное понятие, соответствует элементарной современной вежливости: «Придя в гости на обед, он просит пригласить к столу также и хозяйских детей и при их появлении заявляет, что они, как две фиги, похожи на отца.[3] Затем привлекает детей к себе, целует и усаживает рядом», и также простой аккуратности: «Волосы свои то и дело подстригает, зубы у него всегда белые, еще непоношенную, верхнюю одежду меняет, натирается благовониями.[6]» Вот разница менталитетов.

Вестовщичество - склонность к вранью, в переводе))

Бессовестный человек у Ф. - тот, кто пользуется чужой добротой.

Всегда мечтала узнать, что же такое крохоборство!!! «Мелочное корыстолюбие», оказывается)) ой, это же в самом слове зашифровано))

В характеристике бесстыдства приравниваются такие разные вещи! «Повстречавшись со свободными женщинами, он задирает плащ и показывает свой пол. (3) В театре он продолжает хлопать в ладоши, когда все остальные уже перестали, или же освистывает тех актеров, которых прочие зрители благосклонно принимают.» Так проявляется разница культур - см. угодливость.

Неужели суетливость так же ужасна, как бессовестность? Греки, греки))

Тупоумный человек очень смешной: «(4) На представлении в театре он засыпает и под конец остается один.» А ещё иногда я определённо тупоумна! «Вызванный в суд по иску, он в назначенный для разбирательства день по забывчивости отправляется в деревню.» Прямо узнаю себя…)))

Грубость у Феофраста изображена своеобразно - современные люди поступают именно так, как у него и сказано про грубых, но при этом никто их грубыми не считает «Споткнувшись на улице о камень, он готов и этот камень осыпать проклятиями.» Ещё из этого отрывка сразу видно, что для греков личное искусство было важнейшей частью жизни, как и религия: «(9) Долго ожидать кого-нибудь он терпеть не может, (10) и никогда не захочет ни спеть, ни продекламировать, ни сплясать.[3] (11) Он способен пренебречь даже и молитвой богам.[4]

Суеверность - неужели это было так плохо для набожного грека? Наверное, но только чрезмерная.

Недоверчивый человек - тоже смешной)) (2) Отправив на рынок раба за съестным, он посылает за ним вслед другого, разузнать, почем тот покупал. Если какой-нибудь покупатель скажет ему: "Запиши за мной, сейчас мне некогда с тобой рассчитаться", он отвечает: "Не беспокойся! Я буду ходить за тобой следом, пока ты не освободишься".

Нечистоплотность рисуется как противоположность угодливости (в той части, где говорится про чистоплотнось): «Из подмышек и далеко по бокам у него растет густая шерсть, как у дикого зверя. И зубы у него черные и изъеденные, так что с ним противно общаться.» Эх, и так и так плохо! Как же надо было себя вести бедному греку, чтобы не прослыть ни слишком угодливым, ни чересчур чистоплотным? А ещё - причём здесь вот это: «Когда его родная мать выходит из дому, направляясь к птицегадателю, он произносит слова, предвещающие беду. (9) А когда люди молятся или приносят жертвы, он роняет кубок и смеется, как будто выкинул какую-то остроумную шутку.» Мы же про нечистоплотность говорим, разве нет? О, секунду, я поняла - нечистоплотность ещё и в переносном смысле. Ну да, тогда всё логично!

Оо, да Феофраст просто читает мои мысли- я правае всегда хотела узнать, что значит скаредность и чем она отличается от крохоборства! А тут так подробно всё объяснили)) Да ещё и с примерами))

Вестовщичество и бахвальство - очень похоже! Отличаются совсем-совсем немногим. Умение различать такие тонкие оттенки - черта определённо очень развитой культуры.

Трусость по Ф. часто связана с излишней суеверностью: «А едва начинают подыматься волны, спрашивает, нет ли среди плывущих непосвященного в мистерии.[3] И подымая затем голову к кормчему,[4] выспрашивает у того, держит ли он правильный курс в открытом море и что думает о погоде; а своему соседу говорит, что видел зловещий сон.»

Приверженность к олигархии отличается от остальных характеров прежде всего тем, что обозначена целыми тремя словами. Интересно, в греческом было одно слово для этого? Я почему-то уверена, что да.

Опсиматия - и также некоторые другие осуждаемые Феофрастом линии поведения, см. выше (неотёсанность) - пример того, что грек должен был вести себя в строгом соответствии с возрастом и социальным статусом.

И общее наблюдение. Почему-то Феофраста в его работе интересуют исключительно отрицательные характеры и человеческий недостатки! Почему бы ему не описать смелость, честность и т.д.? Может, это просто неинтересно? Или таких не было вокруг? Хотя нет: наверно, такими вещами занимались поэты и трагики…

дневник чтения

Previous post Next post
Up