(предыдущая остановка -
здесь)
Да: на самом деле Старая Рига маленькая. Прикинул по гуглокартам, а там еле-еле полтора километра в поперечнике. В оправдание можно сказать, что в других балтийских городах исторические центры ещё меньше (хотя не скажу за весь Вильнюс, может там и больше).
Ну так-то и Подол, порядочно изуродованный советской застройкой, не сильно крупнее. Ещё там есть трамвайчики и метро (и промзона!), but I digress. Угадайте, куда я отправился на второй день своего перебывания в Риге?
Спасшись бегством из отеля, я вышел и увидел, что прямо напротив всё это время находился циркс:
Жалкое, ничтожное зрелище. Вообще говоря, за пределами старого города в Риге хватает откровенной заброшки, и часть из неё я даже сфотографировал.
А буквально в двух шагах начинается арт-нуво начала прошлого века. И вот тут я жалею, что снял не всё, что там есть:
Латвийский университет. Сзади:
Улица, на которой я жил, называется так в честь публициста Гарлиба Меркеля, а не потому что вы подумали.
Маршрутки. Рига, естественно, родина маршруток в их советском изводе, но рафиков тут уже давно нет. Не так давно рижская дума волевым решением поставила маршрутчиков в коленно-локтевую позу, и перевозки на таксомоторе осуществляют вот такие Спринтеры Rīgas mikroautobusu satiksme - c электронными табло, автоматической дверью, вайфаем и валидатором. Проезд такой же, как и в остальном транспорте, но я на маршрутках так и не поездил.
Единственный раз, когда я думал поехать на маршрутке, автобус тупо пришёл раньше.
Обратный культурный шок: для самих латышей наши Богданы - это не "маршрутка", а "автобус". То есть, по бумагам-то они "автобус малого класса", но назвать маршрутку автобусом ни у кого язык не повернётся.
И уж тем более они не как в Риге - в Киеве частников столько, что заменить их своими силами, как в Риге, город просто банально не потянет. Но потянет сильно урезать. But I digress.
На переходах тут выложена такая тактильно-плиточная конструкция. Причём эта конструкция встречалась мне даже в спальных районах типа Иманты.
Trolejbuss. В Риге очень много троллейбусов, там по всему центру провода со скоростными спецчастями, громко грохочущими на поворотах, а новые троллейбусы - с дизель-генератором для автономного хода. И шпарят, знаете ли, очень резво. Штанги тоже поднимаются из кабины, хотя я не видел эту процедуру воочию.
Обком ЦК КПЛ, он же ныне Кабинет министров:
А здесь когда-то стоял Ļeņins:
Даже лабутенов не осталось.
Рэдиссон! В 400 метрах от него ещё один. В километре, на Калпака бульварис - ещё один! На другом берегу, в Агенскалнсе - ещё один, одни Рэдиссоны кругом!
Надо было там останавливаться. В следующий раз видимо так и сделаю, ха-ха-ха.
Это - улица Бривибас (Свободы), главная улица Риги. Помимо застройки и дорожного движения, чем-то всю дорогу напоминала мне то Сумскую в Харькове (хотя ладно, на Сумской тротуары шире), то нашу Большую Житомирскую. Пополам с Большой Васильковской.
Бривибас реально идёт через полгорода: начинается в центре у монумента Свободы (и называется Бривибас бульварис), заканчивается вообще в Югле на краю Риги (и примерно от ВЭФа и до конца называется Бривибас гатве, т.е. - аллея (хотя там той аллеи...)).
При советской оккупации Бривибас называлась Ленина, и там до сих пор осталось наследие кровавых большевиков (с) в виде мемориальных табличек поэтам и писателям Латвийской ССР.
Андрейс Упитс:
Мирдза Кемпе (написала стихи про то, как хорошо жить на улице Ленина, помимо прочего):
Архитектура. Сплошной модернизм, классицизм и арт-нуво, которое в Риге очень любят. Больше его любят, наверное, только в Париже:
Ещё одна рижская фича - огромные рекламы на брандмауэрах в центре. В Киеве такие растяжки успешно добили в этом году, поэтому снимал я не без злорадства:
Ещё в Риге полно вот такой деревянной застройки прямо в центре. Причём если на Бривибас ещё более-менее прилично, то чем дальше от центра - тем страшнее.
