Сюжеты из Чернобыльской зоны

Mar 14, 2018 22:17

Перед этой поездкой родные отчитывали меня, как подростка. «Вот объясни, зачем ты туда прёшься? Это просто дурь! Пора взрослеть! Если раком заболеешь, я ни копейки на лечение не дам! Что ты забыл в том Чернобыле!?» Но они точно понимали, что не смогут поколебать мою решимость. Я осознавал, на что шёл, и убеждён: один раз в жизни там побывать стоит.

Когда я встретился с ребятами на вокзале, то узнал, что у них схожие проблемы. «Ярик, здоровье у тебя одно!», «Лёша, сколько можно деньги тратить?» - не унимались их родители. В их глазах наша поездка - несусветная глупость, неоправданный риск, пустая трата времени и денег. По их мнению, путешествия - это привилегия состоятельных людей, а коль заработок скуден, то сиди на жопе ровно и не высовывайся. (Отчасти я согласен с этим утверждением, но речь о другом.) Просто родные волнуются за нас.

Чуть позже подошёл четвёртый участник, Юра. А «виновника торжества», организатора поездки-то и нет. Артём позвонил незадолго до поездки: «Я уже в Киеве. Езжайте без меня. Встречу вас на автостанции». Всё вырисовывалось достаточно сумбурно... Оказывается, родители выгнали Артёма из дому, узнав, что он едет в Чернобыль!

С билетами от Чугуева до Киева мы погрузились на поезд Лисичанск - Хмельницкий в Харькове. Те, кто «просёк фишку», давно берут билеты на этот поезд от предыдущей станции, потому что от Харькова до Киева продажа на проходящие поезда закрыта. (Билеты можно купить или очень заранее, или непосредственно перед отправлением, если будут места.) Так делают, чтоб избежать невывоза из Лисичанска и других станций, расположенных дальше Харькова. Харьковчанам предлагают пользоваться дорогими фирменными поездами. Однако, мы взяли билеты на лисичанский поезд не для экономии денег, а потому, что он раньше всех прибывает в столицу.

Не могу ничего сказать толком про этот поезд. Обыкновенный плацкарт. Вообще поездки в скорых поездах я запоминаю хуже, чем в поездах пригородных, особенно если за окном темно. Из-за перегородок и разложенных матрасов здесь гораздо меньше простора; меньше динамики и свободы перемещения. Это одна из причин, почему я предпочитаю электрички. Но пригородная волна прибывает в Киев слишком поздно, чтоб успеть на первый автобус до Чернобыля.

За всю дорогу мне так и не удалось уснуть. Что неудивительно - я закоренелая «сова», у себя дома редко когда ложусь раньше 2-х часов ночи, а прибытие в Киев в полпятого. Уже в полчетвёртого проводник зажёг яркий свет и дал команду «подъём!».
В полусонном состоянии мы выгрузились на перрон столицы. Было даже не утро, а глубокая ночь. Нам предстояло добраться на другой конец города - до автостанции «Полесье», с которой в 7 утра стартует автобус. Ну а пока метро закрыто, мы направились в привокзальное «KFC», чтоб чуточку взбодриться.

Пара слов о предыстории этой поездки. Как-то раз в одной из бесед я прочёл объявление Артёма о поездке в Чернобыль. Меня заинтересовало то, что это не официальная экскурсия, где туристов возят по зоне отчуждения на автобусе, а возможность побывать там, как бы, своим ходом. При этом попадание в ЧЗО по пропускам, то есть не надо пробираться по зарослям в обход КПП и ныкаться от патрулей, как это делают классические «самоходы». Артём сказал даже, что есть возможность въехать и выехать через любой пункт пропуска, даже на электричке через Семиходы. Я давно хотел попасть в Зону именно железнодорожным путём, но официальные экскурсии возят туристов автобусами только через КПП «Дитятки». Именно поэтому я и воздерживался от посещения Чернобыля до того времени. Конечно, существовала возможность по железке приехать - я общался как-то с администратором турфирмы по этому вопросу - но цена на одного человека оказалась просто космическая. Мол, надо заказывать индивидуальный тур, автобус придётся гнать пустым из Киева, чтоб встретить нас в Семиходах, поскольку по Зоне запрещено перемещаться пешком. Я тогда отбросил эту затею. А в этот раз решил не упускать возможность. Сделал объявление о предстоящей поездке, чтоб собрать народ.

