«Мы не боялись встречи с тигром в джунглях, - сказал Лама Атанг со смехом, - только встречи с другими человеческими существами. Мы опасались, что нас схватит король, которого мы ослушались, и потихоньку проскользнули в деревню. Король предупреждал, чтобы мы не ходили. Наши поля лежали невспаханными. Когда мы вернулись, можете быть уверены, что мы стали объектами для шуток наших соседей, которые с самого начала думали, что Тулшук Лингпа сумасшедший.»
Было что-то в тоне Ламы Атанга, когда он рассказывал о их неудаче с открытием Беюла, дороге через лес, по которой они шли по ночам и прятались в дневное время, - это был оттенок смятения, который возможен при воспоминаниях о детских шалостях.
«В то время король приезжал один или два раза в год в Тащидинг. И в свой следующий приезд он выступил публично и упрекнул нас. "Не гонитесь за каждым Ламой, который пообещает вам лестницу к луне с вершины горы, - сказал король, - наверху очень холодно, и вы можете умереть. Когда Тензин Норгей восходил на Эверест, он знал, куда он идёт. У него были хорошие ботинки, необходимая одежда и снаряжение. Чудо, что больше никто из вас не лишился жизни. Если путь будет открыт, почему только вы собираетесь туда пойти? Я тоже пойду, поверьте мне! В следующий раз слушайте меня и не гоняйтесь за сумасшедшими Ламами."
Вот что сказал нам король во время своего визита в Ташидинг после нашего возвращения. Он также нам сказал, что мы прощены, и дело забыто.
**
Байчунг Бабу был ещё одним сиккимцем, путешествовавшим вместе с Тулшуком Лингпой. В те времена ему было около тридцати, когда я его встретил, ему было чуть за семьдесят. Его имя часто упоминалось, когда я разговаривал с последователями Тулшука Лингпы из Сиккима. Было нелегко его найти, хотя я выслеживал его по тропинкам и дорогам через деревни западного Сиккима, пока не добрался до его дома, где мне сообщили, что Байчунга Бабу можно найти в горах, где он занимается дорожными работами. Поэтому я взбирался по крутой тропе, пока не дошёл до ремонтируемого участка дороги и небольшой группы парней, работающих на нём вместе с седоволосым мужчиной, который колотил кувалдой по большому валуну и пытался расколоть его. Мужчина оказался Байчунгом Бабу и был бригадиром.
Это был совершенно ясный день, и Канченжданга сверкала на севере, не так далеко от нас, её белые склоны, острые, словно зазубренная бритва, пронзали глубокое синее небо. Снежная пелерина покрывала её пик. Байчунг Бабу был атлетически сложен, особенно для пожилого седоволосого мужчины. Он всем телом участвовал в работе кувалдой. Когда я шёл к месту, мне было интересно, каково было для него вернуться к обычной жизни и прожить сорок с лишним лет с видом на гору, внутри которой он предполагал исчезнуть.
Если бы трещина возникла сорока годами раньше, и он вошёл в землю, свободную от тяжёлого труда, ему бы не пришлось прикладывать свою силу к этому валуну. Меня интересовало, чувствовал ли он горечь в течение этих лет. Я приблизился к нему, и Байчунг Бабу позволил отдохнуть кувалде у своих ног.
Байчунг Бабу и его команда
Я рассказал ему о своём интересе к его чувствам по поводу путешествия в Беюл, которое он совершал, когда был молодым. Парни собрались вокруг, и он рассказывал быстро - больше для них, чем для меня - как он путешествовал вместе с Ламой высоко в горы, чтобы найти место, где никогда не придётся работать лопатой или кувалдой. Если бы Лама появился в этот момент, я уверен, что парни оставили бы свои лопаты на обочине и последовали за ним. Вера Байчунга Бабу не ослабла с годами.
Семидесятилетний и седоволосый, всё ещё разбивающий камни, чтобы заработать на жизнь, он не выглядел наполненным горечью. Единственное, о чём он сожалел, что Лама погиб в самый решающий момент. «У меня больше не будет шанса, - сказал Байчунг Бабу. - Такой шанс бывает лишь раз в жизни. Мне придётся теперь ждать до следующей.»
**
Я спросил Рицзына Докампу, почему, он думает, Тулшук Лингпа потерпел провал.
«Тулшук Лингпа был именно тем человеком, - ответил он. - Но было вовлечено много других людей. Слишком много. Не все из них обладали правильной кармой. Без практики и накопления заслуг вы не можете попасть туда. Вы должны быть очищены. Если те, кто идут с правильным Ламой, обладают хорошей кармой, они могут туда попасть. И даже в этом случае зависит ещё от правильного времени. Время имеет очень большое значение.»
«Как такое может быть, - спросил я, - что открытие Беюла является предназначением человека, но он терпит провал? И Тулшук Лингпа, и Дордже Дечен Лингпа были тертонами , оба открыли терма и оба знали путь в Беюл Демошонг. Похоже, что оба даже пытались открыть один и тот же Вход на том же снежном склоне. Как можно потерпеть неудачу в собственной судьбе?»
Рицзын сидел молча, подбирая слова перед ответом.
«Семена, подобные пшенице или кукурузе, имеют силу для роста внутри себя. Но того, что находится внутри семян, недостаточно. Каждое семя нуждается в подходящей почве, достаточном количестве воды и солнца, не так ли? То же самое и для тертонов . Чтобы открыть терма, у тертона должны быть подходящие условия. Оба эти Ламы обладали кармой, чтобы найти Тайную Страну, но ничего не пребывает в изоляции. Буддизм учит о взаимозависимости всех вещей. Чтобы выросло семя внутри любого из нас, нужны подходящие условия. Семена нуждаются в воде. Тертоны нуждаются не только в кхандро, чтобы открыть Беюл, им также необходимы ученики с нерушимой верой.»
Продолжение следует…
CHAPTER 21 The Aftermath
из книги Томаса Шора «A Step Away from Paradise: A Tibetan Lama's Extraordinary Journey to a Land of Immortality»
http://thomasshor.com/Step_Away/Step_Away.htmПеревод мой.