А тут ещё ничего:
У нас это называется "Watsons":
Дороги тоже отнюдь не все идеально ровные.
Солнце мне ещё не раз помешает сделать удачный кадр, но об этом позже.
Советский брутализм, внезапно! Перед вами - один из тех самых клиентских центров Ригас сатиксме (Ригапасстранс). Помимо прочего.
А вообще здание во всю высоту было чем-то на наш Дом торговли похоже.
А в этом розовом домике живёт министерство экономики. Серьёзно!
Базилика святой Гертруды:
И её окрестности. У нас за такое бы застройщиков с говном смешали, особенно если бы банкет оплачивала одна кондитерская компания.
Кстати, рижские такси тоже принадлежат городу, а Убера нет. Видимо, рубить гешефт мешает!
Бривибас дальше:
Те самые велосипеды. В Риге полно велодорожек и велопарковок, да и велопрокатов тоже. В наше оправдание, Рига куда более плоская, чем Киев и даже Харьков, прямо как-то неудобно было.
Странная штука для замера уровня загрязнения воздуха:
Театр Дайлес:
Ступеньки возле него так себе.
А постер очень милый.
Серия фотографий "Кришьяна Барона из окна трамвая". Кришьяна Барона ила - это такая себе Саксаганского, только двухполосная и с трамваями, главная трамвайная магистраль Риги. Кроме шуток, тут идут три маршрута, пересекающие половину города, из центра к окраинам. Я проехал на обоих из них. А то и не один раз.
Важная закономерность: если в Риге есть светофор - то нету зебры; если есть зебра - то нет светофора. Одновременно я и того, и другого не встречал, но зато неоднократно видел, как люди переходят дорогу вообще без знака "пешеходный переход", какие тут зебры.
А говорили, мол, в Европе орднунг и правила нарушать боятся...
Стеклянно-пластиковый ТЦ в исторической застройке - это нормально:
Поезд, в котором я ехал. Как известно, одна из рижских фич - вместо пантографов тут старые трамваи (Tatra T3A и T3M, она же вообще-то T6B5) ходят со штанговыми токоприёмниками. Новые Шкоды с пантографами и сеть на их маршрутах переделана для обоих токоприёмников. На конечных есть лесенки для замены углей на штангах, и вообще выглядит очень лампово.
С тех Т3А, которые рижане продали в Одессу и Харьков, штанги сняли и поставили пантографы, из-за чего они потеряли минимум 50% своей привлекательности. Но ящик на крыше оставили, и поэтому я в последнее очень много шучу про Harkovas satiksme.
Памятная табличка на том самом цирксе:
Гостиница с казино. Ещё один культурный шок - у нас-то азартные игры в глубоком подполе, а в Риге казино и игровые залы вообще не стесняются.
Дико.
Рижская парковка от киевской отличается в основном платностью: паркингов тут нет, и парковку просто оплачивают на ближайшем терминале.
Ещё загородка из дверей милая.
И напротив этого пафосный Маскавас намс, выстроенный, разумеется, россиянами в качестве культурного центра:
Перспектива Марийяс иела:
Завтрак. Будете в Риге - обязательно зайдите в CityDiner (Кришьяна Барона, 10, десять минут пешком от Стацияс лаукумс) и попробуйте, у них очень вкусно. Я тогда был их первым посетителем!
И обратно в путь: мне очень хотелось посмотреть на тот самый дворец культуры ВЭФ. Но я ещё не знал, какой облом меня ждёт.
Pietura "VEF". Остановки в Риге выглядят вот так:
Отдельно указаны маршруты и их графики - причём иногда даже отдельно по будним и выходным/праздничным дням. Ну и дальнейшие остановки по маршруту.
Очень удобно. В Киеве графики так рисовать пока нельзя, да и в Риге их не всегда соблюдают. Но хотя бы остановки-то можно сделать!
