Большое Коммунистическое путешествие

Sep 16, 2016 21:40

Иногда я пересматриваю детскофантастические фильмы советской эпохи, и тревожит мне душу один их общий момент, который ну очень показателен, и очень хорошо дублируется во всех фильмах.

Это --показушная ненатуральность.

Ну вот взять "Москва-Кассиопея", высокая героика, дети летят покорять Космос... Казалось бы, можно воспеть героизм, устремлённость, сознательность, торжество духа и пр. Ан нет -- в фильм введены моменты, сознательно снижающие пафос и низводящие всё действо до простого утренника на 19 мая.

Во-первых, непонятная роль Смоктуновского, этакого сказочника-Андерсена, в табакерке которого и происходят все события. Все эти юморные "совсем секретно", суперклей у зайца на корабле, торчащий палец... Попытались создать условия для героики и тут же их порушили, и получилось невесть что, хохмачество на космическую тематику. Причём не чистое зубоскальство, как, скажем, у Й.Тихого в первых путешествиях, а сумбурное -- тут и вроде бы ужасные опасности для жизни, но из-за выкидывания космозайца за борт в мусорном контейнере. Не всерьёз, в общем. Понарошку.

Второй фильм, "Отроки во вселенной" ещё сильнее продолжает эту линию. "Это не моя голова!" -- хохмят биороботы. Смоктуновский вообще перелетает на Альфу Центавра магической силой и говорит: поиграли, ребята, и будя.

Не, детям и мне в их числе это нравилось со страшной силой. По нескольку раз пересматривали, переживали... И переигрывали на переменах в школе, стуча соклассников по кумполу: "Это моя голова!"

В целом фильм воспринимался как комедия на космическую тему. Какие-то ниточки героики и пафоса там были и чувствовались, но почему-то все они были оборваны или сведены до уровня анекдота. В итоге за героикой дети обращались к фильмам "про индейцев" с Гойко Митичем или к "Земле Санникова", где не было занижающего восприятие хохмачества. Или к древнему тогда уже фильму "Человек-амфибия", где стиль был выдержан безукоризненно.

А тут вот появляется фильм про Электроника, мальчика из чемодана. На тот момент все книги про Электроника мною были прочитаны по нескольку раз, и я ждал адекватной экранизации, где было бы как в книге, всему место, но общая направленность фильма оказалась просто ужасной! Все те приёмы "М-К/ОвВ" по занижению пафоса, по превращению действа в сплошное посмехучество были подхвачены и усилены во сто крат, фильм был каким-то непрерывным водевилем с нулевой серьёзностью.

Это не могло уже быть случайностью, эта было закономерное проявление чего-то глобального, что заставляло авторов фильма сознательно отказываться от героики в фантастике и вообще от серьёзности.

Элементы такого подхода наблюдались и в других фильмах. Например, при всей героике "Через тернии к звёздам" несерьёзность прорастала и там. Робот-домохозяйка, карлик-злодей, условные уроды в подземельях... Несколько более сложный случай с биомассой; помню свой восторг при её первом появлении на экране, так прекрасно её сделать простым методом... но что-то тут было не так, и только потом я понял, что биомасса была театральна, она выпадала из кинематографической условности того фильма. Она тоже была элементом театра и отсылкой к водевилю Электроника.

Уже на первых курсах института мне попался фильм, который был снят примерно во времена "М-К", но почему-то прошёл мимо меня. Это был фильм "Большое космическое путешествие".

Я даже могу сказать, почему этот фильм прошёл мимо. Я читал первоисточник -- "Первую тройку" С.Михалкова -- и мне эта вещь крайне не понравилась. Вместо фантастики с приключениями и открытиями там велось повествование совершенно "не о том", о каком-то психологическом эксперименте, вроде бы и нужном, но оцененном мною как совершенно безнравственном, причём частично это оказывалось экспериментом и над читателем, "завлекли фантастикой, а показали дулю". Фильм этот, кстати, мне потом и не встречался, не любили его почему-то ни в прокате, ни на ТВ, а посмотрел я его с видеокассеты (но то совершенно отдельная история).

Посмотрел и посмотрел, и фильм мне тоже крайне не понравился, хотя космический антураж был на уровне, а аллюзии на уже посмотренную на том же видике "2001: Космическую одиссею" Кубрика меня позабавили. Видимо, просмотр этого фильма был экспозицией; должно было пройти ещё некоторое время для проявления картинки и составления мозаики в одно целое.

А элементами мозаики были совершенно тупые якобы фантастические фильмы "Семь стихий" и "Петля Ориона", а также споры по поводу официальной советской эстрады, к которой, как вдруг оказалось, предъявлялись такие же претензии: вроде бы всё на месте, а сделано так, чтобы подчеркнуть её ненастоящесть. И вышеупомянутые фильмы -- вроде бы фантастика, а сделаны так, что...

Щёлк!

И оно всё сложилось в одну странную, противоречащую моему тогдашнему мировоззрению, но совершенно непротиворечивую картинку окружающего.

Фильм БКП/книга "Первая тройка" были просто не поняты. Они заключали в себе совершенно другую проблему, не фантастическую, а социальную. Откровение было убийственным и совершенно меняло всё вокруг.

Мы все участвовали в глобальном Эксперименте по полёту в Светлое Будущее. В Полдень, в коммунизм, в царство свободы, в земной небесный град под небом голубым.

Но на самом деле это не было полётом. Это уже давно не было полётом, а как в известном анекдоте, раскачиванием вагона для иллюзии движения. Иллюзия была хорошая, так, что заметное число -- да что там говорить, просто большинство народа считало, что полёт продолжается и звёзды совсем близко.

Но были люди, которые по каким-то причинам знали, что полёта нет, и что звёзды за иллюминатором рисуются специальным телевизионным механизмом типа планетария. Эти люди оказывались более свободны в своих действиях, их не связывала парадигма полёта, они могли заниматься делами прозаическими, скажем, лучше устраиваться на общем корабле или готовить завершение Эксперимента с пользой для себя, любимых. В фильме БКП был такой мальчик Федя, знавший всё с самого начала. Но Федя был мальчик и Федя был сознательный...

Это мировоззрение -- об иллюзии полёта -- прекрасно улавливалось людьми искусства, зачастую на неосознаваемом уровне, и транслировалось в производимой продукции. Вся фантастика о Светлом Будущем, по мнению Прозревших, была несерьёзным делом и могла писаться-сниматься только для следования понятиям и для бабла. Второй слой писателей чувствовали фальшивость, но не понимали до конца где она, и потому уходили от пафоса в сказочки, в безобидные водевильчики про мальчиков-роботов и девочек-из-будущего.

Мозаика была безупречна, и кусочки её настолько подходили друг к другу, что разрушить её и сложить что-то другое, выходящее за её простые пределы к новому пониманию становилось задачей почти невыполнимой.

В итоге полёт стал иллюзорным, и потому прекратился. Советский Космос превратился в пелевинский подвальчик с банкетным столом.

Двигатели звездолёта были выключены, зачем они, раз полёт выдуман, и путешествие к звёздам превратилось в падение с закономерным итогом удара о земную твердь. Бух!

Большое Коммунистическое Путешествие завершилось.
Previous post Next post
Up