Едва не задевая трубой контактную сеть, «стальной конь» извергал из себя клубы пара. Толпа журналистов, пассажиров и простых зевак сбежалась на платформу, чтоб полюбоваться настоящим, «живым» паровозом. Что ж, в этом фотоотчёте попробуем окунуться в прошлое, проехавшись по ветке, где время словно остановилось. Уже началась посадка...
(О том, как я добирался в Бологое, читайте
в предыдущей части)
«Паровозик-облачко»
Хоть локомотив и построен лишь 70 лет назад, присутствующей детворе он казался, наверное, доисторической колесницей, заставшей если не динозавров, то Наполеона. Пожилые люди тоже заинтересовались паровозом - им он навеял воспоминания из детства. Ну а молодёжь, в том числе и я, воспринимала его как модную диковинку, винтаж, раритет. Каждый норовил сфотографировать этот необычный «реликт», выбрав максимально удачный ракурс. Тех, кто ради этого выбегал на пути, строго окликали сотрудники полиции.
Один из центральных телеканалов снимал сюжет о запуске единственного в России пригородного ретро-поезда.
Этому событию было уделено много внимания. Но я сомневался, что хотя бы кто-то, кроме меня, специально приехал сюда с Украины. У нас и свои паровозы есть (несколько лет назад я
ездил в ретро-поезде, ведомом похожей «сушкой»).
Окинув взглядом толпу, я сразу узнал двух бородатых парней: Серёгу Stillask Dong и Христофора. Первый как раз и предложил организовать встречу, посвящённую запуску паровоза. А второй решил отметить свой день рождения под стук колёс.
Билет я не купил. Две молодые проводницы в форме старого образца проверяли проездные документы при посадке, но не очень скрупулёзно.
(фото Дениса Разина)
Я беспрепятственно поднялся в вагон, который внутри оказался обычной межобластной «сидячкой». А там - только меня не хватало! Двух вагонов оказалось явно недостаточно, чтоб все желающие разместились.
Внутри я заметил уже знакомых мне Дениса Разина и Андрея Черных (Дрюна). Ивана Егорова (по прозвищу Гастроль), Ваню Назимкина, Вову Столярова, Лёху Андреева, Валентина, Алексея Деркачёва и Юру Абрамова я пока ещё не знал, но они заняли весь отсек и несколько мест по соседству. Паша Половинкин вместе с Серёгой сели в другом вагоне. Мне пришлось стоять, но я от этого не расстроился. Христофору тоже не хватило места, и он присел на чемодан с баяном.
Также мы встретили в вагоне Антона Твардовского (когда-то я с ним общался), но он ехал с другой компанией. Чтоб не терять время, Денис включил свой нетбук и по ходу стал набирать отчёт о поездке (не так, как я - 5 недель/5 месяцев/5 лет спустя).
Вскоре поезд тронулся, и за окнами поплыли белые облака пара. Скорость набрали быстро. Паровозу было ничуть не напряжно тянуть два вагончика, он и двадцать два потянул бы. Однако, ощущалось, что поезд ускорялся со слабыми ритмическими толчками, не присущими тепловозной и электровозной тяге. А мощный, раскатистый паровозный гудок сложно с чем-то перепутать. «Финальный штрих» к атмосфере придала песня группы «Лицей», прозвучавшая из телефона Гастроля, словно официальный гимн нашей поездки:
«Паровозик-облачко вдаль бежит-качается.
По пригоркам жёлтыми искрами бросается...»
Даже после отправления по составу ходили репортёры. Они брали интервью у случайных пассажиров. Все хвалили новый «старый» поезд.
Хотя у него присутствовал очевидный минус: график до Осташкова замедлили на 52 минуты по сравнению с пригородным на теплотяге.
6697 Бологое - Осташков
Бологое
09:25
Бологое-полоцкое
09:36
1 мин
09:37
о.п. 14 км
09:54
1 мин
09:55
Куженкино
10:08
30 мин
10:38
о.п. Шлина
10:57
1 мин
10:58
Баталино
11:11
1 мин
11:12
о.п. 48 км
11:26
1 мин
11:27
Фирово
11:40
3 мин
11:43
о.п. 62 км
11:52
1 мин
11:53
о.п. Горовастица
12:07
1 мин
12:08
о.п. 82 км
12:20
1 мин
12:21
о.п. Чёрный Дор
12:33
1 мин
12:34
о.п. 104 км
12:49
1 мин
12:50
о.п. 106 км
12:55
1 мин
12:56
Осташков
13:07
До станции Бологое-Полоцкое, впрочем, наш состав домчался проворно.
