Вообще это одно из не совсем заметных противоречий Полудня. Но самое существенное.
Стругацкие делали свой Полдень просто: брали подходящих людей из своего окружения и помещали на 200 лет вперёд, в Коммунизм. И они, эти люди, там ничем не отличались от прочих, таких же хороших, таких же воспитанных и достойных людей.
Однако для того, чтобы в Полудне случились эти хорошие, воспитанные и достойные люди, требовалась некая теория Высокого Воспитания, некий социальный супермеханизм по производству таких людей.
В то время как такие же люди в окружении Стругацких вырастали просто так, по советской практике воспитания.
Уж что-то одно: либо современность способна рождать таких людей и никакая ВТВ не нужна, либо ВТВ, интернаты, подвиги Геркулеса (или что там в виде выпускного у них), и добро пожаловать во взрослый Полдень, только вот эти люди -- совсем другие, нежели невоспитанные современники Стругацких, и Авторам нельзя их списывать со своих знакомых.
Ну мы-то как раз анализируем качество этой среды, нес па?
"Советская практика воспитания" ан масс обеспечивала расширенное воспроизводство социальных признаков. Но происходило это без каких-то специальных усилий и целей, несмотря на декларации о "воспитании нового человека". Просто механизм советской школы, проистекший из царских гимназий, оказался на это "заточен", как и всё тогдашнее общественное состояние -- менталитет, пропаганда и тп. "Просто так" -- это означает, что такой результат специально никем не планировался, и появление в 60е-70е годы людей, фактически готовых по многим параметрам жить в Полудне, было для властей неожиданностью, причём скорее неприятной неожиданностью, тк. на их фоне они сами оказывались ретроградами. Система отыграла на стабилизацию, на "занижение", и своей нижней волной въехала в область неустойчивости.
Стругацкие делали свой Полдень просто: брали подходящих людей из своего окружения и помещали на 200 лет вперёд, в Коммунизм. И они, эти люди, там ничем не отличались от прочих, таких же хороших, таких же воспитанных и достойных людей.
Однако для того, чтобы в Полудне случились эти хорошие, воспитанные и достойные люди, требовалась некая теория Высокого Воспитания, некий социальный супермеханизм по производству таких людей.
В то время как такие же люди в окружении Стругацких вырастали просто так, по советской практике воспитания.
Уж что-то одно: либо современность способна рождать таких людей и никакая ВТВ не нужна, либо ВТВ, интернаты, подвиги Геркулеса (или что там в виде выпускного у них), и добро пожаловать во взрослый Полдень, только вот эти люди -- совсем другие, нежели невоспитанные современники Стругацких, и Авторам нельзя их списывать со своих знакомых.
Reply
Просто так ничего не бывает.
Была среда обитания.
Reply
"Советская практика воспитания" ан масс обеспечивала расширенное воспроизводство социальных признаков. Но происходило это без каких-то специальных усилий и целей, несмотря на декларации о "воспитании нового человека". Просто механизм советской школы, проистекший из царских гимназий, оказался на это "заточен", как и всё тогдашнее общественное состояние -- менталитет, пропаганда и тп. "Просто так" -- это означает, что такой результат специально никем не планировался, и появление в 60е-70е годы людей, фактически готовых по многим параметрам жить в Полудне, было для властей неожиданностью, причём скорее неприятной неожиданностью, тк. на их фоне они сами оказывались ретроградами. Система отыграла на стабилизацию, на "занижение", и своей нижней волной въехала в область неустойчивости.
Reply
Leave a comment