«Родина-мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.
По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно (А так ли случайно?). Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра
Посмотрев на плакат Родина-мать пришло в голову, что есть в нем что-то знакомое и родное, а есть что-то чужое. Эти мысли постепенно формировались в этот пост.
Образ "Родина-мать зовет!" мне показалось содержит в себе образ Богородицы. С одной стороны это предположение нелепо. Хотя если поразмыслить мы уже дети информационного века, мы отчуждены от своих корней, культуры, исторического и духовного наследия. В те далекие года начала войны эта связь не была еще так утеряна, она была жива в своих носителях, их жизни и мироощущения. В начале войны необходимо было пробудить в людях силу их духа.
Как это сделать? Обратить к людям образ, к которому обращали все чаяния и надежды их матеря и бабушки, ради кого были готовы отдать жизнь их деды. Этот образ не мог быть фальшивым, иначе не восстал бы русский дух. Живым образом Заступницы русской земли была испокон веков Богородица.
Возможно, что этот образ жил внутри души автора советского плаката и не был им осознан до конца.
Какие намеки на Богородичный образ содержит советский плакат "Родина-мать зовёт!": складки одежды, покрытая голова, богородичный цвет одежды, список в руке, даже мечи, стрелы или оружие во круг образа Богородицы имеет место быть в Ее иконографии.
Некоторое время назад появились мысли о том, что советский плакат "Родина-мать зовёт!" имеет нечто общее с образом Божией Матери. Свои размышления на этот счет описала в посте.
Надеюсь, что мои предположения никого не оскорбят.