Лунное затмение в Атомных Борках

Jul 30, 2018 02:16

В полутьме сгущающихся сумерек на ступеньках главного входа в вокзал я заметил каких-то людей. Одетые по-походному, они вольготно восседали среди нагромождений рюкзаков и кого-то ждали. Я подошёл к ним с вопросом:
- Лунатики?
- Да.
- Тогда всем здарова, я тоже с вами в Борки!

Но, как я ни старался, так и не смог увидеть в толпе кого-то знакомого. Новые лица, новые люди... Та ли это компания, с которой я не так давно ходил на поиски мела? Хотя, какая разница, - подумал я. Все мы едем в одно место, все мы связаны одной целью - полюбоваться лунным затмением с крыши заброшенной 9-этажки. И если люди близки по духу, то им не надо друг друга знать, чтобы быть «на одной волне».

За 5 минут до отправления мы вышли на платформу. Там стоял наш шестивагонный «гиперлуп» сообщением Харьков - Лихачёво.


Все вагоны оказались забиты под завязку, что, в общем-то, логично: пятница, вечер. Кто-то из несведущих начал возмущаться: где, мол, наши места, мы же билетики в кассе купили! Где тут вообще номера мест указаны?! Более "бывалые" знали, что надо делать, и времени не теряли - приземлились прямо на полу в тамбуре, разложив рюкзаки и коврики. Таким образом, проход между вагонами оказался забаррикадирован. Перед самым отправлением к нам присоединился Макс - единственный, кого я знаю, причём ещё со времён моего участия в движухе ЗЦПЧ.


Раздался возглас: «Кому не хватило места, лезем на руфрайд!» Но двери в этот момент закрылись, состав отправился. Кажется, кто-то из наших остался на платформе, не успел вскочить, но это не точно.

Наш плотно утрамбованный тамбур то и дело взрывался хохотом в ответ на чью-то удачную шутку, вспыхивал свет фонарей и телефонов. Возникло предложение развести костёр. Особенно бурное веселье вызвал привычный голос: «Жареные пирожки, беляши, сосиски в тесте!». Кто-то заорал: «Идите к нам, угостите бедных студентов!» Увидев скопление ржущих людей, торговка даже не приблизилась к нашему тамбуру, а повернула обратно. Здесь, несмотря на тесноту, каждый чувствовал приподнятую атмосферу и сам старался внести вклад, чтоб поднять её ещё больше. Пошлые шутки струились одна за одной.

Вот только жара изрядно донимала. Переместиться в салон мы не могли - там и без нас полно народа. А вот разжать створки автоматических дверей, почему б и нет? Это удалось сделать без особого труда, и тамбур наполнился живительной прохладой.





Помощник машиниста, обходя состав на одной из остановок, не сказал нам ни слова. Изрядное оживление началось, когда заметили, что к нам протискивается кассир-контролёр. Не все ведь ехали с билетами. Кто-то испуганно крикнул: «Спрячьте меня!», и его, присевшего на корточки, просто обложили большими рюкзаками. Некоторые постарались посильнее забаррикадировать проход, чтоб контр не прошёл, но тот оказался настойчивым - всё-таки проверил наши билеты. С тех, кто ехал «зайцем», просто слупил часть стоимости, не выдавая билетов. А на кучу рюкзаков просто не обратил внимания.

Кто-то с бурным ликованием рассмотрел в окне, что лунное затмение уже началось. Диск её выглядел словно надкушенным. В сумраке неосвещённого вагона возникла чуточку мистическая атмосфера. Кто-то пытался смотреть по навигатору, где мы едем, - остановки ведь никто не объявлял. В кромешной темноте действительно сложно отличить Езерскую от Липковатовки, навигатор почему-то показывал, что мы находимся на разъезде Мжа, и казалось, никто не знал точно, сколько ещё осталось ехать.

На станции Борки мы решили не выходить, а поехали дальше, чтоб пройтись до пункта назначения другим, более длинным, но зато «небоянным» маршрутом. Покинули электричку на платформе Спасов Скит.




Это место знаменито тем, что в октябре 1888 г. здесь произошло крушение царского поезда. В катастрофе погиб 21 человек и ещё 68 было ранено, но ни император Александр III, ни члены его семьи особо не пострадали. На месте «чудесного спасения» была построена часовня Нерукотворного Спаса.


