Клара Файзуллаевна Турумова-Домбровская, - культура алмаатинских двориков и чаепития

May 29, 2010 07:14

Клара Файзуллаевна Турумова-Домбровская - человек легкий в общении, умеющий слушать и расспрашивать. Человек высокой городской культуры, каких было много в Ленинграде, Алма-Ате, Киеве, Минске, Тбилиси. Но больше всего, конечно, мне напомнила старую гвардию ленинградской интеллигенции.


На фото: Клара Файзуллаевна Турумова-Домбровская, у себя дома в Москве, 27.05.2010. Копирайт (с) Александр Собянин.

Алтайский политик и писатель Эр-Тордош Бронтой Янгович Бедюров, мой старший друг и соратник по строительству нашего общего Евразийского государства, познакомил с Кларой Файзуллаевной 27 мая, два дня назад.


На фото: Бедюров Бронтой Янгович, 23.05.2010 на речке Яуза в районе Медведково, на заднем фоне река Яуза. Копирайт (с) Александр Собянин.

Говорили мы в основном на тему взаимовлияния политики и творчества поэтов и писателей, немного про любимые мною алмаатинские дворики (их, собственно, в СССР и не с чем сравнивать), которые породили удивительный сплав уважения к труду и личной внутренней свободы. Мимо регулярно фланировала, гордо задрав хвост, кошка Кася (кошки Каси у Юрия Осиповича и Клары Файзуллаевны - с 1940-х годов, и они оба к своим подписям добавляли сидящую кошечку) - по столам, на форточку, с форточки на балкон, и уже с балкона требовала у хозяйки открыть дверь и пустить обратно.



На столе стоял большой чайник крепкого черного чая с мятой, сливки к чаю, разные сладости. Было хорошо!..

Я в детстве был тотальным мальчиком - метался между двором с обычными пацанскими похождениями и городской и областной библиотеками в Оше. Между желанием гонять по улице до ночи и желанием читать и читать. Страдали от этих двух выжиганий времени только двое - папа Дмитрий Александрович Собянин и учёба в школе.

И, честно говоря, считал, что советская литература такой и должна быть - "Факультет ненужных вещей", "Хранитель древностей", "Чевенгур", "Джура", "Как закалялась сталь", "А на войне как войне", "Тихий Дон".



Обложка книги "Факультет ненужных вещей" из личного архива Юрия Домбровского.

Только в старших классах, когда стала интересовать судьба писателей и поэтов, узнал, что такие писатели как Домбровский, Платонов подвергались жесточайшему прессингу. Про Маяковского и Есенина - это в школе как-то проходили. Но учиться жизни у Маяковского или Есенина? Учиться у них, уточню, если ты хочешь Родину защищать и высоты брать? А у Шолохова, у Домбровского, у Островского - можно и нужно. В конце концов жизни учат не правители, а писатели. Учиться личной свободе, воле, упрямству, честности, справедливости... Без писателей и поэтов мы никогда бы не брали примера ни с Гагарина, ни с Папанина, ни с моряков "Варяга".

Клара Файзуллаевна умеет вести застольные с чаем беседы. А еще интереснее может рассуждать - именно так, не просто рассказывать, а рассуждать "здесь и сейчас", говоря о том советском времени. Рассматривая книги Домбровских, я рассказал хозяйке о том, что в последние два года в Алма-Ате снова стала возрождаться нормальная живая культурная среда, появились не официозные а живые поэтические и другие культурные клубы. И попросил Клару Файзуллаевну подписать для одного такого клуба ("Ышшоодын", ЫШШООDЫN) книгу, вот она.



На фото: Обложка книги - Юрий Домбровский. Меня убить хотели эти суки. М., изд-во Возвращение, 1997. 190 С. Тверд. перепл. Составитель Клара Турумова (Домбровская).



На фото: Клара Файзуллаевна Турумова-Домбровская, Александр Дмитриевич Собянин , 27.05.2010.

Почему именно для "Ышшоодын"? Главная причина - в жизни клуба принимает участие мой друг Марат Максумович Шибутов ака Мегахомяк http://megakhuimyak.livejournal.com. А вторая причина в том, что там ребята классные, и при этом друг друга не пихают локтями за место у пьедестала славы поэта. А ровно наоборот - там настоящая клубная атмосфера - можешь ходить, а можешь раз в два года появиться, дать или не дать стихи в очередной сборник, - но пока ты жив - ты владеешь Словом, ты живешь Словом - тебе рады в клубе.

Теперь о конкурсе.

Я попросил Марата Максумовича с клубом организовать в июне или июле конкурс поэтов, где главным призом будет книга Юрия Осиповича с такой подписью: "Еще одна книга (приличная!) в Клуб "Ышшоодын". Сердечно, Клара (и кошка Кася в виде горделивой кошечки). 27 мая 010 г.".

Со своей стороны, я прошу (это не условие!!, ни в коем случае), чтобы тема имела отношение к нашему общему - советскому, евразийскому - культурному общему корню, и к личной свободе человека. Но, еще раз, все определят клуб и Шибутов.

Если будет издан сборник со стихами конкурса, то будет правильно, если кто из алмаатинцев лично привезет в Москву (а если двое - давайте в гости с видеокамерой, ребята). И мы снова посидим с Кларой Файзуллаевной, с Бронтоем Янговичем, попьем крепкого черного со сливками и зеленого чая. А мимо будет горделиво задрав пушистый хвост, фланировать кошка Кася. По столам, на форточку, с форточки прыг на балкон, и оттуда мявом к Кларе Файзуллаевне обратно.

эмансипация достоинства человека, Домбровская Клара Файзуллаевна, Турумова-Домбровская Клара Файзуллаевна, Бедюров Бронтой Янгович, Казахстан, евразийская интеграция, кошка Кася, Алма-Ата, Турумова Клара Файзуллаевна, Алматы, Домбровский Юрий Осипович

Previous post Next post
Up