По пути из Харькова в Бологое

Nov 02, 2018 18:58

В тот сентябрьский вечер я, как обычно, пошёл дышать воздухом. Если не обостряется лень, люблю пройтись по городу, пусть даже в одиночестве... Это помогает «прочистить» мозги после трудового дня. Приятно, если не надо никуда спешить, ощутить себя «свободной составляющей», «хаотичной частицей» среди упорядоченного, принуждённого потока людей. Отклонившись от привычного маршрута, я присел на скамейку, проверил новости в соцсети... Одна из них меня заинтересовала: на малодеятельной линии Бологое - Осташков открывалось регулярное движение пригородного поезда под паровой тягой. Идея туда поехать зародилась в моём «прочищенном» мозгу тотчас же; несмотря на некоторые препятствия, я её успешно реализовал и более чем доволен этим. Сегодня начинаю серию фотоотчётов, посвящённых этой поездке.


«Паззл» маршрута я сложил за несколько минут. Расписания поездов согласовывались настолько удачно, что мне даже не пришлось бы отпрашиваться с работы. Пожалуй, это слабо походило на правду, учитывая расстояние: ехать до точки старта паровоза мне предстояло свыше 1100 км. (Для кого там, как говорят, 100 километров не крюк?!) Ещё и границу пересекать надобно. Этот факт меня ни капельки не останавливал, а скорей подстёгивал: куда бы то ни было за границу всегда интересно ездить. Больше размах, не приевшиеся пейзажи за окном, другие типажи личностей вокруг...

Мои друзья и коллеги по интересам из группы «Вдаль на электричках!» составили размашистый маршрут. Основная их часть стартовала из Москвы, а на следующий день после «обкатки» паровоза и ветки Бологое - Осташков - Великие Луки они запланировали проехаться ещё дальше: Великие Луки - Невель-2 - Новосокольники - Дно. Для меня такой заезд плохо согласовывался с обратной дорогой. Я решил возвращаться по другой ветке, а по какой - пока не придумал. Интересные идеи, зачастую, приходят на ум неожиданно, надо только держать его открытым для чего-то нового, настроиться на нужную волну. В общем, дорогу назад я отдал в распоряжение Его величеству случаю.

А вот в чём я не мог довериться вероятности, так это относительно самого паровоза. Никакой информации на официальном сайте о его запуске не было. Все ссылались на упоминание в «Яндекс-расписаниях», но этот ресурс всё же нельзя назвать официальным. Если уж ехать в такую даль, то я должен знать достоверно, что вместо паровоза не подадут обычный тепловоз (как-то нелепо получилось бы, согласитесь). На электронную почту «МТППК» я отправил письмо с просьбой подтвердить информацию... Через 3 дня пришёл положительный ответ, и я купил билет на поезд в Бологое, не откладывая дело в долгий ящик.


До поездки ещё оставалось больше 3-х недель, и купленный билет вовсе не означал, что я поеду. Он лишь декларировал моё намерение ехать и давал мне такую возможность. В случае чего я мог билет вернуть, просто потеряв часть денег. Но, чем ближе становилась дата выезда, тем меньше у меня оставалось уверенности, что я таки отправлюсь в путь... Может быть, я человек такой хаотичный - не умею планировать наперёд. Но в то же время, если от меня что-то зависит, то я не могу просто так всё бросить и подвести кого-то. Я понимал, что к утру понедельника явно не вернусь, если мой обратный маршрут более расплывчат, чем туманность Андромеды. А ехать назад на скором поезде - не интересно, скучно, дорого.

Всё шло своим чередом. Вот наступила пятница - день, в который мне нужно стартовать. Речь по-прежнему шла только о вероятности поехать (или же о вероятности сдать билет). На работу я пошёл с собранным рюкзаком, ведь заскочить домой я бы не успел. Пожалуй, это у меня такое впервые: за пару часов до старта я не знал, еду или нет. Кажется, всё решилось в мою пользу. Смятение сменилось приподнятым настроением, рабочий день почти окончен, и я как ветер в поле.

