Одно из противоречий Полудня

May 12, 2015 22:07

(высказано мною 10 января 2014 тут. Решил перенести сюда как пост.)

Это одно из не совсем заметных противоречий Полудня. Но самое существенное.

Стругацкие делали свой Полдень просто: брали подходящих людей из своего окружения и помещали на 200 лет вперёд, в Коммунизм. И они, эти люди, там ничем не отличались от прочих, таких же хороших, таких же воспитанных и достойных людей.

Однако для того, чтобы в Полудне случились эти хорошие, воспитанные и достойные люди, требовалась некая теория Высокого Воспитания, некий социальный супермеханизм по производству таких людей.

В то время как такие же люди в окружении Стругацких вырастали просто так, по советской практике воспитания.

Уж что-то одно: либо современность способна рождать таких людей и никакая ВТВ не нужна, либо ВТВ, интернаты, подвиги Геркулеса (или что там в виде выпускного у них), и добро пожаловать во взрослый Полдень, только вот эти люди -- совсем другие, нежели невоспитанные современники Стругацких, и Авторам нельзя их списывать со своих знакомых.

"Советская практика воспитания" ан масс обеспечивала расширенное воспроизводство социальных признаков. Но происходило это без каких-то специальных усилий и целей, несмотря на декларации о "воспитании нового человека". Просто механизм советской школы, проистекший из царских гимназий, оказался на это "заточен", как и всё тогдашнее общественное состояние -- менталитет, пропаганда и тп. "Просто так" -- это означает, что такой результат специально никем не планировался, и появление в 60е-70е годы людей, фактически готовых по многим параметрам жить в Полудне, было для властей неожиданностью, причём скорее неприятной неожиданностью, тк. на их фоне они сами оказывались ретроградами. Система отыграла на стабилизацию, на "занижение", и своей нижней волной въехала в область неустойчивости.
Previous post Next post
Up