Мы давно планировали эту поездку на юг провинции. Выбрали выходные, на которые выпал день рождения Улиты. Провели пару ночей в отеле и объездили окрестности. Останавливались в городке Пинчер Крик.
Первый день мы поехали в музей Баффало Джамп. Мы были там 5 лет назад. У Богдашки тогда была операции на зубах в Летбридже, а после
мы заехали в этот музей. На сына он даже тогда произвел сильное впечатление и Софка очень жалела, что не была с нами. Вот теперь мы наконец-то приехали все вместе.
Вначале прошли по короткой тропе, начинавшейся с крыши музея. Увидели всю красоту, которую загнанные индейцами бизоны видели перед самой своей смертью.
Очень хороший вид с утеса. Вечный ветер, степь, горы на горизонте.
Улитка предвкушает день рождения и подарки.
Богдан что-то на небе пытается разглядеть.
Обходим музей. Для меня все просмотры всегда скомканы: то Янке не хочет сидеть тихо, если я не двигаюсь, то надо Милу умилостивить. В этом зале рассказывается о том, как индейцы прерий жили до прихода европейцев. Мультик об их нехитрой жизни.
И экспозиция. Тут от имени индейцев написано, как они называли весну: "приближение домашних дней", "когда идет лед на реках", "когда прилетают гуси", "когда зацветают луга бизонов", "когда телята бизонов желтые".
Все телята бизонов рождались весной и люди, истощенные долгой зимой, охотились на них.
Тяжело жить без огнестрельного оружия. Но еще хуже - без лошадей и любых других тягловых животных. Тысячелетия степным индейцам помогали только собаки. Племенам приходилось кочевать с места на место в зависимости от сезона.
Баффало Джамп - это одно из мест, где люди охотились на бизонов загонным методом. На одном и том же месте и одним и тем же способом тысячи лет. Иногда забывали, потом снова изобретали этот способ охоты. Дожидались, когда стадо бизонов подходило близко к этому месту, один из индейцев одевал шкуру телёнка, несколько других - шкуры волков; так люди пугали и направляли стадо к обрыву. Остальные индейцы строились так, чтобы бизоны видели только одну дорогу - к обрыву. Выживших после падения животных добивали - "чтобы они не рассказали другим, как погибло стадо". Имело смысл: взрослые бизоны людей практически не боялись и даже охота на новорожденных телят была очень опасным мероприятием для людей, вооруженных палками с обсидиановыми (в лучшем случае!) наконечниками. Кстати, наконечники довольно маленькие - удивительно, как люди вообще могли ими убивать таких крупных животных, как бизоны.
Заранее уже были собраны камни, бизоньи лепешки и редкие деревяшки. Индейцы очень полно использовали туши бизонов. Без их шкур им было не пережить зимних морозов, как и без жира. Жир вываривали из костей. На минуточку: у степных индейцев не было даже керамики. Не то, что металлической посуды. Они вырывали яму, укрепляли её дно, наливали воду, кидали кости и клали раскаленные камни, чтобы вода кипела. Когда весь этот "суп" остывал, они снимали сверху слой жира, который спасал их зимой.
Не каждая охота была удачной, приходилось обращаться за поддержкой духов.
Где-то тут мне пришлось отвлечься от экспозиции и успокаивать Милу. Ей было жарко, но она не давала ее раздеть (видимо, в комбинезоне, шапке и варежках чувствовала себя безопаснее), не хотела сидеть в коляске и не хотела вылезать. Я ее достала, раздела, сводила в туалет и напоила водой. После этого малыш понял, что тут можно жить и перестал истерить.
Дальше я ходила с ней и смотрела урывками то одно, то другое. Миниатюра - часть про раскопки, часть - про жизнь индейцев. Как бы два времени вместе.
Законсервированный кусок раскопок. По костям можно установить возраст бизонов с точностью не только до года, но и до месяца.
Мы снова посмотрели фильм. Первый раз, 5 лет назад, я порадовалась, что все артисты в нем - американские аборигены. Теперь я обратила внимание, что главный герой заметно отличается от всех остальных. Думаю, он не блэкфут. Степные индейцы в большинстве своем ребята неказистые, склонные к "яблочному" ожирению. Лица у них как правило ничем не примечательные - широкие, с толстыми щеками. Стройный длинноволосый мальчик с узким лицом, похоже, был из какого-то другого племени. Когда-нибудь я вникну в этот вопрос глубже.
Сеанс был последний, мы оставались последними посетителями и магазин сувениров оставался открытым только для нас. Пока мы выбирали, что купить, Мила попыталась пройти сквозь стеклянную стену. Боль ее редко беспокоит, но громкий звук и непонятый эффект - шла себе и вдруг - препятствие! - испугали до слез. Продавщица сказала, что в прошлом году было тоже самое, только ребенок не шел, а бежал. Потому теперь там стояла вешалка с одеждой. Но Мила прошла под ней.
Мы вышли на улицу, а там - прекрасный закат. При всей скуке прерий, там очень много неба и закаты - красивейшее шоу.
Приехали в гостиницу и все залипли кто на чем: кому планшетники, кому - телевизор, а кому и старомодная бумажная книжка. Я на выходных прочитала рекомендованную мне Софкой книгу про безрукую девочку. У моей старшей дочери своеобычный вкус: она все время читает книги про войну или инвалидов, или людей в чрезвычайных обстоятельствах. Сегодня вот она меня просила участвовать в рождественской акции и сделать подарок семье в трудной жизненной ситуации, например, ребенку, чьи родители развелись или ребенку-инвалиду. Так вот, книга называлась
"Незначительные события в жизни кактуса". Книга правда хорошая: трогательная и очень смешная.
следующий день