В этот день мы собрались побывать в одном из красивейших мест нашей страны. Но утро в хостеле - это нечто хаотическое; здесь каждый старается спать до последнего. Вот задача - как разбудить желающих отправиться к берегам Бакотского залива, не потревожив при этом остальных?
(
Вернуться к первой части)
Да, не все из нашей компании ехали в Бакоту. Оресту и Оле рано вставать ни к чему; им хотелось до обеда погулять по Каменцу-Подольскому, после чего вернуться во Львов: он - через Ларгу, обкатав трансграничную ветку, а она, за неимением загранпаспорта, - автобусом до Черновцов. Юля где-то подцепила злобную бациллу и предпочла остаться в хостеле.
Все остальные - я, Жора, Кирилл, Игорь, Коля и Рома, героически выстояв очередь в единственный туалет, поехали на автостанцию.
Рома оставил сумку с электроаппаратурой в хостеле, но вдруг выяснилось, что у него не заряжается телефон. Из-за этого он спешно поменял планы и вместо поездки на Бакоту пошёл на рынок искать новый USB-кабель.
Уже началась посадка на микроавтобус до Старой Ушицы. Он как раз нам и нужен.
Только незадача - он уже набит битком! Ждать следующего, потеряв при этом пару часов, мы никак не могли. Сделав лицо кирпичом, мы принялись втискиваться в эту маршрутку. Кое-как удалось это сделать. Трудней всего было мне - из-за низкого потолка пришлось стоять, скрючившись. Воистину прав был Кузьма «Скрябин», сравнив маршрутку с собачьей будкой. Влезли все, кроме Игоря. Он решил, что целый час ехать в давке - выше его сил, и решил остаться в Каменце.
Минут через 20 после отправления толпа рассеялась, стало чуточку просторней. Ещё через какое-то время маршрутка опустела настолько, что все мы смогли сесть. Как по-хорошему, в пиковые дни здесь надо запускать автобус большой вместимости. Ведь к толпе жителей местных сёл прибавились ещё туристы. Правда, другие туристы вышли в Совьем яру, дальше с рюкзаками поехали только мы. И плевать, что автобус не заезжает в Бакоту. Нам лучше несколько километров пройти до неё пешком, чем «кормить» экскурсионные бюро. (Впрочем, как выяснилось, экскурсия на Бакоту стоит так же, как и проезд в этой маршрутке туда-обратно.) Мы хотели высадиться в селе Грушка, но местные подсказали, что нам лучше выйти чуть дальше, возле Гораевки. Вдруг маршрутка съехала с трассы на полевую дорогу. Я первый раз увидел, чтоб регулярные пассажирские маршруты в Украине проходили по грунтовкам. Но это не важно, главное, что мы высадились в указанном месте и пошли в сторону Днестра.
По пути мы заметили яблочный сад. На ветвях зрели громадные красные плоды.
Неподалёку встретили пожилого мужчину. Спросили, не знает ли он, охраняется ли этот сад. Уж очень велик был соблазн полакомиться сочными спелыми фруктами. Дед сказал, что охрана с другой стороны, нас не заметит, рвите смело, мол! Перемахнув через колючую проволоку, мы этим и занялись.
Набив рюкзаки яблоками, мы продолжили движение к заливу. Впереди заблестели воды Днестра.
Направившись вдоль берега, мы заметили вдалеке толпу туристов. Очевидно, мы достигли «попсового» места.
Табличка гласит, что посещение платное. Правда, никого, кто теоретически мог бы взимать плату за нахождение у реки, мы не заметили.
На другой табличке - карта Бакотского залива и схема пешеходных маршрутов вдоль него.
Давайте подойдём ближе к краю обрыва и полюбуемся живописными видами.
Внизу серебрились воды залива.
В ожидании, пока отхлынет толпа туристов, мы покушали за деревянным столиком. После чего спустились вниз по лесенке
и оказались у входа в древний пещерный монастырь.
