Вынес из дискуссии по поводу труда капиталиста - предпринимателя

Feb 27, 2013 11:47

Я вывожу отчуждение труда капиталиста вовсе не из «морального аспекта». Он лишь следствие, как отчуждение от людей лишь следствие отчуждения капиталистом самого себя в процессе труда. Я так же не ставлю в основу рассуждения «творчество» - мне никогда особо не нравился этот критерий и пользовался им я лишь на безрыбье.

Труд капиталиста отчужден потому, что капиталист - предприниматель в процессе труда полностью отчуждает свою личность в пользу капитала. Для капиталиста шаг вправо, шаг влево - расстрел, или вернее сказать, капитал тут же бросает его, как ветреная шлюха бросает своего обедневшего покровителя. Это называется - рыночная среда. Все творчество капиталиста есть лишь поиск способов наиболее верно послужить своему хозяину, капиталу и в этом смысле капиталист есть первый лакей капитала.

Из этого самоотчуждения следует отчуждение капиталиста от людей: от наемных работников которых он эксплуатирует, от людей всеобщего и свободного труда, результаты деятельности которых капиталист крадет и присваивает, от других капиталистов, с которыми он находится в нескончаемой конкурентной борьбе за благосклонность Его Величества, Капитала.

Тот факт, что сегодня особенно в сфере крупного бизнеса фигура капиталиста-предпринимателя ушла в прошлое, и на ее место встал коллективный капиталист, владельцы + менеджеры, по сути ничего не меняет. Этот коллективный капиталист ровно так же самоотчуждается в процессе труда, как самоотчуждается капиталист - предприниматель. Только что топ-менеджер отчужден от своего труда дважды - и как слуга капитала, как квази-капиталист, получающий квази-капиталистический доход в виде всяких миллионных бонусов, и как наемный работник, всегда готовый обворовать управляемое предприятие, в том числе и с помощью этих самых бонусов.

Более того, существенная часть креативного класса, все эти корпоративные юристы, PR-специалисты, рекламщики и т.д., все они есть мелкие составные части все того же коллективного капиталиста и точно так же дважды самоотчуждены от своего труда. В том числе, поэтому концепция некого единого креативного класса насквозь лжива.
Полагаю, что сущность труда (всеобщего труда в первую очередь) определяется не столько через такую трудно уловимую вещь, как творчество, сколько через отчуждение труда. Труд неотчужденный, труд свободный есть труд всеобщий, притом, что творчество в труде есть результат, следствие свободы труда.

В капиталистическом обществе человек самой творческой профессии может быть приведен и зачастую приводится к самоотчуждению. Художник, обществовед и даже естественник, как мы видим на примерах бывших советских деятелей искусств и наук могут быть принуждены к самоотчуждению в пользу интересов капиталистических элит (капитала, в конечном счете). Самое смешное, что от такой «приватизации» творческих потенций сам капитал сегодня немногое получает, ибо, как правило, такой самоотчужденный труд деятелей искусств и ученых бесплоден. Самоотчуждаясь они теряют способность творить, как потеряли ее, например, бывшие знаменитые советские режиссёры.

Вот в этом и заключается главное противоречие эпохи: вследствие развития производительных сил доля всеобщего труда в сфере общественного производства имеет тенденцию к росту (похоже, экспоненциальному). Однако капитал не существует иначе, кроме как посредством отчуждения человеческой сущности (капитал и есть продукт самоотчуждения человека - превращенная форма). И он, в свое время развив производительные силы до современного состояния, сегодня принялся пожирать их, отчуждая (потенциально) всеобщий труд, который и должен был стать важнейшим фактором роста этих самых производительный сил.
Previous post Next post
Up