И поспешил дальше. Стоило ему только отъехать на несколько километров, как за окном потянулись болота.
На станции Куженкино у поезда заложена получасовая стоянка. Из этого времени минут 5-7 ушло только на то, чтоб протолкнуться к выходу из вагона.
Военный духовой оркестр приветствовал нас задорным кадрилем.
Одетые в исторические костюмы люди принялись фотографироваться.
Но не тут-то было! Внезапно раздался паровозный гудок, и состав тронулся с места. Подумав, что расписание не верное, что 30-минутную стоянку сократили, пассажиры в панике начали заскакивать на подножку!
Никто ведь не знал, что состав поехал заправляться. Через 100 метров, возле гидроколонки, он снова остановился. Для этих целей и предусмотрена столь продолжительная стоянка.
Однако, не только для этого. Практически вдоль всей Бологое-Полоцкой ветки сохранились дореволюционные здания и постройки; недавно этот участок даже назвали «железнодорожным заповедником». (Наверное, поэтому пригородный под паровозом запустили именно здесь.) А станция Куженкино и вовсе стала образцово-показательной. Настоящий музей под открытым небом.
Пока паровоз заправлялся, для пассажиров организовали экскурсию. Её провёл председатель российского Общества любителей железных дорог Алексей Вульфов.
Можете взглянуть короткое видео, которое я заснял в ходе поездки. Часть экскурсии попала в него.
Click to view
Багажное отделение станции стилизовали под дореволюционную эпоху.
Из Баталино привезли пожарную помпу.
Восстановили аутентичный керосиновый погреб.
(Раньше ведь лампы на вокзале и флюгарки на стрелочных переводах были исключительно керосиновыми.)
Сохранилась в первозданном виде водонапорная башня. Вода в тендер нашего паровоза подавалась именно из неё.
А вот интерьер зала ожидания и билетной кассы уже в советском стиле. Здесь, впрочем, две эпохи гармонировали между собой.
![](https://ic.pics.livejournal.com/smugastyj/24755280/834847/834847_original.jpg)
Полчаса пролетели незаметно. Трижды прозвучал станционный колокол.
Пассажиры поспешили к вагонам.
Паровоз зашипел и тронулся с места, выдав «на-гора» облако пара.
Быстро набрав скорость, наш двухвагонный состав покатился по звеньевому однопутному перегону, окутывая густым паром подступающий к пути лес.
После Куженкино в вагонах стало просторней. Девушка-проводница проверила у всех билеты, и я наконец-то перестал быть «зайцем».
Христофор с Валентином хотели проехаться в тендере паровоза. Но присутствие в поезде толпы людей, в том числе важных чиновников железной дороги, этому не способствовало. Они попытались подняться на крышу поезда через межвагонье, но щель в уплотнителе оказалась слишком узкой, ребята просто не протиснулись.
Минутная стоянка на недействующем разъезде Шлина...
И над вагонами опять поплыли белые «барашки».
Здесь, в хвостовом тамбуре, я познакомился с Андреем Мирошниченко. Оказалось, он заочно знал меня по моим фотоотчётам.
На станции Баталино, как и в Куженкино, сохранился элегантный деревянный вокзал с башенкой.
(фото Христофора)
Пых-пых-пых... Покатили дальше.
Промелькнул запущенный, но всё же самобытный разъезд 48 км.
Прибыли на станцию Фирово, где нас дожидался встречный грузовой поезд «БалтТрансСервиса».
По отправлению мы слегка опаздывали. Машинист мощно «газонул», набирая скорость.
Мимо проплывали пейзажи русской глубинки, словно картины виртуозного художника-реалиста.
Бывшая станция Чёрный Дор. Мы почти приехали.
За всю дорогу я так и не присел. Даже не потому, что не было мест. Просто виды из открытого окна были куда интереснее.
Вскоре за окнами заблестела вода. Поезд замедлил ход, двигаясь вдоль озера Селигер.
Мы уже в Осташкове.
Паровоз вскоре отцепился и укатил в горловину станции выполнять манёвры. Можно с уверенностью утверждать: задумка организаторов удалась. У всех без исключения было приподнятое настроение. Судя по ажиотажу на первом рейсе, он вполне мог оказаться прибыльным. Вероятней всего, на это и делался расчёт - привлечь побольше туристов.
