В.И.Ульянов/Ленин (1870-1924) основатель партии, возглавившей Социалистическую революции в России
«Ленин - учитель рабочего класса» было одним из клише советской пропаганды. В своей ажиотации по этому поводу ретивые пропагандисты ленинизма всерьёз пишут о том, что «зарождение новой, социалистической педагогики в России на рубеже двух веков связано с именем Владимира Ильича Ленина». Это весьма сомнительно хотя бы потому, что "нет ничего нового под солнцем". И под луной тоже. Тем более «новой педагогики», ибо педагогика зародилась одновременно с выделением человека из природы, формированием главной социобиологической адаптации человека - культуры. Но, тем не менее, В.И.Ленин несомненно обладал выдающимся педагогическим талантом, который проявился в процессе создания им партии нового типа, сумевшей возглавить победоносную Социалистическую революцию в России.
Педагогика - наука, предмет которой процесс направленного развития и формирования личности в специальных условиях её обучения и воспитания. В рамках этой науки разработано множество теорий воспитания и обучения, на основе которых созданы различные методики руководства этими процессами.
Становление В.И.Ленина, как педагога, проходило в семье
И.Н.Ульянова, выдающегося чиновника, служившего на ниве просвещения. Не только отец В.И.Ленина, но и его мать обладала профессиональными знаниями, умениями и навыками в области педагогики. В.И.Ленин был третьим ребенком в семье, поэтому помимо отца и матери он был объектом обучения и воспитания старших сестры и брата, а сам был учителем - субъектом этих процессов для младших сестер и брата.
В юности В.Ульянов, крещённый по православному обряду, принадлежал к симбирскому религиозному Обществу преподобного Сергия Радонежского. Обращает на себя внимание тот факт, что в аттестате зрелости В.Ульянова была лишь одна четвёрка - по логике, а наиболее успешен он был в латыни и словесности. Таким образом, в юности по складу мышления В.И.Ленин был ярко выраженным гуманитарием, склонным к мистицизму.
Навыки, полученные в семье и развитые во время обучения в гимназии, позволили В.И.Ленину самостоятельно получить высшее юридическое образование и сдать экстерном экзамены за курс юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Занимаясь самообразованием и проштудировав различные философские произведения, заметки о которых собраны в его «Философских тетрадях», В.И.Ленин полностью отошел от религии и сформировал материалистическое представление об историческом процессе. Самообразование позволило ему создать в рамках социал-демократической идеологии оригинальное и эффективное направление, совершившее первую в истории социальную революцию, основанную на естественно-научных представлениях и достижениях современной тому времени педагогики.
В теории и на практике В.И.Ленин доказал, что социалистическое сознание не возникает само собой из экономического положения пролетариата, что для его выработки нужна деятельность теоретиков, опирающихся на более широкие основания, и что это сознание нужно вносить в рабочий класс извне. По сути ленинское учение о партии это педагогическая методика обучения и воспитания авангарда, способного поднять народные массы на свержение господствующего политического строя. В дальнейшем все успешные политические деятели и теоретики практической социологии вплоть до Джорджа Сороса и Джина Шарпа являются, по сути, эпигонами В.И.Ленина.
Как педагог, В.И.Ленин четко выделял субъект и объект педагогического процесса в разных масштабах социальной реальности. Во-первых, в российском социал-демократическом движении он сформировал группу единомышленников. Во-вторых, опираясь на эту группу на основе разработанной им учения о партии нового типа он создал РСДРП(б). На следующем масштабе социума В.И.Ленин привел РСДРП(б) к власти в России и рассматривал её как воспитателя всего общества.
В написанной сразу после Октябрьского переворота статье «Удержат ли большевики государственную власть?» В.И.Ленин писал: «Любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством... Но мы... требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники...». Большевики во главе с В.И.Лениным государственную власть удержали, октябрьский переворот превратился в Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Это стало возможным благодаря в том числе и тому, что пролетарское государство сумело обучить делу государственного управления новых чиновников, в том числе из чернорабочих и кухарок.