Строго говоря, исключительным правом выдавать пропуска для туристических поездок в Чернобыльскую зону обладают только турфирмы. Через администрацию Зоны можно получать пропуска с целью работы, а также для посещения кладбища (нужна справка, что кто-то из родственников там захоронен) и для паломничества в храм (в дни больших религиозных праздников). Через своего знакомого, который работает в Зоне, Артём заказал нам разовые пропуска. Назовём наш способ посещения Зоны полулегальным: с одной стороны, мы попадаем туда официально, по пропускам, а с другой стороны, эти пропуска выдаются не вполне легально, и цель нашего посещения не соответствует заявленной. Один пропуск обошёлся нам в 750 грн. Примерно столько и стоит самая дешёвая официальная экскурсия. Разница лишь в том, что туристов возят там 6-7 часов, а мы сможем пробыть в Чернобыле все выходные.

К нам должен был присоединиться ещё шестой участник, киевлянин. Но в 5 часов ночи от него пришла смс: «Я заболел, меня не ждите». И это был конкретный облом, потому что именно он обещал притащить дозиметр и замаринованное мясо для шашлыков.

Ближе к 6 часам мы выдвинулись на остановку. Вроде бы оттуда должна отправляться маршрутка до автостанции. Народу было полно, на привокзальной площади скопилась целая пробка из автомобилей. Мы прождали минут 15, но наш «пепелац» так и не появился. Идти на метро уже было поздно - там надо ехать с пересадкой, а потом ещё ждать троллейбус. Автостанция эта совсем на отшибе находится. Юра решил вызвать такси, воспользовавшись мобильным приложением «Uber». Заказ был принят, заявленная цена в 117 грн нас устроила, но ещё долго машина не могла пробраться к нам, застряв в пробке. С трудом мы смогли отыскать нужный автомобиль среди десятков других таксистов. Зато потом, отъехав от вокзала, быстро погнали по пустым улицам предрассветной столицы. По прибытию водитель и слышать не хотел про 117 грн, а взял почти 200.

Артём на автостанции нас не встретил. Оказалось, он уехал в Чернобыль с вечера. Обстановка накалялась, ведь все пропуска у него. Без них ехать в Чернобыль бессмысленно. Но он пообещал встретить нас на КПП. Ещё он велел купить большую бутылку водки. Мол, на случай непредвиденных ситуаций. Водка на территории Зоны - универсальная валюта, ценится больше денег, с её помощью можно без проблем договориться. Мы собирались въезжать стандартным образом - через Дитятки, а выезжать через Семиходы, поэтому мог возникнуть вопрос, почему так. На этот случай и предусматривался «пузырь».

Уже начинало светать. Наш автобус уже подали на посадку. В кассе автостанции по 60 с чем-то гривен мы взяли билеты до Чернобыля, заняли свои места.


В салоне ехала пассажирка с собакой на руках. Лёха решил испытать свой ультразвуковой отпугиватель для собак, и хозяйка не могла понять, почему её питомица дёргается. А потом я не совладал со сном, и практически всю дорогу до КПП «Дитятки» (а это почти 2 часа) провёл без сознания, откинувшись в кресле.

На подъезде к пункту пропуска меня разбудили. Почти опустевший автобус уехал в село Дитятки без нас, а мы направились к будке со шлагбаумом. По факту, это место ничем не отличается от государственной границы. Чернобыльская зона - словно другая страна на территории Украины.


На стенде висит цветная карта зоны отчуждения. «Дитятки» - ворота в 30-километовую радиационно-режимную зону, но существует ещё и 10-киломеровая зона с более строгим режимом.


Проиллюстрированы также уровни заражения радиоактивными изотопами.


Наконец-то мы встретились с Артёмом. Вопреки нашим ожиданиям, пропусков у него с собой не было. Дождавшись очереди, мы подошли к окошку пропускного пункта. Показали паспорта. Наши фамилии были заранее записаны в журнале. Дежурный спросил, кто из нас самый старший. Таковым оказался Лёха. На него и выписали единственный пропуск, а всех остальных дописали ниже. Получается, нам нельзя разделяться.