Согласно мнению историков, монастырь в Бакоте основали в середине 12 века. Он расположен в скале на двух ярусах и состоит из пещер, которые были кельями, а затем использовались для захоронений.
В 1996 году обвал верхней скалы Белой горы уничтожил основную массу пещер и усыпальниц с настенными росписями и старинными фресками. Лишь в одном месте сохранились остатки келий и захоронений монахов. Сейчас там периодически проходят богослужения под открытым небом.
Напротив монастыря, на скале, расположена смотровая площадка.
Можно спуститься ещё ниже.
Там мы обнаружили источник, и вода из него гораздо вкуснее магазинной. Говорят, она даже целебная.
Бакотский залив считают одним из семи природных чудес Украины. По количеству тепла на метр квадратный (благодаря скалам и лесам, здесь не бывает холодных ветров) метеорологи сравнивают микроклимат Бакотского залива с Ялтой. Но этот залив появился сравнительно недавно - в 1981 году, вследствие строительства Днестровской ГЭС. При этом несколько населённых пунктов оказались полностью затоплены водой.
Зато пейзажи, и правда, чудесные. Как видим на карте, Днестр вьётся, словно змея. Эти «полуострова», образованные изгибами реки, называют меандрами.
Туристов катают по заливу на прогулочном теплоходе.
Осень - талантливая художница! Буйство цветов, которыми она разукрасила берега залива, никого не оставит равнодушным.
Будто зачарованные, мы стояли на краю утёса, созерцая безмятежную природу. Не знаю даже, сколько времени прошло. Говорят, счастлив тот, кто видит вечность в одночасье…
У края установлен поклонный крест. «Тишина - это язык, на котором Бог говорит с человеком», гласит табличка.
А ещё возле залива растёт «дерево влюблённых». Бакота носит некий романтический имидж...
Можно было бродить вдоль залива хоть целый день, но мы хотели успеть ещё на запуск воздушных шаров (который вчера пропустили). Пошли полями к трассе, по пути наткнулись на пасеку.
Расписание маршруток обратно мы не знали (его нет в интернете), поэтому стали ждать наугад. Кроме нас, у обочины трассы стояли ещё несколько туристов, и нашему появлению они не обрадовались. Ребята пробовали автостопить, но мы испортили им всю «малину». Поэтому они переместились вперёд на другую позицию, а мы остались стоять. Каково же было наше удивление, когда вскоре возле нас остановился водитель и предложил подвезти. Мы ведь даже не голосовали!
Вчетвером загрузившись в машину, мы поехали в Каменец. Помахали тем туристам, заметили их недоумённые лица. Внезапно у нас лопнуло колесо.
Что-то везёт мне и Кириллу на автостопные происшествия в последнее время. Конечно, пробитое колесо - ничто по сравнению с перевёрнутой машиной
по пути из Териберки в Мурманск, но всё равно неприятно. К счастью, у водителя была «запаска».
Через некоторое время вдали уже возвышались башни Каменец-Подольского замка. Там мы снова встретились с Игорем, Юлей и Ромой.
Внутрь бастиона никто, кроме Жоры, не пошёл. Входной билет в "Старый замок" стоил дороговато, и некоторые из нас там уже бывали. Вместо этого погуляли по руинам "Нового замка". А Рома вскоре нас покинул, чтоб уехать в Гречаны вечерним дизелем. От 25-килограммового свинцового аккумулятора в сумке он устал, потому не хотел больше гулять с нами.
Случайно заметили, что за пределы города один за другим уезжают автомобили, перевозящие аэростаты. Через полчаса начнётся массовый запуск шаров. И мы поспешили вдогонку, чтоб понаблюдать за действом вблизи.