«Спортивное» пересечение границы

Вот и площадь у «северного» терминала.


Паровозы-ветераны словно провожали меня в путь. Совсем скоро я проедусь под тягой их «племянника».


В тупике пристроилась ворчащая электричка. Чтоб скрыть истинный возраст старушки, на неё извели тонну штукатурки.


Войдя внутрь, я не сразу нашёл, где сесть. Свободные места вроде и были, но все они оказались заставлены сумками. Кое-как пристроился с краю, снял тёплую, почти зимнюю куртку. Солнце лукаво заглядывало в окно и конкретно припекало. Все в футболках, ветровках, платьях, а я как на полюс вырядился. Правда ведь, на север ехал!

6026, Харьков-Пасс. - Казачья Лопань

Харьков-Пасс.

14:10

о.п. Южный пост
14:16
1 мин
14:17

о.п. Северный пост
14:20
1 мин
14:21

о.п. Подгородная
14:24
1 мин
14:25

о.п. Лозовенька
14:27
4 мин
14:31

о.п. Моторная
14:35
1 мин
14:36

Дергачи
14:39
1 мин
14:40

о.п. Новые Дергачи
14:43
1 мин
14:44

о.п. Безруковка
14:49
1 мин
14:50

Слатино
14:55
1 мин
14:56

о.п. Прудянка
15:01
1 мин
15:02

о.п. Цуповка
15:06
1 мин
15:07

о.п. Новая Казачья
15:10
1 мин
15:11

Казачья Лопань
15:16

Мы отправились по расписанию, и многоголосый галдёж пассажиров слился с шумом поезда. Всех перекрикивали торговцы; в салоне сильно запахло беляшами и жареными пирожками. А тут ещё и двое музыкантов пожаловали. Резкие звуки саксофона и баяна заглушили все вышеперечисленные шумы. Под собственный аккомпанемент парни оглушительно пели на украинском языке про «Белые розы». Навстречу им, ковыляя, прошёл попрошайка. Не обращая на сиё действо никакого внимания, пассажиры обсуждали политику, раздавали карты, курили в тамбуре. Электричка жила своей привычной жизнью.








Спустя час с небольшим я ступил на платформу конечной станции Казачья Лопань.




В прошлом транзитная станция, международный пункт пограничного контроля, нынче потеряла своё значение. Ею пользуются только местные пассажиры. Моему примеру тут наверняка никто не следует - кому охота шуровать пешком по грунтовке?... А я погнал. Весело и бодро. Аж пыль из-под подошв поднималась. На мой взгляд, это приятнее, чем трамбоваться в маршрутку.




Вот и небезызвестная «Стена» по проекту Яценюка. По периметру находятся камеры видеонаблюдения.


Приблизительно через 1:10 я уже показывал паспорт на пункте пропуска.


С украинской стороны абсолютно никакой очереди. Непривычно даже. Пешеходов на границе почти не было. Ещё 2 минуты, и я переступил через начерченную на асфальте отметку Україна / Россия.

А об отсутствии очереди с российской стороны уже не скажу. Человек 30 выстроились возле вагончика пограничников. Вроде бы и не много, бывало и больше, но вся эта процессия двигалась очень медленно. Я успел и миграционную карту заполнить, и «приговорить» две ватрушки (что-то проголодался от ходьбы). Очередь тем временем продвинулась всего на 5-6 человек. Кто-то в толпе сказал, что нам ещё повезло, мы не попали в «час-пик». После 5-ти вечера, мол, начнётся настоящий ажиотаж. Народ, действительно, всё прибывал и прибывал.