Тем временем автобус уже вернулся из Дитяток и пересёк КПП. Водитель подождал нас, мы вновь погрузились в салон и погнали по пустынной дороге в Чернобыль. Природа за окном ничуть не переменилась - всё те же печально-поникшие деревья, лишь кое-где не облетевшая жёлтая листва. Но что-то зловещее чувствовалось в этом безлюдном молчании.

Все пассажиры автобуса, кроме нас - работники зоны отчуждения. Здесь, в городе Чернобыль, проживают и работают вахтовым методом сотни человек. Сам город относится к третьей радиационно-режимной зоне, то есть территория здесь подвергнута дезактивации и относительно безопасна для временного проживания. Когда мы прибываем, Артём просит нас не фотографировать и не отставать, чтобы не выделяться среди вахтовиков. Лишь в центре города мы решились поснимать.

Все без исключения достопримечательности города посвящены постапокалиптической тематике. Туман и тишина… В ней будто бы слышны отголоски той страшной катастрофы. Скульптура, установленная на центральной площади - «Трубящий ангел» - напоминает потомкам о трагедии.




Первым делом мы направились в гостиницу. Да-да, в Чернобыле есть таковая, причём пользуется спросом. Поселились в двух номерах. Артём, единственный из нас, кто был здесь раньше, настоятельно порекомендовал не брать с собой рюкзаки. Наша задача была, гуляя по городу, сливаться с организованными группами туристов. Эти туристы оставляют вещи в автобусах, а к людям с рюкзаками здесь повышенное внимание: так выглядят «самоходы».

Не торопясь, отправились гулять по чернобыльским улицам. Повсюду встречали брошенные дома, хотя некоторые из них сохранились вполне неплохо.








Город будто застыл в 80-х годах прошлого века. История 30-летней давности здесь будто законсервирована в первозданном виде; именно это и привлекает сюда сотни туристов, и не только из Украины. Возможно, это последний монумент Ленина, сохранившийся в нашей стране.


Городская администрация функционирует. Электронное табло показывает уровень радиации в воздухе: 8 мкР/ч. Это ниже, чем в любом мегаполисе. Безопасным считается радиационный фон до 20 мкР/ч.


В городском парке сохранились традиционные памятники участникам войны.




Вероятно, мы отошли слишком далеко от тех мест, где обычно возят туристов. Пассажир проезжающего мимо нас автомобиля, оценив нас взглядом, крикнул: «Самоходы охренели! Уже ничего не боятся!». Наверное, наличие фотоаппаратов выдало, что мы не работники Зоны. Мы пытались что-либо возразить, но машина уехала слишком быстро. Не придавая значения этому эпизоду, мы всё дальше уходили в дебри Чернобыля. Эти места время уже не пощадило.
За 30 с лишним лет природа отвоевала у человека свои позиции.








Что-то волнующее было в этом угрюмом месте. Если прислушаться к щебетанию птиц, вдохнуть насыщенный аромат лиственного леса, никак нельзя понять, что совсем недавно здесь бушевала свирепая радиация.


На реке Припять есть даже крохотный пляж. Сейчас на нём царит безмолвие, а когда-то, наверное, там плескались дети, забрасывали удочки рыбаки…




А вот и чернобыльская церковь. Она действует, в ней проводятся богослужения. Наши пропуска как раз выданы с целью посещения этого храма. Согласно легенде, мы верующие паломники. Приехали на выходные помолиться и помочь храму по хозяйству: колоть дрова, красить стены.




Чернобыль - древний город, кстати. Печально, что он прославился на весь мир своей трагической историей.


Петляя по унылым улицам, мы вышли в Аллее Памяти. Здесь установлены таблички с названиями пострадавших от катастрофы населённых пунктов. Всего больше ста городов, посёлков и сёл. Почти все эти сёла давно опустели и исчезли с карт. Хотя в некоторых, говорят, ещё живут самосёлы.


Аллею украшают также скульптуры, привезённые из заброшенных сёл.