Правда, подходить близко к ней мы не стали, а сразу всей оравой ломанулись в местный магазин. Местные были явно удивлены таким ажиотажем:
- А чё вы к нам приехали?
- На Луну смотреть!


Увеличив выручку магазину, наверное, на пару тысяч, мы бодро зашагали в ночную тьму по грунтовой дороге. Луна где-то пропала, и ещё долго мы не могли отыскать её на небосклоне. То и дело приходилось обходить лужи и грязь.




Грунтовка словно утопала среди полей, где спели высокие подсолнухи и кукуруза.




Наконец, в темноте стали угадываться массивные силуэты заброшенных высоток. Мы на месте: это и есть "Атомные Борки". Не мешкая, поднимаемся на крышу.


Стены пестрят различными надписями.


Собачка эта увязалась за нами от самой электрички и стала полноценной участницей похода.


Финальный рывок...


... И крыша недостроенной 9-этажки покорена!


Мгновенно раскатали карематы и заняли места под громадным звездным куполом. На всю ночь это здание становилось для нас «планетарием».


На газовой горелке мы заварили чай. Кто-то, однако, отдал предпочтение водке. А одна из участниц похода принесла длинную шаманскую трубу и играла на ней тантрическую музыку.




Небосвод тем временем полностью очистился от облаков, и мы воочию наблюдали самое долгое за 100 лет полное лунное затмение. Едва заметный диск ночного светила отдавал слегка красноватым светом. Наша планета полностью перекрыла прямой свет Солнца, падающий на Луну, и только вследствие преломления солнечных лучей в атмосфере Земли Луна не выглядела абсолютно чёрной.


А на пару градусов ниже затемнённого лунного диска ярко блистал Марс.


Редкое астрономическое явление в сочетании со своеобразной атмосферой посиделок на крыше «заброшки» создавало потрясающее впечатление. Большинство собравшихся, как и я, не знали имён друг друга, но все были настолько приветливы и добродушны, будто знакомы много лет. А потом Луну опять заслонили облака, а когда она очистилась от них, то вновь сияла своим привычно ярким холодно-голубоватым светом.


Ночная прохлада заставила многих спрятаться в спальные мешки. Кто-то уснул, а кто-то, укутавшись, до самого рассвета беседовал, попивал чаёк и кушал печенюшки. Я молча лежал и глядел, как в небе проплывают перистые облака. Их обрывки образовывали причудливые узоры. Казалось, можно протянуть руку и прикоснуться к ним...

А на востоке незаметно рождалось зарево рассвета. Синеватое свечение постепенно заполняло собой всё небо, и вскоре стало светло настолько, что можно было разглядеть всё вокруг. Неподалёку раскинулось село Борки.


С севера к высоткам подступал сосновый лес, источая приятный свежий аромат.


Многие уже/ещё спали.


А кто-то ещё не ложился/уже встал.


Верная собачка всё ещё с нами.


Эта высотка не единственная здесь; чуть поодаль возвышается вторая.


Пока восходит солнце, вкратце расскажу про это место. В 80-х существовали грандиозные планы возвести рядом с деревней Борки атомную теплоэлектроцентраль. В 1993-м должен был состояться пуск 1-го энергоблока Харьковской АТЭЦ. Пока шли проектные работы, началось возведение городка атомщиков. К 1986 г. ударными темпами построили 2 многоэтажки, заложили фундаменты под другие здания. Однако после Чернобыльской катастрофы стройка была заморожена, а с развалом СССР и вовсе отменена. С тех пор скелеты мёртвых домов торчат среди полей, привлекая туристов и авантюристов.

Луна, виновница нашего ночного «торжества», скатилась к горизонту и исчезла, а яркий золотистый шар Солнца озарил наши лица.


Я решил медленно, но уверенно возвращаться. В этот день у меня были ещё планы, и я не мог себе позволить долго находиться на крыше. Попрощавшись, я поспешил вниз, а вместе со мной пошёл ещё один паренёк - Миша.

Ну-ка, бросим напоследок ещё несколько взглядов на наше «ночное пристанище».




И на соседнее здание.


Говорят, его постепенно разбирают на стройматериалы, так что через энное количество лет мы можем эти высотки уже не застать.


6-километровая дорога по полям привела нас к станции Борки.


Позавтракав спелыми абрикосами с близлежащего дерева, мы дождались свою электричку. И через полтора часа, чуть не проспав конечную станцию, уже были в Харькове.


До новых встреч!

Борки

Previous post Next post
Up