Почти час я простоял на российском погранконтроле. Наконец, протянул свой паспорт в заветное окошко. И... пограничница мне его сразу вернула. В миграционной карте в поле «сведения о принимающей стороне» я указал просто наиболее удалённую точку моего маршрута - город Великие Луки. Пограничники всегда ворчат, что необходимо указывать полный адрес принимающей стороны, но всякий раз довольствовались просто названием города. А в этот раз не «прокатило», и меня заставили дописывать. Понимаете ведь, что никакого адреса в Великих Луках я не знал и знать не мог. Да и какой может быть адрес, если я буду там чисто транзитом, пересаживаясь с одного пригородного поезда на другой (пусть даже погуляю по городу). Не долго думая, я «от балды» написал первое название улицы, которое пришло в голову. И случайным образом выбранный номер дома. Меня вынудили сознательно пойти на обман, но этот обман пограничницу устроил, она шлёпнула на миграционке два штампа и пожелала счастливого пути.

А как иначе? Процедура миграционного учёта при пересечении границы предполагает, что въезжающий на территорию РФ иностранный гражданин следует к «принимающей стороне», а эта «принимающая сторона» имеет конкретный адрес. Пусть даже это гостиница. То есть въезжающий, если он только не следует транзитом, обязан знать адрес, куда он направляется. Не проживать ни по какому адресу во время нахождения в России, конечно же, он имеет полное право, но при пересечении границы этот вопрос не урегулирован. Даже если ночуешь в палатке - будь добр, укажи адрес. К счастью, это простая формальность, которая ни на что не влияет. И, несмотря на всё это, въезд в Россию (не считая Калининградской области) для граждан Украины по-прежнему остаётся свободным. Достаточно просто иметь при себе внутренний паспорт (старого образца!) и правильно заполнить миграционку. Не надо ни подтверждать цель визита, ни предоставлять сведения о состоянии банковского счёта, ни показывать обратные билеты. (Я обратил внимание, что большинство украинцев, пересекая границу, не заполняли миграционки, а предъявляли свои заграничные паспорта. В таких случаях штамп ставится прямо в паспорт.)

Глубокий вдох и выдох... С пограничной волокитой покончено, и я на территории «Необъятной». До отправления электрички из Наумовки оставалось примерно 1:40 времени, и я рванул вперёд по обочине трассы. Крики зазывал «Маршруточка до Белгорода, уже отправляемся!» я проигнорировал чуть более, чем полностью.


На ходу я поставил в смартфон свою российскую сим-карту. Но... признаков жизни она не подавала. Не пополнял её уже 9 месяцев. Прискорбно, но за это время она «скончалась». На украинскую же «симку» вскоре пришло смс с тарифами. Я едва не поперхнулся от удивления:


У себя дома 50 грн на счету мне хватает на месяц, а тут вдруг предложили платить полтинник за каждую минуту исходящих и входящих звонков. Надо сказать, что у меня такой суммы на счету не было, а это означало, что я больше не мог не только звонить, но и принимать звонки. На всё время поездки я оставался без мобильной связи, но в тот момент это меня беспокоило не больше, чем озоновая дыра над Антарктидой.

Главное - успеть на электричку! По этой дороге я шёл впервые, точного расстояния до Наумовки не знал, но осознавал: времени впритык. Свернув на грунтовку, я развил максимальную скорость ходьбы, которую мог выдерживать в «длительном режиме». Передо мной раскинулось огромное поле.


Широкий простор, полная тишина, свежий воздух и отсутствие людей в радиусе нескольких километров... Всё это словно опьяняло.




И прекрасная, почти летняя погода. Ни единого облачка, ни единого дуновения ветра. Рыжий солнечный диск опускался всё ниже, а я упрямо шагал по полевой дороге.