Пока мы их рассматривали, быстрым шагом наперерез к нам направились двое мужчин в военной форме:
- Здравствуйте, спецподразделение полиции радиационной безопасности. Вы кто такие, ваши документы?
Мы не растерялись, ведь наше пребывание здесь официально. Вот только случилась заминка: пропуск остался в гостинице, парни забыли его взять! Пока один из нас побежал за пропуском, патрули принялись настойчиво выяснять цель нашего пребывания. Мы явно не походили на религиозных людей, и версия про паломничество их не интересовала.
- Если вы в церковь приехали, то почему здесь ходите и фотографируете?
- Мы просто первый раз в Чернобыле, - оправдывались мы. - Хочется всё посмотреть.
- Кто у вас главный? Кто выдал вам пропуска?
- Ну я, - понуро ответил Артём.
- А кто ты такой?
- Да я экологом работаю здесь, - решил приврать он. - Вот на выходные друзей пригласил.
- Если так, почему не проинструктировал их, что пропуск необходимо всегда держать при себе?
- Виноват…
Патрули не успокоились даже, когда увидели пропуск и сверили наши паспорта с указанными в нём фамилиями. Формально у них не было причин нас задерживать, но наше появление казалось им странным, и они настойчиво хотели докопаться до сути. Лишь когда прозвучала фамилия человека, который в действительности оформил нам пропуска, старший многозначительно хмыкнул:
- Тогда всё понятно. Будь моя воля, я б вообще запретил посещение Чернобыльской зоны! Вы что, не понимаете, что здесь радиация? Может, в этом месте её и нет, зато рядом лежит камешек, который сильно фонит. Он прилипнет к подошве, и вы по стране эту радиацию разносите.

Затем патрули позволили нам идти, добавив только, что целый час нас искали! Мол, поступил звонок, что в городе находится 5 самоходов. Видать, тот мужик из машины нас и сдал.

Довольные, что всё благополучно разрешилось, мы направились дальше. За нами, как обещал Тёма, должен был приехать на машине его друг, работник Зоны, и свозить нас в другие интересные места ЧЗО: Припять, РЛС «Дуга», Буряковка… Но уже наступило время обеда, а никто не приезжал. Артём ему звонил ещё с утра, а тот отвечал, что скоро приедет. Сказал, что вызвали на родительское собрание в школу к сыну. Потом оказалось, что школа в Киеве и приедет он ещё не скоро. Парни нервничали, сердились на Артёма: почему всё так неорганизованно? Он обещал нам одно, а получилось другое. Мы заплатили за пропуска приличные деньги, а в итоге рисковали ничего, кроме Чернобыля, и не увидеть.

Некоторое время мы скоротали в городском магазине, где за скромную плату можно ударить по стаканчику водки. Но «огненная вода» не помогла снять напряжение. Артём извинялся и говорил, что в следующий раз обязательно всё успеем посмотреть. Мы уже неприкрыто возмущались: зачем нам следующий раз, если мы хотим всё увидеть в этот? Я точно не собирался приезжать повторно.

Не спеша мы снова пошли гулять по Чернобылю. Пришли к метеостанции, на которой определяется уровень радиации в атмосфере.


За забором громко «крякала» какая-то штука, и мы полезли на неё посмотреть.


Было много предположений, для чего она нужна. Но так и не сообразили. Возможно, эти звуки оповещали о повышении радиационного фона, а возможно, это что-то наподобие эхолота.


Некоторое время послонялись там, а вскоре появился и знакомый Артёма. Мы расположились в его внедорожнике (одному из нас пришлось залезть в багажник).


Первым делом поехали в администрацию Чернобыльской зоны. Там нам продлили пропуск на следующий день (на КПП выдали пропуск лишь на текущую дату). Хотели ещё получить пропуск в Припять, но нам отказали.

Проехали мимо выставки техники, участвовавшей в ликвидации последствий аварии.


Уже было почти 3 часа дня, скоро стемнеет, и водитель притопил, чтоб успеть хоть немного показать нам Припять. Чернобыль остался позади.




Проехали КПП «Лелёв» на въезде в 10-километровую зону. Вскоре оказались у въезда в город.


Впереди находится «мост смерти», пересекающий железную дорогу. Водители проскакивают его на предельной скорости, потому что там очень жёсткий радиоактивный фон. Мы же на мост не поехали, а свернули на дорогу, ведущую к станции Янов. Просто на въезде в город расположен ещё один КПП, через который нас не пропустили бы из-за неимения спецпропуска.

Повсюду вдоль дороги появлялись знаки «радиоактивное заражение».


Подошли к забору вдоль железнодорожных путей, перемахнули через него. Теперь мы на 100% самоходы - здесь наш пропуск уже не действителен. А водитель поехал через официальный КПП, чтоб встретить нас с той стороны.