Эксплуатация паровоза нынче обходится дороже, чем использование тепловоза. (Хоть уголь и вода дешевле дизельного топлива, но к ним добавляются издержки на обучение паровозных бригад, обслуживание паровоза, экипировку его водой и т.д.) Привлечение дополнительных пассажиров, скорей всего, сполна окупает эти издержки. В экспериментальном режиме этот поезд будет курсировать каждую субботу по 8 декабря. А в другие дни он проследует под тепловозом.
Кто-то посчитал, что пуск регулярного поезда под паровозом - это откат на несколько десятилетий назад. Мол, лучше бы скоростной поезд запустили. Но, судя по количеству пассажиров с фотоаппаратами, это не так. Ретро - не регресс, а сохранение истории. Очень ёмкие слова на эту тему изрёк один известный русский сценарист:
Наша компания покинула вагоны и тут же разделилась. Кто-то пошёл искать разворотный треугольник, кто-то в другую сторону. Я решил осмотреть вокзал - он явно того достоин.
Станция связана с «внешним миром», в основном, пригородным сообщением. Поезд дальнего следования появляется здесь считанное количество раз в году, назначается по дням.
Сам город, возможно, тоже заслуживает внимания, но в этот раз мы не успевали по нему погулять. Ограничились визитом в привокзальный магазинчик.
Тем временем из Великих Лук прибыл другой пригородный поезд. Хоть его привёл и не паровоз, но ТЭП70 в оригинальной расцветке тоже не часто увидишь.
На станции почему-то образовался «филиал» озера Селигер.Только и того, что лягушки не квакали...
На боковинах вагонов были нарисованы царские эмблемы Бологое-Полоцкой железной дороги: двуглавый орёл, скрещённый топор и якорь.
Паровоз «сдал назад» и поехал разворачиваться на треугольник. Поравнявшись с тепловозом, он остановился. Будто специально, чтоб попозировать. Потом пронзительно свистнул и укатил прочь.
Русская глухомань с привкусом дизельного выхлопа
Почти пустые вагоны пригородного Осташков - Великие Луки показались нам такими комфортными после толпы в предыдущем поезде! Заняв места, кто-то сразу взялся за полдник, кто-то задремал после «рваной» ночи (коллеги из Москвы добирались в Бологое по хардкору - на электричках). А Ваня - тот и вовсе отправился в кабину к машинистам. У него было железнодорожное удостоверение.
Поезд сдвинулся с места, и билетный контроль не заставил себя ждать. Кому-то удалось «схалявить», заныкавшись в туалете, кто-то проехал по льготной справке, ну а остальным, в том числе и мне, пришлось оплатить проезд по полному тарифу - 512 руб. Довольно внушительно, но и расстояние немаленькое.
6695 Осташков - Великие Луки
Осташков
14:20
о.п. 122 км
14:34
1 мин
14:35
о.п. Сигово
14:48
1 мин
14:49
о.п. 142 км
15:02
1 мин
15:03
Пено
15:13
1 мин
15:14
Соблаго
15:27
1 мин
15:28
о.п. Охват
15:52
1 мин
15:53
о.п. 183 км
-
Андреаполь
16:14
2 мин
16:16
о.п. 201 км
16:30
1 мин
16:31
о.п. Гладкий Лог
16:37
1 мин
16:38
о.п. 210 км
16:47
1 мин
16:48
о.п. Мартисово
17:01
1 мин
17:02
о.п. 232 км
-
Торопец
17:32
2 мин
17:34
о.п. 245 км
-
о.п. 252 км
17:55
1 мин
17:56
о.п. Скворцово
18:06
1 мин
18:07
о.п. 265 км
18:17
1 мин
18:18
о.п. Бубново
18:31
1 мин
18:32
Назимово
18:40
2 мин
18:42
о.п. 282 км
18:46
1 мин
18:47
о.п. 285 км
18:51
1 мин
18:52
о.п. 290 км
18:58
1 мин
18:59
о.п. Великополье
19:05
1 мин
19:06
о.п. 296 км
19:09
1 мин
19:10
о.п. 297 км
19:12
1 мин
19:13
о.п. 300 км
19:18
1 мин
19:19
о.п. 303 км
19:24
1 мин
19:25
о.п. 305 км
19:30
1 мин
19:31
о.п. 306 км
19:34
1 мин
19:35
о.п. 308 км
19:38
1 мин
19:39
о.п. Локомотивное депо
-
Великие Луки
19:46
Под звонкий перестук колёс за окнами торопливо проплывали деревья, изредка касаясь вагонов ветвями.
