«Когда погребальная церемония была закончена, и тело предано огню, - рассказала мне Дордже Вангмо, тёща Тинлея из Бутана, - это было подобно взрыву бомбы. Люди просто рассеялись в разных направлениях.» Те, кто были из Бутана, вернулись в Бутан, сиккимцы вернулись через Дзонгри и Юксум в свои деревни.
Супруг Дордже Вангмо хотел вернуться в Бутан, но она сказала "нет", и вместо этого они отправились в паломничество. Они путешествовали с несколькими монахами в направлении Эвереста. В месте под названием Холунг они обнаружили заброшенный монастырь, в котором оставались шесть или семь месяцев, делали пуджи и постились.
Чтобы вернуться в Сикким, им пришлось продать всё, что у них было, сначала - скромные украшения, и под конец - одежду, всё, что они носили на своих спинах. Когда они добрались в Сингтам, рыночный город в Сиккиме, расположенный на берегу реки Тисты, у них ничего больше не было. Поэтому они собирали дикие фрукты в лесу, раскладывали их на рынке и продавали.
Когда Дордже Вангмо вернулась в Бутан, ей было сорок, и она была беременна её первым и единственным ребёнком, который позже стал женой Тинлея. Дордже Вангмо считает свою дочь подарком от Канченджанги.
«Там была одна пара, - рассказывала она мне, - монах и монахиня из Бутана, которые решили попытаться открыть Вход самостоятельно. Поэтому когда кремация была закончена, они взяли с собой мешок цампы, постельные принадлежности и оловянные тарелки. Они пошли по тропам в снегу, оставленными теми, кто нёс пострадавших, и спустя два дня они добрались в пещеру, в которой Тулшук Лингпа и его последователи жили три недели.»
Дордже Вангмо начала смеяться, стала радостной, и её глаза сверкнули возможностью.
«Они исчезли оттуда. Никто не знает, что с ними случилось. Их тарелки и постельные принадлежности нашли в пещере, но они сами исчезли без следа. Вероятно, что они сделали это. Мы никогда не узнаем.»
Дордже Вангмо, Гангток
**
Ламе Атангу было чуть за тридцать, когда он впервые встретил Тулшука Лингпу. Когда мы встретились с ним, ему было семьдесят четыре. Он вырос в Синоне и жил в Ташидинге.
«Во время первого похода к Канченджанге, - рассказывал он мне, - после которого все думали, что Тулшук Лингпа потерпел неудачу, и возникли слухи, что он шпион. Это было началом сложного периода. Я был в этом походе вместе с Гешипой, Кунсангом и другими. Что меня наиболее ошеломило, когда кхандро сказала ему в видении, куда следует идти, и когда он увидел перевал Канг Ла в Непале, он сразу узнал его, хотя никогда раньше не был там. Он знал, что это место называется Церам. Я был местным, поэтому я знал это. Когда другие начали испытывать сомнения, я знал силу Ламы. То, чего не знали другие, - он был там, чтобы обнаружить путь. Это было целью первого похода. Хотя люди и говорили о нём плохо, это были те, кто не встречал его лично. Кто бы не приходил к нему, становился его последователем. Такова была его сила. Я видел, как он оставил отпечаток ноги в камне. Это было так, словно камень горел. Но потом человек короля сказал: "Нет, я этого не видел."
Я последовал за Тулшуком Лингпой в Непал, когда он покинул Сикким. Я был родом из хорошей семьи. У нас было много земель. Хотя в тот год мы не сажали зерновые, так как уходили, но мы не продали земли. Я был в Цераме, когда пришла весть о смерти Тулшука Лингпы. Когда те из нас, кто был из Сиккима, возвращались домой после кремации, мы прятались в лесу в течение дня и передвигались только ночью.»
Атанг Лама в возрасте 74, Ташидинг, 2005
Продолжение следует…
CHAPTER 21 The Aftermath
из книги Томаса Шора «A Step Away from Paradise: A Tibetan Lama's Extraordinary Journey to a Land of Immortality»
http://thomasshor.com/Step_Away/Step_Away.htmПеревод мой.