Но машины скрылись за поворотом слишком быстро, и мы не успели рассмотреть, куда они поехали. Решили поспрашивать у местных, где состоится запуск. Мужчина, оказавшийся водителем маршрутки, сказал, что знает и даже отвезёт нас туда. Мы поверили и сели в его маршрутку. Но мужчина, проехав километр или чуть больше, развёл руками: «Никого нет… Обычно они здесь запускают…» Оказалось, место запуска каждый раз разное, оно зависит от скорости и направления ветра и выбирается из расчёта, чтоб шары пролетели именно над центром города. В итоге, мы вернулись к замку, поднялись на земляной вал и увидели, что шары уже вздымаются над землёй.
Яркие аэростаты взлетали один за другим.
Увлекаемые потоками воздуха, они пролетали практически над нашими головами.
В то время, как самые первые шары уже приземлялись, другие только начинали взлетать.
Пусть это выглядело не синхронно и беспорядочно, но в целом созерцание грациозно проплывающих над головой огромных шаров - захватывающее занятие. Многие фотографировались и делали селфи их на фоне, махали и кричали воздухоплавателям. Можно только представить, какие восхитительные виды открываются из корзин!
Но ветер быстро унёс шары прочь, и народ стал рассеиваться. Заходящее солнце, перед тем, как скрыться, решило «подмигнуть» нам, озарив город мягким оранжевым светом.
А со сцены, установленной на главной площади, лились тонны света и киловатты звука.
Правда, выступления артистов в стиле «гаражного рок-н-ролла» нас не вдохновило, напротив, резь в ушах вынудила поскорей уйти. Гораздо приятней оказалось просто побродить по тихим городским улицам, скверам и паркам.
Понаблюдать за лебедями, бесшумно скользящими по глади озера.
А потом - посидеть в заведении украинской национальной кухни. Наш поезд отправлялся глубокой ночью, но, как мы не старались тянуть время, всё равно пришли на вокзал очень заранее.
У всех нас, кроме Коли, были билеты на сидячий экспресс Каменец-Подольский - Киев. Билетов больше не было, поэтому он попробовал договориться с проводниками предыдущего поезда Черновцы - Киев. Но неудачно: его не взяли, даже несмотря на то, что сам Коля работает проводником.
К счастью, ему удалось «вписаться» в наш поезд. Когда состав прибыл, все мы распределились по разным вагонам. В шумной суматохе мы даже не успели попрощаться. Кирилл вышел в Хмельницком, чтоб потом пересесть на поезд до Днепра; Николай и Игорь покинули нас в Казатине. До Киева доехали только я, Юля и Жора.
Вообще я «не перевариваю» ночные сидячие поезда. По той причине, что проезд в них стоит существенно дороже, чем в нефирменном плацкарте, а комфорта гораздо меньше. В ночной пригородной электричке я и то сплю крепче! Но в этот раз я и в сидячем положении выспался сносно. А проснувшись, спохватился, что в качестве подушки я воспользовался плечом сидящей рядом студентки. А она почему-то побоялась меня разбудить.
Дневная пригородная волна из Киева в Харьков неудобна (прибытие в Харьков только утром, плюс ночёвка в Полтаве, Коломаке либо Краснограде), а ближайший бюджетный вариант попасть в Харьков - только вечером. А это значит, день мы решили посвятить прогулке по столице.
К вечеру заметно подустали, и, наверное, были похожи на таких вот ёжиков.
Затем нас с Жорой ждали 5 с половиной часов дороги на скоростном «Интерсити +» (В двухэтажном составе «Шкода» есть возможность взять билеты на боковые откидные места с 50%-ной скидкой, и тогда такие билеты получатся ненамного дороже проезда в плацкарте). К полуночи мы уже были в родном городе. Юля выбрала именно плацкартный вариант, чтоб прямо с поезда пойти на работу.
Что ж, поездка получилась слегка сумбурной, но оттого не менее интересной. Мы побывали в любопытных местах, но запомнятся нам не столько достопримечательности, сколько эмоции. В этот раз была необычная, разношерстная компания, многие познакомились друг с другом, и, может быть, ещё не раз соберутся вместе во время других поездок.
До новых встреч!
Если вам нравятся мои путешествия, то можете поддержать блог (переводы анонимные, перевести можно любую сумму):
Все посты блога