Болезнь и преждевременная смерть не позволили В.И.Ленину приступить к решению следующей задачи планетарного масштаба - сделать материалистический взгляд на развитие общества доминирующим в России и других странах. Наброски его представлений о способе решения этой задачи даны в его политическом завещании - последних письмах и статьях записанных его стенографистками в конце 1922 - начале 1923 года.
Деградация системы образования началась в ходе Гражданской войны. Разрушению системы образования в стране способствовала деятельность Пролеткульта - культурно-просветительской и литературно-художественной организации пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год. Пролеткульт был призван решить две задачи - полностью разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Но ни одну из них он не решил, но нанес серьёзный ущерб системе образования. Однако в стране сохранилось многочисленное дореволюционное учительство, опираясь на которое сталинский нарком просвещения В.П.Потемкин с 1940 года начал реорганизовывать систему образования в стране. Под его руководством была создана Академия педагогических наук РСФСР, осуществлено в послевоенный период всеобщее 7-летнее образование, развита система школ рабочей и сельской молодёжи, созданы новые учебники для общеобразовательной школ.
Однако, начиная с 1954 года вплоть до распада СССР система среднего образования начала постоянно реформироваться, во многом основываясь на идеях Пролеткульта. В ходе этих реформ были утрачены даже достижения дореволюционной системы российского образования. Профессия учителя потеряла свою привлекательность - конкурс в педагогические учебные заведения стал минимальным, некоторые педагогические ВУЗ'ы даже испытывали недобор абитуриентов. Качество подготовки учительства стремительно падало. Старые кадры уходили из жизни. Окончательно разрушила систему образования «педагогика сотрудничества», воспитавшая «либеральный» авангард антисоциалистических сил, разрушивших СССР.
В.И.Ленин видел важность обучения руководящих кадров. В статье "Лучше меньше да лучше" он пишет: Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления госаппарата : во-первых-учиться, во-вторых учиться и в-третьих учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом".
Формально последователями В.И.Ленина являлись руководители РСДРП(б) - РКП(б) - ВКП(б) - КПСС и члены этой партии, численность которых на 1 января 1991 года составляла 16 516 066 (
более шестнадцати миллионов!) человек. Однако эта многомиллионная армия «коммунистов» не смогла реализовать ленинские заветы. Более того, громадное большинство «патентованных ленинцев», выпускников многочисленных Университетов марксизма-ленинизма и Высших партийных школ, а так же бооольшие ученые из Академии общественных наук при ЦК КПСС встали на антиленинские позиции. О качестве подготовки этих кадров можно судить по крупному партийному чиновнику первому секретарю Московского горкома КПСС (1985-1987)
Б.Н.Ельцину - лидеру антикоммунистического переворота в СССР. По мановению волшебной палочки подобные активисты КПСС стали убежденными антикоммунистами, занявшими (и продолжающих занимать) руководящие посты в государствах, образовавшихся на руинах СССР.
Дальнейшая деградация отечественной системы общего среднего образования ознаменовалась вступлением России в Болонский процесс. Результаты этого плачевны. Такие новации, как ЕГЭ, компьютеризация образования, массовое внедрение дистанционного обучения, создание элитарных учебных заведений, не способствуют развитию страны, сохраняющей своё положение, как великая держава, только благодаря достижениям оставшимся еще от СССР.
В послеоктябрьский период Россия три десятилетия была маяком, по которому человечество сверяло путь в прекрасное далёко. Во много это было связано с деятельностью В.И.Ленина - первого руководителя первого в мире государства, вставшего на социалистический путь развития. Современная Россия сошла с этого пути. Лидерами прогресса стали другие страны, продолжающие движение по пути, намеченному великим учителем человечества В.И.Лениным. А ещё
В.И.Ленин один из основателей кибернетики.