От ВЭФа я шёл пешком через такой велопереход:
А облом был вот в чём: дворец культуры ВЭФ был на ремонте.
И трамвай останавливался прямо перед ним на остановке "Густава Земгала гатве". Кстати, это фото не приняли на СТТС.
И это тоже не приняли на СТТС.
Стеклоофис латышского мобильного оператора LMT. Трамвай дальше уходит на Юглу:
А дворец культуры действительно видел лучшие времена.
Когда-то на ВЭФе планировалась станция метро (типичная заводская сороконожка типа "Завод имени Малышева" или ещё какая "Индустриальная" - проекты рижского метро вообще очень похожи на харьковское), но оно так и не материализовалось.
А вот это - тот самый РВЗ, в электричках которого вы, может быть, ездите до сих пор. Ну, если вы не из России, где латышские ЭРки заменил Демиховский машзавод, а РВЗ успешно умер без заказов.
И офисы и жилые дома прямо напротив.
Главная проходная. Кусок корпуса арендует "Северсталь", но я ухитрился не поймать их в кадр.
Линия электропередач вдоль РВЗ:
Железнодорожное депо:
И сама железная дорога. О ней чуть позже.
Густава Земгала гатве уходит вдаль:
А ВЭФ - вот он, Саша (с):
Разумеется, ВЭФ (Valsts Elektrotehniskā Fabrika, государственная электротехническая фабрика) уже давно и успешно не работает, а когда-то производил почти всё, от самолётов до приёмников. Говорят, что работает и сейчас, но уже в виде нескольких отдельных фирм, но не будем об этом.
О! Приватбанк!
Судьба его теперь неясна, поскольку латышский PrivatBank - совместное предприятие. Этот вопрос, видимо, будет решаться.
На Шкодах я так и не прокачусь до следующего дня. Большинство из них ходит забрендованными с головы до ног, а вы ещё жалуетесь на рекламу на транспорте!
Это просто самая приличная.
Джекс Ричерс! Ирония тогда была в том, что "Джека Ричера" мы посмотрели где-то за неделю до моего отъезда.
Шкода в естественной окраске:
Сам ВЭФ:
Переход на трамвайную остановку выглядит так, будто я спустился в портал на Левый берег О_О:
Я не успеваю описать весь день одним постом - к сожалению - поэтому придётся красиво его завершить. Если покороче, то здесь я сел на трамвай, доехал в отель, потом полчаса просидел в кафе за самым дорогим чаем в моей жизни (3.50 евро за поллитровый заварник, господи!), а потом мы встретились с другом и пошли на левый берег, в железнодорожный музей. Ему и другой половине дня второго будет посвящён следующий пост, а тем временем мы прошли пешком со Стацияс лаукумс на набережную.
Площадь Латышских стрелков. Чёрный Гиперкуб Благоусвоения - музей оккупации, он же бывший музей революции (однако!). Мой местный проводник называл его "музеем баттхёрта". Я несколько другого мнения, но название звучное.
Памятник латышским стрелкам отсюда видно чуть лучше. За Гиперкубом Благоусвоения тактично спрятался Дом Черноголовых:
Даугава. За ж/д-мостом виднеются Закюсала, телецентрс (правее) и телебашня (посредине). До телецентрса я дошёл на третий день, а до телебашни - совсем не дошёл. Но она космическая.
- Верните трамвай по Патона, гады!
Трамвай, кстати, ходит не так часто, но уже за мостом на Узварас - столпотворение вавилонское почти всегда.
И, конечно же, БИБЛИОТЕКА. Библиотека - это АД: она огромная, она страшная, и огромнее и беспощаднее неё разве что библиотека в Минске. Как мне сказали, книги тут хранить тоже нельзя, потому что при строительстве не учли климат-контроль. Не строить тоже было никак нельзя: старая библиотека попросту разваливалась.
В Риге много современной архитектуры. Но БИБЛИОТЕКА, пожалуй, самый кошмарный её образец. Да, это она на фото выше закрывает собой четверть неба.
Я посмотрел ещё много чего, но всё это - чуть позже, а пока что...
Nākama pietura -
день второй-2.