Серёга вёз с собой баян. На поступившее предложение что-то сыграть он ответил отказом - медведь на ухо наступил, мол. Из 12-ти человек никто не умел играть на инструменте. Из положения вышли довольно просто: включили музыку на телефоне и принялись подпевать. Получилось нескладно и фальшиво.
Click to view
Тем временем проехали бывшую станцию Сигово.
Затем за окнами снова показалась вода. Мы пересекли реку Волга.
Станция Пено.
И опять луга, болота, лесные чащи.
Примкнула ветка со стороны Торжка... 2 раза в неделю пригородный поезд ходит и туда.
Станция Соблаго.
Отправляясь, тепловоз устроил настоящую дымовую завесу. Даже в вагоне запахло выхлопом. Как потом сказал Ваня, именно он стал «виновником»: машинисты позволили ему сесть за контроллер.
Проехали Андреаполь.
И потянулась классическая русская глухомань.
(фото Андрея Мирошниченко)
Иной раз поезд останавливался в таких местах, где даже не было платформ.
(фото Андрея Мирошниченко)
Если даже и были, то какие-то «карликовые».
(фото Андрея Мирошниченко)
Качаясь, поезд потихоньку отбивал чечётку на однопутке. Где позволяло состояние пути, ускорялся, и методично продвигался на запад. Тень от вагона становилась всё длиннее...
Позади остался Торопец.
Скрылась вдали бывшая станция Скворцово.
(фото: Алексей Деркачёв)
Но ехать ещё долго. Здесь, в этом поезде, часов и минут словно не существовало, а время измерялось станциями и остановками. Пока доехали до Назимово, солнце уже скрылось.
Некоторые из ребят куда-то отлучились и больше не появлялись. Как они рассказали позже, им удалось залезть на крышу поезда. Там они наслаждались изумительным закатом и тепловозной гарью. А те из нас, кто не настолько жаждал адреналина, просто открыли «флажком» торцевую дверь в тамбуре.
До конечной остался всего один перегон, и напоследок мы сполна прониклись эстетикой малодеятельной тепловозной ветки.
Click to view
В Великих Луках наш поезд «финишировал». Впервые в жизни я оказался в Псковской области.
Станция обширная, но вместе с тем достаточно глухая с точки зрения пассажирского движения. До ближайшего электрифицированного участка здесь не одна сотня километров.
Чтоб пополнить запасы энергии, мы направились в ближайшую пельменную. Работницы этого заведения никак не ожидали появления такой толпы, из-за нас им не пришлось уйти с работы пораньше...
А после ужина мы снова разделились. Некоторые из нас не планировали участвовать в продолжении поездки на следующий день. Дома их ожидали дела. Черных, Андреев и Столяров отправились на автостанцию, чтоб уехать в Москву на автобусе. Христофор решил добираться обратно на грузовом поезде. Мы вместе с Пашей, Лёхой и Гастролем, не теряя времени, пошли в вокзальные комнаты отдыха. (Серёга заселился туда ещё раньше, ибо очень хотел спать). Остальные пошли провожать отъезжающих.
На «ресепшне» выяснилось, что на станции всего два 4-местных номера. Один мужской, второй женский. Поскольку Серёга уже спал в одном из номеров, то «мужских» койко-мест за 400 руб. осталось всего три. Четвёртому из нас администратор предложила поселиться в двухместном номере за 600 руб.
Поднялся жаркий спор на тему «Я не собираюсь платить 600 рублей!» - «Я тоже не буду!». Идея заплатить по 450, чтоб поделить общую сумму поровну, не устроила кого-то из ребят. Наблюдая за нашей перепалкой, администратор сказала, что, так и быть, поселит нас вчетвером в «женский» номер - всё равно женщин на горизонте не наблюдалось. Довольные, мы пошли расстилать постель. А остальные наши поселились в комнате, где уже отдыхал Stillask. (Хотя кому-то, кажется, места всё-таки не хватило.)
Денёк выдался насыщенным... 10 часов мы провели в пригородных поездах, преодолев за это время 310 километров. Но для меня это была даже не половина поездки! Впереди меня ждало ещё много чего интересного. Продолжение читайте
в следующей части.