Станция Янов - настоящее кладбище железнодорожной техники.




Мы спешили проскочить её как можно быстрее, потому что от этого искорёженного металла сильно фонит. К сожалению, дозиметра у нас не было, и мы не могли оценить действительный уровень излучения. Тем не менее, несомненно, даже за минуту пребывания там мы получили дозу большую, чем при нескольких десятках флюорографий.




Это не смертельно, нет смысла бояться радиации. К счастью, организм обладает способностью к регенерации. Но и не стоит недооценивать опасность облучения. Это коварный и невидимый враг. Радиация имеет свойство накапливать своё вредное воздействие. Я пообещал себе, что это первое и последнее моё пребывание в Зоне. Больше сюда ни ногой.

На площади бывшего рынка мы вновь встретились с водителем. А в ожидании его появления мы легкомысленно гуляли по пушистому зелёному мху. Только потом узнали, что этот мох высокорадиоактивный. Без дозиметра мы здесь, как слепые котята...


Припять не такая, как Чернобыль. Она создаёт совсем другое впечатление. Ещё большая постапокалиптичность здесь соединяется с промышленной разрухой. Это руины завода «Юпитер».










Возле остатков радиоуправляемого бульдозера мы сфоткались, а Юра даже залез на него сверху.


В кустах обильно произрастала дикая айва. Жаль, что нельзя её попробовать. Отчётливо чувствовался тёрпкий запах осени.




В жилой части города мы натолкнулись на многочисленных туристов. Это даже хорошо - мы ничем не отличаемся от них, нас точно не примут за «самоходов».


Вот они, канонические виды города. Колесо обозрения стало чуть ли не визитной карточкой Припяти.






Мы нырнули поглубже в парк, подальше от туристов.


Побывали в недрах бывшей музыкальной школы. Даже попробовали сыграть на брошенном пианино. При этом старались держаться подальше от людских глаз: в Припяти существует запрет на посещение зданий. Есть опасность обрушения.


После вышли к пристани. С трудом верится, что когда-то здесь курсировали суда.




Главная площадь города выглядит эклектично.


Массивные постройки позднесоветского периода продолжают сражаться с наступающей природой.




Следующей точкой нашей экскурсии стала заброшенная 16-этажка, которую сталкеры зовут Фудзиямой. С неё, как и с японской горы, открываются виды на весь город. Знакомый Артёма ждал нас внизу и попросил скорее возвращаться.


Внутри здания полный дестрой и разруха.


На одном из этажей мы заметили сталкерскую записку. Это как гостевая книга, в которую мы написали и свой «отзыв».


Вот мы на крыше, и город-призрак раскинулся перед нами во всей своей красе.






Вдали виднеется громадина нового саркофага 4-го энергоблока.


Октябрьский вечер на несколько минут порадовал нас солнышком.


Вдалеке, над просторами радиоактивного «Рыжего леса», виднелась громадная металлическая конструкция РЛС «Дуга».




Восхищаясь атмосферностью этого места, ребята вытащили специально припасённое для этого случая вино и пиво.


Время летело незаметно. У нас оставалось минут 5, чтоб спуститься и выехать из Припяти. Ровно в 6 вечера КПП закрывается, по городу начинают шерстить патрули в поисках «заблудившихся» туристов. Товарищ Артёма очень разозлился, что мы задержались. Из-за нас он рисковал нарваться на неприятности. Он отвёз нас обратно к станции Янов, а сам рванул через КПП. Мы вновь перелезли через забор, прошли через пути. Возле станции находится действующая автомастерская, на которой начали лаять собаки. Лёхин отпугиватель пригодился как нельзя кстати.


На КПП «Лелёв» мы вышли из автомобиля, прошли через рамку дозиметрического контроля.


После чего поехали в гости к другу Артёма. С трудом удалось нарезать сосиски для омлета: прямо под нож настойчиво совала свой нос собака Вилма.


Тут же поджидал своего часа кот Урфин. Стоило на секунду отвлечься, он прыгнул и схватил кусок сосиски!


А после ужина кот залез мне на руки. Вилма начала лизать и кусать кота, но на эти знаки внимания он реагировал флегматично. Почти что идиллия!


