Сегодня вечер рецензий, но фильм я посмотрел ещё в час ночи.
И был в тихом восторге, если честно, Тарковский и Гиллиам в суровом будапештском метро!!!
Великое кино о великом транспортном предприятии. У нас такого не снимают. Кроме шуток, это ещё и безумно, неудержимо артхаусный фильм. И да, он ОЧЕНЬ похож на Тарковского: меня при просмотре постоянно дергало то на Солярис, то на Сталкер (но скорее на Сталкер). И на Гиллиама: тоталитаризм и антиутопия в пределах отдельно взятого метрополитена тут такая, что закачаешься.
Скажу честно - мне, киевскому жителю, регулярно имеющему дело с things Man was not meant to know (вроде длинных эскалаторов и самых глубоких в мире станций метро, сразу за которыми следуют надземные), глубоко непонятен западный штамп про грязную, страшную, мрачную подземку. За жителей Москвы я уже не ручаюсь, да и некоторые бюджетные постсоветские метрополитены весьма мрачные - на освещении экономят. Но в Киеве нету ни грязных платформ, ни серых станций, ни побитых обтэганых поездов (обтэганый состав снимается с линии, а ночует в туннеле или в депо) - всего того, в общем, что есть в Нью-Йорке. Или в Риме. Или в Будапеште образца 2003 года.
Чем "Контроль" ещё только больше ценен. Потому что со своей задачей изобразить мрачный мир подземелья и его жителей - работников метрополитена он справляется на все сто.
Вообще, я решил посмотреть "Контроль" в целях погружения в среду - я в скором времени отъезжаю в город на Дунае, где даже по английски не очень-то хорошо понимают, и решил морально подготовиться. Для несведущих: в Будапеште контролёры, жаждущие проверить ваш билет, есть даже в метро. И влепить штраф в сорокапятикратном размере, если билета нет. А, например, электронные билеты и турникеты ввести не позволяет бюрократия и вообще, святой Иштван, Аттила Кун и Хорти Миклош не велели.
Об этом и кино. А точнее, кино о бегстве, отчаянии, страхе, прощении грехов и вознесении на небеса, но в главных ролях здесь всё-таки контролёры.
И это неимоверно восхитительно, вы таких контролёров ещё не видели. Здесь следует сказать, что "Контроль" - НЕ стопроцентная комедия, и когда говно ударяет в вентилятор - сидишь натурально с открытым ртом. Но - но! - юмора различных степеней чёрности здесь более чем предостаточно.
И старого доброго ультранасилия! Настолько, что почти все герои уже к середине фильма ходят с расквашенными рожами вследствие неудачной драки с футбольными фанатами. Причем - операторская работа здесь на высоте, и отыграны абсолютно все штампы екшенов про команду плохих парней, включая даже power walk, господи!
И, если честно, что-то такое могли нарисовать японцы. Я это говорю в основном потому, что нарисовали же японцы что-то вроде Densha de D про гонки на электричках, так в "Контроле" есть суровый мир подземки с ультранасилием и бегом наперегонки с поездами. Наперегонки с поездами!
Чего вам ещё нужно?
Вместе с тем, шутки в сторону, здесь абсолютно вся проблематика закрытой касты работников общественного транспорта. Целиком и полностью, начиная с любовно обколхоженной кабины Ев3 с иконами и занавесочками и заканчивая пассажирами, которые нихрена не хотят платить за проезд, а контролерам либо мотают нервы ради жалких трёхсот пятидесяти форинтов, либо сразу лезут в драку. И ещё иногда кидаются под поезда и срывают график, потому что из-под метропоезда человека обычно извлекают по частям, а начальство потом ебет всех и без смазки. Метро в "Контроле" грязное и поблекшее, поезда побитые временем, а брифинги и совещания проводятся прямо в депо на фоне канав. Потому что денег нету.
Да, снято всё ОЧЕНЬ на бюджете. Но тут извините, Люк Бессон на бюджете снимает гораздо хуже, чем Нимрод Антал на $800 тысяч долларов. С такой операторской работой, как здесь, господи боже!
А ещё тут есть няшка в костюме медведя!
Так что это мало что история о любви, пусть и довольно старомодная и однобокая, так ещё и о вечной теме знакомств в метро!
Да, положа руку на сердце: фильм старомодный. Даже в 2003 году, всего за год до того, как Венгрию впустили в ЕС... и посмотрите, что теперь из этого вышло: Венгрия до сих пор старомодная. Мягко говоря.
Но это скорее плюс, чем минус, и ради этого я могу многое простить. Ради этого и ради сценария, операторской работы, композиции и идеи, настолько уникальной, что никто больше до этого не додумался.
Фильм снимался с благословления BKK (это МУП "Будапештпасстранс", если переводить на наши реалии), поэтому в роли станций - настоящие станции, в роли поездов - настоящие поезда типа Ев3 (ныне вымирающий вид, и ни одного 81-717/14 в кадре не попадается), а съемки проводились в ночное окно, в Будапеште длящееся с 23:30 до 4:00. Так что всё настоящее, чем и ценно. Пусть даже метрополитен, вообще-то никогда не спящий, ночью выглядит пустынным и заброшенным за исключением главного героя - но так на то и кино, чтобы отрываться от реальности.
Это в книге ты скован логикой и внутренней связностью происходящего - а в кино может происходить всё, что угодно. И происходит.
Окончательный вердикт: 10/10, господи, 10/10!
У нас такого не снимут.
И очень жаль, что не снимут.
This entry was originally posted at
http://sohryu-l.dreamwidth.org/549654.html. Please comment there using
OpenID.