Трудно пройти мимо...
В современной жизни благотворительность является заметным социально-психологическим феноменом и поэтому весьма политизированным. В связи с этим российскую благотворительность сотрясают
нехорошие скандалы. Однако объективных оснований подобных скандалов нет. Политическим движениям не должно возбраняться участие в благотворительности. Наоборот, участие членов общественных и политических организаций в благотворительных проектах должно обществом всячески поощряться, если оно носит индивидуальных характер и отражает позиции политического движения.
Как следует из Википедии, «согласно большому числу научных исследований, основные причины благотворительности состоят в том, что
- люди по природе своей альтруистичны, ими движет желание помочь другим;
- люди чувствуют себя лучше, когда жертвуют деньги (экономисты называют это «теплотой альтруизма»);
- осознание участниками благотворительности целостности человеческого общества, всего живого на Земле, сопричастности и соответственности за мир, в котором мы живём».
Таким образом, причины благотворительности лежат в психике человека.
Объективным основанием основанием для скандалов связанных с благотворительностью, является то, что по определению в деятельности любого благотворительного фонда есть материальная составляющая, которая может быть весьма существенной: сбор и учет материальных средств, поступающих от благотворителей, распределение этих средств нуждающимся. Вкладывание капитала в офисы, склады, транспорт в условиях капиталистической действительности, должно давать доход, покрывающий процент на кредит. Оплата труда работников связанных с организацией движения материальных средств также является непременным условием существования благотворительного фонда: людям нужно кушать, где-то жить, содержать семьи и т.д. От банальной физиологии никуда не деться, если в системе задействован человек! В уставах фондов есть (или должно быть) указано, из каких средств и в каком размере от средств, идущим непосредственно нуждающимся, покрываются эти расходы. И, что не менее важно, в уставе фонда и законодательстве государства должно быть четко определено, как контролируется движение всех материальных средств фонда. А это уже важная социальная проблема. Отсутствие или неоднозначность правового положения конкретного благотворительного фонда - источник злоупотреблений. Увы, довольно частых.
В начале 2000-х годов был крупный международный скандал, связанный с сенатором от Тувы г-жой Л.Нарусовой (женой покойного А.Собчака, матерью кандидата в президенты РФ на выборах 2018 г). «Немцы, вероятно, не предполагали, что их жест доброй воли в поддержку жертв нацизма, станет банальной
кормушкой российских чиновников...». Фонд "Подари Жизнь" обвинили в
разворовывании денег. В 2017 году «
скандал с благотворительным концертом докатился до Путина». Недавно благотворительный фонд «Золотые сердца»
обвинили в недобросовестных сборах. И таких случаев, к сожалению, много.
Недобросовестные благотворительные (для себя любимых!) фонды весьма изощренны в своей порой весьма сомнительной деятельности.
В скандале с москвичкой, возмутившейся тем, что квартира в доме, где она живет, сдается онкобольным, оказалось замешено благотворительное общество. Создается впечатление, что эти благотворители фактически создали в Москве сетевую гостиницу для родителей онкобольных детей и раздули скандал. И все на законных основаниях, с вовлечением в склоку Президента РФ и Генеральной прокуратуры. Ну, каковы Вам возможности подобных благотворителей? Будет ли после этого кто-то им мешать «делать бизнес»? Вопрос, несомненно, риторический.
Этот
физиосоциологический этюд показывает, как причудливо связаны психология, физиология и социология в жизни человека. В условиях современной капиталистической действительности России и непомерного приоритета для человека личного благосостояния, даже самые возвышенные побуждения могут приводить к эксплуатации страданий ближнего и банальному стяжательству. Слава Создателю, что «благотворители» сейчас не калечат людей для увеличения своих доходов на эксплуатации альтруизма человека, как во Франции, описанной Виктором Гюго. Однако любое сомнение в искренности благотворителей подрывает моральное состояние общества, блокирует склонность к альтруизму. Поэтому правовая база благотворительности должна совершенствоваться с тем, чтобы в корне пресечь саму возможность извлекать какую-либо материальную выгоду из благотворительности.
Благотворители должны рассчитывать только на милость Божью. И не на что другое!