После ужина хозяин предложил нам забить косячок. Мол, травка первоклассная, сам выращивал. Это же романтично ведь, обкуриться в Чернобыле! Но мы отказались, вернулись в гостиницу отдыхать после напряжённого дня.

Утром мы долго не могли сообразить, который на самом деле час. От этого зависело, успеем мы на утреннюю электричку или нет. В ту ночь как раз происходил переход на зимнее время. У кого-то часы на телефоне перевелись автоматически, у кого-то нет. Пришлось даже зайти в интернет, чтобы всё проверить. (Благо, мобильная связь в Чернобыле ловит отлично.) Товарищ Артёма не ожидал, что мы так рано проснёмся (отправление со станции Семиходы в 8:40). Но всё же приехал за нами на машине. Погода в тот день была не ахти какая - шёл дождь. Мы вновь рванули в Припять.


Но, не заезжая в город, свернули к атомной электростанции. Ещё было время рассмотреть её поближе.


Едем мимо зловещей махины.




Новая арка 4-го энергоблока вблизи поистине громадная.


Рядом находится временный пункт локализации радиоактивных отходов.


Мы побывали возле главной проходной ЧАЭС. Там находится смотровая площадка для туристов и памятник жертвам чернобыльской катастрофы.


Вскоре мы оказались возле железнодорожной станции Семиходы.


Электричка уже была подана. Ребята колебались, ехать им на электричке или нет. Не хотелось уезжать так рано, ведь, по сути, ещё день можно посвятить прогулке по зоне отчуждения, побывать на «Дуге», которую мы так и не успели увидеть. К сожалению, по выходным в Славутич курсируют только 2 электрички: одна утром, вторая поздно вечером. А так как нам на следующий день надо было на работу, вариант с вечерней электричкой не подходил. В таком случае нас подстерегала бы ночёвка в Славутиче. В итоге, посовещавшись, ребята решили остаться и уехать вечером в Киев на автобусе. Я же не отказался от намеченного плана, ведь «обкатка» ветки Семиходы - Славутич была одной из целей поездки. Друг Артёма провёл меня к станционному КПП. Спросил, могу ли я выехать через Семиходы, если въехал через Дитятки. Вопросов вообще не возникло. Мой паспорт даже не смотрели. Надо было лишь пройти через рамку дозиметрического контроля. Загорелась зелёная лампочка - значит, я относительно «чист». Бутылка водки так и не понадобилась. Прощаясь, я отдал её ребятам - мне-то она без надобности.

Так выглядит станция изнутри: островная платформа в виде закрытой галереи, и два тупиковых пути по бокам. В стенах смонтированы раздвижные двери (такие же, как в метро).


Вагоны «атомной» электрички чистые и почти пустые. Впереди горит зелёный, и наш состав готов отправиться.


Вскоре трогаемся. Тупиковое ответвление примыкает к широтному ходу Овруч - Чернигов. Если ехать туда, прямо, то дальше станции Янов путь не используется и давно зарос деревьями.


Электричка сразу набирает скорость, проносится по мосту через Припять


и без остановок направляется в Славутич. Более 3000 работников ЧАЭС живут в Славутиче и ежедневно ездят электричками на работу. Мимо проплывают безлюдные просторы.


Незаметно пересекаем границу Беларуси. Теперь мчимся по её территории.


Опоры контактной сети свидетельствуют о том, что мы проезжаем бывшую станцию Пересадочная.


Машинист постарался на предельной скорости проскочить мимо заброшенной железнодорожной техники. Говорят, она жёстко фонит. На такой скорости невозможно было сфотографировать её из окна.

А этот заборчик расположен уже на станции Иолча. Здесь проходит белорусский пограничный контроль для электропоездов, прибывающих сюда из Украины. Наша электричка проскакивает территорию Беларуси на ходу, поэтому никакие пограничники нам не помеха.


Ещё немного, и мы приближаемся к Днепру.


С грохотом проносимся по металлическим конструкциям моста, и снова попадаем на территорию Украины. Граница проходит по фарватеру реки.






Но наш 12-вагонный состав не снижает скорости, продолжает нестись дальше.


За окном мелькает станция Неданчичи.


Сделав 15-секундную остановку на о.п. Лесной Посёлок, наша «атомка» прибывает на конечную. Я доехал бесплатно и с ветерком.




