«Нет, пожалуйста, только не Констаха!» - спросонок думал я, лёжа на верхней полке плацкартного вагона. Поезд катился быстро и ровно, ни капельки не спотыкался на стыках, а потом замедлил ход в горловине какой-то станции. Хотелось верить, что это какое-нибудь Барвенково, что можно вздремнуть ещё часок, но интуиция подсказывала, что мы уже на Донбассе. Готовясь к выходу, в проходе столпились пассажиры. Саша потрогал меня за плечо: «Вставай, конечная!» Лишь когда поезд окончательно остановился, я спрыгнул вниз и увидел за окном знакомый вокзал Константиновки.
Все пассажиры уже вышли. Умываясь во всё ещё открытом туалете, я думал, как же всё-таки люблю «Укрзализныцю»: и туалеты на конечных не закрывают, и не будят за полчаса до прибытия. Отличный бонус, если поезд прибывает в столь ранний час.
Толпа людей быстро рассосалась под крики зазывал: «Маршруточка в Майорск, осталось 2 места!» «Едем в Донецк через Горловку, отправляемся через 5 минут!» Город, по факту, стал железнодорожным тупиком, и пассажирские перевозки в сторону самопровозглашённых республик отданы на откуп маршруточникам.
Вы спросите, при чём тут вообще Константиновка, если, судя по заголовку, пост должен быть про Бахмут. Но обо всём по порядку.
В предыдущей части фотоотчёта я писал, как мы с Ксюшей и Сашей в поезде Покровск - Киев доехали до Синельниково-2, а там пересели в поезд Одесса - Константиновка. Мы действительно ехали до Бахмута, и ввиду этого заезд в Константиновку был нам нужен не более, чем козе пятая нога. Возможность добраться в Бахмут автобусом была нами отвергнута. (Зачем рисковать, пробираясь по разбитой трассе через блок-посты, а потом ещё возиться с поиском жилья на ночь, если проезд на поездах с пересадками всё равно дешевле, и проблема ночёвки заодно решалась.) Так вот, если посмотреть на поезд не только как средство передвижения, а ещё и как на относительно дешёвую «гостиницу на колёсах», тогда становится понятной логика нашего маршрута. Раз уж мы решили добираться исключительно железнодорожным путём, то было бы оптимальнее выйти в Славянске, а там пересесть в электричку. Но желание поспать на час дольше подтолкнуло нас съездить в Константиновку «маятником».
Вскоре прозвучал свисток, и на станцию прибыла электричка Фенольная - Изюм.
Когда и без того не пустые вагоны наполнились пассажирами из Константиновки, стало ясно, что досмотреть сны уже не получится. На каждой станции наш 6-вагонный поезд забивался ещё больше, и после Дружковки даже стоячие места оказались в дефиците. Несмотря на выходной день, люди массово съезжались в нынешний областной центр Донецкой области - город Краматорск. Но из-за вновь вошедших пассажиров после оного в вагонах свободнее не стало. Автобусы на Донбассе дорогие, дороги плохие, поэтому электрички пользуются здесь большим спросом.
Вдоль железнодорожного полотна бесконечной чередой тянулись промышленные пейзажи.
Вплоть до того момента, когда мы прибыли в Славянск.
«Маятник» нашего маршрута, качнувшись до Константиновки, вернулся в исходное положение, и дальнейший наш путь пролегал до Лимана.
А там пересадка в 5-вагонную электричку Лиман - Бахмут.
Кассир-контролёр выбила нам 3 билетика до конечной станции.
И погнали в путь.
Через полтора часа мы наконец-то оказались в Бахмýте (здесь ударение как раз на 2-й слог).
В итоге расстояние между городами, где по автодороге 77 км, мы преодолевали почти 12 часов с тремя пересадками.
Я впервые в этом городе, да и проезжал экс-Артёмовск всего лишь однажды, в незапамятном 2010 году,
когда возвращался из Луганска. Теперь ещё один крупный населённый пункт Донбасса я смогу занести в список посещённых городов.
Несмотря на изматывающий июльский зной, мы отправились в пешую прогулку по городу. На ходу придумывали маршрут и старались держаться тенистой стороны улиц.
Множество клёнов, тополей и каштанов не только радовало глаз, но и укрывало от палящих лучей. Город с первых шагов по нему создавал впечатление ухоженности. А из-за своего почтенного возраста и обилия дореволюционной архитектуры Бахмут не был похож на большинство донбасских городов.