Читатель, наверное, поинтересуется, зачем такие сложности, для чего преодолевать немалое количество километров пешком, если из Харькова в Белгород можно доехать автобусом. Неужели меня настолько «жаба душит», что ради 60 сэкономленных гривен я готов на такие «подвиги»? Нет, дело не совсем в этом. Дело в методологии. Мне стало любопытно, насколько реально на практике добраться от Харькова в Белгород, пользуясь исключительно электричками и собственными ногами. Узнать, сколько на это потребуется времени. А заодно - испытать себя. Вот он, дух авантюризма. Так попросту интересней! (И, действительно, дешевле.) Но не уверен, что захочу так идти в следующий раз.


За лесополосой вскоре замаячила железная дорога.


Тот самый перегон Наумовка - Казачья Лопань. Длина перегона 12 км, а мой пеший маршрут, очевидно, длинней.


Некоторое время мне пришлось двигаться по еле заметной колее вдоль полотна стальной магистрали.


Затем, по-видимому, вошёл в какую-то деревню. Обнаружил там детскую площадку с домиком бабы-яги. И деда, удивлённо смотревшего на меня. Откуда только я взялся!?


Ещё минута, и закат окончательно отгорел...


А я пришёл в село Отрадное.


Ухоженные домики, дорога без выбоин и ям... С некоторым удивлением я заметил, что едва ли не в каждом дворе припаркованы автомобили. Да и навстречу мне двигалось немало машин. Видать, в такой глуши это действительно не роскошь, а средства передвижения.

Тупиковая призма станции... Неужели я, наконец, на месте?!


Ффффух... Можно перевести дух. Вот и вокзал станции Наумовка.




Электричка уже прибыла, но на платформе никого.


Лишь только одна женщина в железнодорожной форме. А до отправления ещё почти полчаса. Или я переоценил расстояние до станции, или же шёл слишком быстро. Мог не спешить так. От Казачьей Лопани до Наумовки я добрался всего за 3 с половиной часа.

Иные реалии российской железной дороги

- Молодой человек, что вы делаете?! Вы знаете, что фотографировать запрещено? - раздался вдруг голос железнодорожницы, когда я «щёлкнул» электричку.
- Я знаю, что фотографировать разрешено, - спокойно сказал ей я. - Это раньше нельзя было, когда станция была пограничной.
- Так это и есть приграничная станция!
- Приграничная, а не пограничная, - парировал я. Пограничников тут нет уже давно. На это женщина ничего не ответила, молча скрылась в помещении станции. Ну никак не могу я понять людей, которые так подозрительно и враждебно относятся к фотографам. Или в их сознании «фотограф» и «террорист» - тождественные понятия? В самом деле, что может произойти плохого, опасного, вредного, если кто-то сфотографирует электричку или вокзал в общественно-доступном месте?..

В салоне тоже никого. Народ вымер, что ли?


Я помню эту станцию другой: с толпой пассажиров, резво перетаскивающих ящики с товаром из одной электричку в другую. Именно так было 4 года назад, когда я ездил по волне в Москву.

Как только отправились, кассир-контролёр обилетила меня. Вот и все мои затраты на дорогу, собственно.


Удобно устроившись на скамейке, я отдыхал после продолжительной ходьбы. За окнами совсем стемнело.

6314, Наумовка - Белгород

Наумовка

18:57

о.п. Дмитротарановский
19:01
1 мин
19:02

Толоконное
19:06
1 мин
19:07

Долбино
19:13
1 мин
19:14

о.п. Головино
19:16
1 мин
19:17

о.п. Болховец
19:23
1 мин
19:24

о.п. Красное
19:26
1 мин
19:27

о.п. 701 км
19:28
1 мин
19:29

о.п. Салют
19:32
1 мин
19:33

Белгород
19:40

Вдруг среди привычных объявлений автоинформатора я услышал приблизительно следующее: «Уважаемые пассажиры! В электропоезде запрещается просить и подавать милостыню, провозить рюкзаки на спине, играть в азартные игры, продавать и покупать товары с рук, употреблять сильно пахнущую еду, петь, играть на музыкальных инструментах, провозить багаж на сидячих местах». Я чуть не прыснул. Если всё это запрещено, что ж тогда разрешено? Уверен, если такое объявление сделали в электричке Харьков - Казачья Лопань, там бы все попадали со смеху!

