Текст предварительно обсуждался и в целом является результатом совместной работы группы товарищей.
Попробуем в общих чертах рассмотреть процедуру долгосрочного (многолетнего) стратегического планирования в Социализме-2.0. Вопрос этот актуален, ведь как многими отмечалось, возможность такого планирования с учётом факторов общественного блага является одной из сильных сторон централизованной плановой экономики, в отличие от децентрализованной.
В задаче составления оптимального долгосрочного плана развития (задача стратегической оптимизации) должны как минимум фигурировать следующие прогнозируемые показатели, рассматриваемые как функции времени:
1. Потребление, т.е. суммарная полезность потребляемых товаров и услуг;
2. Развитие производства как результат вложения ресурсов в реконструкцию, модернизацию и наращивание средств производства;
3. Физическое здоровье как продукт медицинской сферы;
4. Совершенствование человека и общества + познание мира, как продукт образования и науки;
5. Обороноспособность, на которую влияют сразу и образование, и медицина, и развитие производства;
6. Экология как благоприятность состояния окружающей среды для человека;
7. Расходование невосполнимых природных ресурсов;
8. Реализация крупных проектов, таких как освоение космоса.
Вероятно, данный список можно дополнить.
Между перечисленными показателями существуют достаточно очевидные взаимосвязи. Например, ухудшение экологии не способствует здоровью граждан; развитие производства при соблюдении экологических требований замедляется; чем больше ресурсов распределяется на осуществление крупных проектов, тем меньше остаётся на потребление. Эти взаимосвязи можно тем или иным образом сформулировать в уравнениях баланса развития. Дополняя эти уравнения неравенствами, отражающими ограниченность тех или иных ресурсов, можно почти полностью сформулировать задачу стратегической оптимизации. В ней не будет хватать только одного, самого важного, компонента - целевой функции.
Действительно, показатели из приведённого выше списка не сводятся никаким приемлемым способом один к другому, поскольку каждый из них ценен сам по себе. Трудно понять, как соотносится важность здоровья с важностью обороноспособности, а ценность экологии - с ценностью совершенствования человека и общества. Неясно так же, как соотнести полезность потребления сегодня с полезностью потребления завтра. То есть помимо проблемы сопоставления показателей между собой существует ещё и проблема соизмерения разновременных значений. Свести несколько крайне разных по смыслу функций времени в некую единую скалярную оценку оптимальности плана весьма непросто, и вполне может оказаться, что сделать это корректно попросту невозможно.
Предлагается в задаче стратегической оптимизации не использовать формализованную целевую функцию вообще, а вместо этого основываться на экспертном выборе из набора сценариев развития. Выбор наилучшего сценария развития может осуществляться специально уполномоченной группой граждан (Верховный Совет), всем обществом (всенародное голосование) или единолично (кровавый тоталитарный диктатор); в рамках данной статьи этот аспект не слишком важен. Будем считать, что решение принимается Верховным Советом.
Предположим, что оптимальный способ увеличения каждого показателя уже известен или может быть рассчитан. Мы знаем (можем рассчитать), какие именно товары и услуги следует производить и в каком соотношении, чтобы максимизировать полезность при заданном расходовании ресурсов. Мы знаем, какие отрасли производства следует развивать в какой мере, чтобы достичь заданных целей в потреблении, экологии или обороноспособности. Мы можем рассчитать, какие ресурсы нужны и в каком соотношении, чтобы максимизировать показатель здоровья. И так далее. Зная всё это, мы можем взять некие сценарные условия (директивы), и рассчитать по ним сценарий развития.
Условия могут выглядеть, например, так: наращивать потребление не менее чем на 5% ежегодно, показатель здоровья держать на постоянном уровне, а на Марс высадиться в течение ближайших семи лет. Сценарий развития, полученный по таким условиям, может оказаться неблагоприятным/неприемлемым по другим показателям, явно не обозначенным в условиях. Да и сами сценарные условия могут оказаться невыполнимыми. Тем не менее, просчёт многих вариантов сценарных условий позволит выявить высокоуровневые взаимосвязи между показателями и построить на их основе упрощённую модель развития.
Действия, описанные в предыдущих двух абзацах, предполагается осуществлять внутри Госплана-2.0 при поддержке профильных министерств, без вынесения на обсуждение перед Верховным Советом. После построения упрощённой модели различные сценарии могут быть просчитаны и представлены Верховному Совету уже в режиме реальном времени. При этом Верховный Совет должен видеть каждый сценарий в развёрнутом виде; как минимум должны быть представлены графики зависимости всех ключевых прогнозируемых показателей от времени, а также обозначены основные вехи развития, этапы достижения разовых целей, точки принятия дополнительного решения, риски и т.п. Верховный Совет может принять один из предлагаемых сценариев развития, а может потребовать внести изменения в список и структуру показателей и выдать уточнённые директивы. В последнем случае Госплан-2.0 отправляется дорабатывать модель стратегической оптимизации и возвращается через некоторое время для повторного рассмотрения вопроса. В итоге получаем утверждённый долгосрочный план развития.
Из этого долгосрочного плана развития станет ясно, какая доля ресурсов в среднесрочной перспективе должна быть направлена на потребление, какая - на инвестиции в производство, сколько ресурсов направить на образование и медицину, какие ограничения для производства и потребления существуют в части экологии и расходования невосполнимых ресурсов. Словом, параметры утверждённого долгосрочного плана дают нам некоторые ключевые ограничения, коэффициенты, функции полезности и цели для осуществления планирования среднесрочного (например, на год). Внутри каждой крупной сферы среднесрочное планирование может теперь уже осуществляться отдельно от других сфер. На имеющихся средствах производства и с заданными ресурсами мы можем рассчитать оптимальный план производства потребляемых товаров и услуг. По заданным ресурсам и полезности потенциально производимого мы можем оптимизировать план инвестиций в средства производства. Образование может быть спланировано так, чтобы при заданных ресурсах наилучшим образом удовлетворять целям совершенствования человека и общества, а также целям подготовки специалистов по тем направлениям, которые в рамках долгосрочного плана будут необходимы. И так далее.
Долгосрочный план не предполагается считать неизменной догмой. Его нужно с определённой регулярностью корректировать, с учётом изменения условий функционирования экономики и целей общества. Например, корректировку можно производить ежегодно.
Итак, мы обрисовали в общих чертах систему стратегического планирования и показали как параметры долгосрочного плана развития могут быть интегрированы в среднесрочные планы по сферам деятельности.