Я перелез на 1-ю платформу, где уже стояла электричка до Чернигова. Почти сразу мы отправились. В вагонах было много народу, больше грязи и мусора. Сразу почувствовал контраст.
Уже через час я выгрузился в Чернигове.




Чтоб продолжить путешествие по волне, мне надо было несколько часов подождать следующую пересадку. Но вдруг я заметил на дальнем пути скорый поезд. Я попробовал вспомнить, какие поезда могут проезжать Чернигов в такое время, но не получилось... Странно. На табличке я разглядел надпись «Санкт-Петербург - Харьков».


Любопытно. А что, если попробовать уехать на нём? Я совсем забыл про этот поезд. Пока поезд стоял, я пошёл в кассу, чтоб узнать, сколько стоит билет. «Билетов нет», - услышал я в ответ. «А хотя бы до Сум, или до Ворожбы, или до Конотопа?» - «Никаких нет, совсем».

Что ж, раз гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе, как говорится. Я подошёл к проводнице, поинтересовался, можно ли до с ней до Харькова. У неё заблестели глаза: «Конечно, можно! Проходите в любое купе! Вагон почти пустой!»
«Ну а по деньгам сколько?» - спросил я. Всё-таки поезд международный, и я боялся попасть впросак. «Проходите, садитесь, потом рассчитаемся!» - любезничала она. Но этот вопрос был для меня принципиален. Лишь с третьего раза я услышал что-то конкретное: «130 гривен устроит?»
Я кивнул. Как раз остались деньги, чтоб купить в дорогу печенья.

Вскоре Чернигов остался позади. Потянулся монотонный стук колёс. Я смотрел в окно, слушал музыку, грыз своё печенье, даже подремал, растянувшись на нижней полке. Весь день напролёт мы ехали. Уже вечером мне позвонил Артём. Я еле разбирал его слова - он был настолько пьян, что с трудом шевелил языком. Мне удалось понять, что они так и не попали на Дугу, потому что у машины пробило колесо, и они долго не могли уехать. А потом уже они решили набухаться (скорей всего, той самой бутылкой водки), так что было уже не до того. После услышанного я перестал жалеть, что уехал один.

Чуть позже выяснилось, что Алексей, Ярослав и Юра уехали в Киев на автобусе. А Артём где-то потерялся. Внезапно исчез. Пацаны уехали без него, не стали его искать. В Киеве они аналогично, без билета, вписались в поезд до Харькова, и уже утром были на месте. Артём объявился через несколько дней. Оказалось, он официально устроился работать в Чернобыле.

В Ворожбе мой поезд долго стоял, пока происходила смена локомотива.


Хотелось уже поскорей домой, но от Харькова меня отделяло ещё 5 часов. Я буду дома поздно вечером. В качестве разминки я побродил туда-сюда по ворожбянской платформе и наблюдал забавную картину. К поезду подошли несколько торговок пирожками. Из вагона вышла девушка-россиянка, пожелала приобрести немного сдобы. «По чём пирожок?» - «10 гривен.» - «А в рублях?» - «Эээ... 100 рублей.» Чего уж, торговка явно не стала скромничать. Девушка из России, не ориентируясь в украинских ценах, купила несколько пирожков по сотке за каждый! Возможно, в России пирожки так и стоят, потому что цена её не смутила. К торговке тут же подбежала ещё одна продавщица с криком: «Как не стыдно, ты обманула человека!» - «Это моё дело, не мешай мне торговать!» - «Ты совсем обнаглела! Ты совесть потеряла! За такое тебе надо морду набить!» В общем, две тётки поцапались конкретно. Крики, взаимные оскорбления... Чуть до драки не дошло. Видать, вторую торговку очень душила жаба при виде проданных по 100 рублей пирожков, ведь она, судя по всему, ни одного не продала. Вот он, дух здоровой конкуренции! А когда россиянка, щедрая душа, кинула один из пирожков в зубы бродячей собаке, надо было видеть онемевшее выражение лица той продавщицы...

Так и прошла моя поездка. Надеюсь, я больше пропитался новыми впечатлениями, чем радиацией. В любом случае, было интересно и небанально. До новых встреч!

Семиходы, Ворожба, Припять, Чернобыль, Янов, Чернигов, Киев, Славутич

Previous post Next post
Up