У нас все эти действия наблюдаются ежедневно, постоянно, уже не одно десятилетие; они стали неразрывно связаны с самим понятием «электричка», и никто не считает это зазорным. А российские железнодорожники решили взяться за «воспитание» пассажиров путём контроля за их личными действиями в электричке... Не поздновато ли? Вагоны пустые, благодаря политике государства в отношении пригородных железнодорожных перевозок тут уже некому кусать сочные беляши, играть в «переводного» и горланить шансон под гитару. Все, кто мог, пересели на маршрутки и собственные автомобили.

На станции Долбино в электричку, наконец-то, вошло несколько человек.


Совсем скоро показались огни ближайшего к Харькову областного центра.


На соседнем пути уже началась посадка в 82-й поезд Белгород - Санкт-Петербург под электровозом ЭП2К.


Вытащив из кармана распечатку билета, я подошёл к своему вагону. Молодой проводник на неё даже не взглянул, попросил только паспорт. С собой у него был листочек со всеми фамилиями пассажиров. И я поднялся внутрь. Это был вагон ТВЗ нового образца. Ехать в нём мне предстояло ни много, ни мало - 12 часов.

082В, Белгород - Санкт-Петербург

Белгород

20:12

Прохоровка
21:00
2 мин
21:02

Ржава
21:21
2 мин
21:23

Курск
22:25
5 мин
22:30

Орёл
00:03
5 мин
00:08

Тула (Московский вокзал)
02:03
4 мин
02:07

Москва (Курский вокзал)
04:20
15 мин
04:35

Тверь
06:17
2 мин
06:19

Академическая*
07:40
16 мин
07:56

Бологое
08:16
12 мин
08:28

Выпив чаю, я залез на свою верхнюю полку. Поездка была б даже приятной, если б не вонь из биотуалета, которая пошла вскоре после отправления... Я ехал посередине вагона, и запах, словно из рассверленного бормашиной гнилого зуба, доходил даже туда. Вакуумные туалеты, безусловно, удобны и практичны, но обычные «гравитационные» толчки всё же проветриваются лучше.

Где-то между Ленинградом и Москвой

Проводник разбудил меня, когда в вагон уже вовсю светило солнце. Я вышел на платформу и чуть не поскользнулся - она была покрыта тонким льдом! Ночью, вероятно, был мороз. В общем, тёплую куртку я захватил не зря.


Когда я был в Бологое чуть больше года назад, я и не догадывался, что вскоре вновь окажусь в этом небольшом городе, расположенном почти посередине между Москвой и Питером.


До отправления «паровозного» поезда ещё больше часа, отличная возможность чуть встряхнуться и пройтись по городу. Может быть, увижу что-то, чего в прошлый раз не заметил. Первым я повстречал памятник человеку, чьи авторские песни знакомы мне с детства. Да и сейчас я восхищаюсь его неоднозначными текстами.


Солнце быстро прогревало воздух, и привокзальная площадь словно сияла в его лучах.


Я взглянул на привычный для таких мест паровоз серии Л


и на не совсем привычный самолёт Як-1.


Там же повстречал ещё парочку туристов-фотографов. Не сомневался, они тоже приехали на первый рейс под паровой тягой. То-то будет ажиотаж! А я отошёл чуть дальше. Даже несколько увлёкся...
















... А, опомнившись, поспешил на станцию, где уже раздался паровозный гудок. К платформе подали состав из двух зелёных вагонов. Через несколько минут начнётся посадка, и я, встретившись со своими знакомыми, отправлюсь в увлекательное путешествие по исторической Бологое-Полоцкой железной дороге.


Но об этом уже в следующей части.

Казачья Лопань, Наумовка, Белгород, Бологое

Previous post Next post
Up