Едва ли не каждый дом в центре имеет свою историю. В этом здании, например, которое изначально было Бахмутским Реальным училещем, сейчас находится обычная средняя школа.
А здесь до революции располагалось городское казначейство, затем - полицейское управление.
Шагаем дальше и видим дом купца 1 гильдии И.А. Апаренко (теперь там станция «скорой помощи»).
Заходим передохнуть в Нижний парк и замечаем там скульптуру на братской могиле партизан Гражданской войны 1919 г.
Видим бывший Бахмутский окружной суд, а теперь - аварийное заброшенное здание.
Вид на Верхний парк.
На Холме Славы, между храмом Всех Святых и колесом обозрения, расположен обелиск в честь воинов-освободителей.
ГП «Донецкгеология».
А вот и Бахмутский горсовет.
Площадь Свободы благоустроена, но фонтаны не работали.
От памятника товарищу Артёму остался лишь постамент.
На здании бывшего Торгового дома, а теперь - городского центра культуры и досуга, красуется своеобразная «ратуша».
Двигаясь дальше, видим ещё один постамент без изваяния. Нетрудно догадаться, чья скульптура там была.
На улицах Бахмута протекала бурная жизнь, но здесь, в отличие от Покровска, всё-таки чувствовалась близость линии фронта. То и дело встречались люди в военной форме и тёмно-зелёные автомобили с чёрными номерными знаками. Но они никак не вмешивались в повседневную гражданскую жизнь, а люди к ним привыкли и будто не замечали.
Продолжим знакомство с городской архитектурой. Вот бывший филиал Азово-Донского коммерческого банка.
А сейчас в этом здании выдают пропуска для въезда на временно неконтролируемую территорию.
Этот особняк хоть и выглядит новым, однако ещё до революции в нём располагалась школа искусств.
А вот и городской краеведческий музей. Здание промышленника В. Г. Французова, в котором он расположен, является памятником истории и архитектуры.
Это, наверное, одно из самых красивых сохранившихся зданий города - бывшая Бахмутская Земская Управа (1898 г.). В нём теперь учатся студенты Артёмовского колледжа транспортной инфраструктуры.
Над входом в колледж есть необычный паровоз, который каждый час выезжает на улицу и громко сигналит. К сожалению, мы не успели его заснять.
Затем мы вышли к заброшенному ДК Машиностроителей.
И вскоре оказались у вокзала станции Бахмут-1.
Здание является памятником промышленной архитектуры конца 19 столетия.
Когда-то это был главный вокзал города. Однако, с 2007 года пригородные дизель-поезда здесь отменены, станция используется исключительно как грузовая.
Хочется быть оптимистом и верить, что движение по линии Попасная - Бахмут-1 - Краматорск когда-нибудь восстановится и ветка обретёт вторую жизнь.
Пожалуй, ещё одной достопримечательностью города можно назвать местные троллейбусы. На одном из них мы даже покатались.
Время уже нас поджимало, пора направляться к вокзалу. Город оставил у нас неожиданно хорошее впечатление. Бахмут вовсе не депрессивный. Но с Бартом Симпсоном не поспоришь!
Проходя по мосту, мы заметили, что в сторону линии фронта, до станции Курдюмовка, сохраняется грузовое движение.
Напоследок ещё один ракурс вокзала,
и вскоре мы помчались в Лиман на электричке.
Полузаброшенная ветка Бахмут-1 - Краматорск пересекла электрифицированную магистраль по ажурному, похожему на виадук, путепроводу.
А ветка на Попасную ещё долго извивалась вдоль нашего пути.
У полотна дороги виднелись окопы.
И вот мы снова оказались в Лимане.
Осталось только пересесть в электричку до Харькова.
Уже через 4 часа по расписанию прибыли в «Первую столицу».
Поездка, в которой нам удалось побывать в двух хоть и близких, но плохо совмещаемых городах, успешно завершилась. А пока что прощаемся с Донбассом, искренне желаем благополучного разрешения конфликта и процветания этого региона. До новых встреч!
Можете прочесть также:
Пару слов о Донецке (2010) Соледар. Соляная симфония (2013) По предвоенному Донбассу. Краматорск, Дружковка, Константиновка (2014) Поездка в Лисичанск и обкатка прифронтовой ветки Попасная - Северск (2017)