Комитету по транспорту: если в тексте есть фактические ошибки - напишите мне на электронку dma2002@mail.ru, исправлю. Я не записывал разговор на диктофон, только делал пометки в блокноте, поэтому мог что-то упустить или перепутать.
Часть 1. 2. Вопросы, связанные с маршрутной сетью.
На конец 2015 года ситуация складывалась следующим образом. С поста Председателя КТ ушёл в отставку Александр Воробьёв, оставив за собой "наследство" - заканчивающиеся в конце года договора с перевозчиками. К этому времени подоспел
ФЗ-220, который регулировал в том числе тарифообразование. Был реальный риск того, что маршрутки смогут взвинтить цены до рыночного уровня, если не будет либо компенсации выпадающих доходов (субсидирования) со стороны города, либо не удастся договориться с городом о регулируемых тарифах. Обошлось: город продлил на 5 лет договора с перевозчиками таким образом, что тариф будет регулируемым. Но теперь за эти 5 лет надо как-то приводить в порядок маршрутную сеть, тарифную политику, повышать эффективность работы ОТ. Если бы город не назначил регулируемый тариф - на иных маршрутах стоимость проезда точно повысилась бы - ввиду отсутствия альтернативы или её худшего качества.
В этот момент я задал вопрос о том, как может помочь в этом деле общественность. Я убеждён в том, что, несмотря на незаточенность системы муниципального управления под работу с гражданами, нам стоит хотя бы иногда проявлять активную гражданскую позицию. Кто-то может сделать больше, кто-то - меньше, но списывать всё на "я плачу налоги - пусть мне всё сделают" - пагубный подход. Так можно долго ждать улучшений. Увы, горожане не очень-то стремятся хотя бы пытаться сотрудничать с властями. По маршрутной сети в этом году может появиться повод: КТ собирается выложить в открытый доступ список маршрутов и остановочных пунктов. Маршрутную сеть надо приводить в порядок, и КТ будет признателен тем, кто подскажет, какие маршруты и остановки следует добавить, изменить и - особенно подчеркнули - отменить. В этом нет ничего удивительного: дублирование маршрутов на протяжённых участках чревато появлениями избыточных маршрутов и конкуренцией между ними, а также лишней загрузкой остановочных пунктов. При избыточном количестве маршрутов пользователям ОТ сложнее в них ориентироваться. "Лишние" же остановки замедляют движение ОТ, хотя не думаю, что у нас таких много.
В этом плане я призываю граждан помочь Комитету по транспорту. Ну а чиновники и профильные ведомства займутся разработкой и переложением на нашу действительность комплексной транспортной схемы (КТС).
3. Билеты и тарифы.
Уже давно обсуждается ввод привычного европейцам и москвичам билета, ограниченного по времени действия - так называемого "билета на 90 минут". В КТ сразу заверили: в 2016 году ему быть! По задумке будет как в Москве: неограниченные пересадки на НОТ и одна поездка на метро. Правда, эффективность от такого билета у нас будет меньше: во-первых, действовать он будет только в социальном НОТ, во-вторых, в Москве НОТ ходит лучше, да и выделенных полос больше, поэтому риск не успеть пересесть, потому что долго ждал автобус или потому что предыдущий телепался в пробке - меньше.
А вот тарифы на 2016 год, которые тогда ещё обсуждались - разочаровывают. КТ получал обращения от граждан с идеей выстраивания тарифной сетки по "европейско-московскому" образцу (дорогие одиночные билеты при значительно более выгодных долгосрочных проездных, а также при оплате электронным кошельком), но в итоге получилось всё не так. Разовые поездки по "Подорожнику" стали менее выгодными по сравнению с покупкой билетов в кассах и у кондукторов (что нагружает их дополнительной работой и усложняет формирование бюджетов транспортных предприятий), проездной не даёт выгоду наподобие хотя бы московской, а привлекательность НОТ в таких условиях совсем не растёт. Почему я употребил слово "получилось"? Потому что тарифы утверждает... Комитет по тарифам. Моё мнение - это звено в данном случае лишнее. Транспортом должны заниматься транспортники, включая тарифную политику, которая оказывает влияние на транспортную ситуацию в городе, тем более что за неё в конечном итоге отвечают транспортные ведомства, а не тарифное!
Комитет по транспорту не стал объяснять своё отношение к утверждённым тарифам, работник КТ употреблял обтекаемые выражения вроде "сгладить скидку на Подорожнике", при этом сказал, что три четверти горожан пользуются проездными. Ну что ж, понимаю такую сдержанность.
4. Закупка подвижного состава.
Планы по закупкам нового ПС на 2016 год достаточно обширны, причём часть ПС планируется закупить за счёт городского бюджета, а часть - за счёт собственных средств КТ. К слову, к этому вопросу КТ, похоже, подготовился заранее, т.к. представитель комитета при мне достал лист бумаги и стал читать.
За счёт бюджета:
- 62 автобуса;
- 8 троллейбусов;
- 4 "длинных" трамвая "Витязь" и один "короткий";
- 5 составов (30 вагонов) метро у ОЭВРЗ;
- 2 состава (12 вагонов) метро у Вагонмаша.
За счёт собственных средств:
- некоторое количество автобусов;
- 5 "коротких" трамваев-челноков (т.е. тех, которым не нужны разворотные кольца);
- 3 состава (24 вагона) метро.
Наземный ПС будет полностью низкопольный. Лично я считаю, что можно было бы в кризис не быть столь расточительными или закупить больше единицы ПС с частичным низким полом, но представитель КТ сказал, что не хочет возвращаться "в прошлый век".
Итог.
Считаю, что сходил не зря. Во-первых, получил ответы на вопросы, причём вместо положенных 15 минут мне уделили 25, за мной никого не было в очереди. Во-вторых, это полезный опыт - пообщаться вживую с теми, с кем до сих пор только переписывался. Я посмотрел на них, они - на меня. Страха общения не было, хотя готовился я к худшему. Но опасения были напрасными, за исключением мелких шероховатостью, оцениваю работу КТ по ответам на вопросы на пятёрку. Спасибо!
Конечно, надо понимать, что к таким встречам надо готовиться. С неготовым человеком лишний раз общаться не будут, потерпят 15 минут - и ладно. Равно как не надо кидаться громкими заявлениями и пытаться поддеть чиновников. Обычная деловая встреча, рабочий момент. Примите это к сведению, если соберётесь на приём. Ну а мне остаётся сожалеть, что день такого открытого приёма граждан - только один раз в году. Если бы такие дни были чаще - наверняка мы могли бы сделать вместе с чиновниками больше.
Впрочем, последующая информация о состоявшемся приёме в КТ посеяла во мне сомнения в том, что в ближайшее время можно сделать больше. Об этом - в
эпилоге.
Эпилог.