Поскольку история про первобытного мастера вызвала немало вопросов и даже недопонимания, ее нужно малость продолжить.
Итак, однажды охотник Соколиный глаз, таки вытребовавший у вождя «выходной», прогуливался по деревне и встретил мастера Твердая Рука. Мастер выглядел не в пример лучше, щеки его раздались и даже животик, чего не часто случалось в их древнем племени, ощутимо прибавил в размерах, а походка приобрела уверенную плавность и даже некоторую величавость.
Соколиный Глаз поспешил поздороваться со старым товарищем, спросить его о житии-бытии.
Твердая Рука чиниться не стал, и с видимым удовольствием воскликнул:
- Слава нашему мудрейшему вождю, да продлят духи его года! Жизнь моя повернулась к лучшему, и все благодаря невыразимой мудрости нашего величайшего из величайших и мудрейшего из мудрейших вождя всех вождей.
И Твердая рука начал свой рассказ.
- Как ты помнишь, было время, что я совсем устал от жизни и уже собирался один уйти в степь ночью, дабы пожрали мою никчёмную жизнь духи и саблезубые тигры. Совсем мне надоело мое дело, работа с камнем и изготовление наконечников для стрел и копий. Даже Выходной перестал помогать. И решил я пойти к нашему величайшему из величайших вождю, и сказать ему, что не буду больше работать с кремнем, а лучше умру. Так я и сделал.
Но в своей невыразимой мудрости великий вождь не стал гневаться на меня и не ударил по голове своим священным каменным молотом - извечным и не сотворенным подарком духов, который, кстати, я сам и сделал в три весны тому назад, а вызвал нашего шамана, самого святого из святых, прозревающего прошлое и будущее, друга духов и приказал мне все рассказать ему. Я все подробно и рассказал. Величайший из величайших и святейший друг духов посовещались, и Величайший объявил свое решение. Мне привели трех пацанов. Двое из них были взяты в плен, а один из наших молодых. Эти молодые должны были делать все то, что не требует особого мастерства, всякую грубую работу за то, что я их буду их кормить и учить своему искусству. А я теперь называюсь главным мастером по всем каменным делам, вот так то.
- Вон они роются, - Твердая Рука кивнул на трех грязных и худых мальчишек, таскающих неподъёмные для них каменюки.
- С тех пор я опять вернулся к любимому делу. Я опять могу заниматься камнем никуда не торопясь, обдумывая каждый удар, каждый штрих, доводя грубую работу этих неумек до чего-то толкового. А люди вождя стали приносить куда больше мяса, шкур, браги и многого другого, без чего я свою жизнь уже не мыслю.
- А почему тогда они такие худые, - кивнув на мальчишек с удивлением спросил Соколиный Глаз?
Твердая Рука недовольно отвернулся.
- Почему, почему, - Твердая Рука повращал пальцем, - работают плохо, вот почему! Бездельники они, все, как один. Сколько работают, столько и едят! Больше не наработали.
- Ага, понятно, - на самом деле Соколиный Глаз ничего не понял, в том числе не понял, какое отношение имеет количество каменюк, которые таскают мальчишки к тому, что они должны ходить голодные, тем более что на первый взгляд бедолаги работали весьма старательно. Однако признаваться в собственной глупости Соколиному Глазу было стыдно, и о быстро задал следующий вопрос:
- Скажи мне, друг мой, а почему ты называешь нашего вождя, Медвежьего Когтя величайшим из величайших, мудрейшим из мудрейших, а шамана святейшим из святых, да еще и этим… прозревающим прошлое и будущее. Я не понимаю. Ведь старый вождь, Бегущий Бык, пока не ушел в поля вечной охоты, был и старше и мудрее нового, молодого вождя, да и шаман не так уж и дружит с духами, если духи забрали троих из пятерых моих детей, сколько шаман не стучал в бубен.
Твердая рука помолчал, с грустью поглядывая на приятеля:
- И не поймешь! Вот потому-то я и мастер каменных дел, а ты как был охотником, так им останешься.
- И вот что, охотничек, - Твердая Рука приосанился и выпятил нижнюю губу, - называй-ка меня главным мастером.
__________________________________________________________________
Теперь рассмотрим эволюции, которые произошли с трудом. Для этого вернемся к марксистскому понятию абстрактного труда. Абстрактный труд у Маркса есть, взгляд на процесс труда с точки зрения расходования рабочей силы в физиологическом смысле (мышечных сил, нервов и т.д.), вне зависимости от конкретного содержания и результатов труда. В этом смысле абстрактный труд лишь грань, ракурс единого процесса предметной деятельности. Но в процессе разделения труда произошло то, что я вслед за Межуевым называю выделением фактически абстрактного труда, т.е. фактически появляется труд как чистое расходование рабочей силы. Конечно, когда я приписываю такой труд ученикам первобытного мастера, это полная чепуха. На самом деле такой труд стал возможен только на достаточно высокой степени развития производительных сил, в индустриальную эпоху при весьма глубоком уровне разделения труда. В древние эпохи фактически абстрактный труд просто невозможно было выделить в чистом виде, однако уже тогда одним в труде все более (и очень постепенно, тысячелетиями) доставались вершки, а другим корешки. Одним в их труде все более элементов фактически абстрактного труда, а другим наоборот, всеобщего.
Но в нашей притче, как я говорил, появились бедолаги, занимающиеся фактически абстрактным трудом, но более интересен наш старый персонаж, Твердая Рука. Дело в том, что он занимается двумя формами труда - трудом всеобщим и трудом организаторским (в капиталистическом обществе это фигура предпринимателя). Разделятся эти формы куда позже, но рассматривать их стоит по отдельности. Начнем с организаторского труда. Я полагаю эту форму важной, по той причине, что сейчас многие стали говорить о предпринимательском труде (форма организаторского труда в капиталистическую эпоху) как о труде всеобщем, неотчужденном. А это не так.
Зададимся вопросом, чем обусловлена возможность Твердой Руки пользоваться трудом трех подмастерьев? Почему мальчишки ему подчиняются, исполняют тупую, не интересную и тяжелую работу? Как мы видим, Твердая Рука командует пацанами и держит их в черном теле авторитетом вождя и шамана. А если говорить несколько более научно, возможность принудить других к фактически абстрактному труду исходит из содержания сложившегося господствующего социального института, социальной формы, в которой формально закрепляется иерархия статусов и социальные роли. Но Твердая рука постольку может принуждать работников работать, поскольку сам самоотчуждается в пользу этого социального института. Ведь не случайно появились эти «величайший из величайших», «святейший из святейших» и т.д.. В капиталистическом обществе то же самое. Вернее не то же, а куда большее отчуждение. Капиталист-предприниматель может заниматься своим капиталистическим делом постольку, поскольку самоотчуждается в пользу капитала, становится функцией капитала (капитал в капиталистическую эпоху это и есть система господствующих социальных институтов).
Самоотчуждение Твердой Руки имеет следствием и его отчуждение от других людей, а конкретно от пацанов-работников и от его товарища Соколиного Глаза.
Противостоит этому отчуждению то, что Твердая Рука в данном случае занимается не только организаторским трудом, но и трудом всеобщим, как именно мастер. Избавленный от трудоемких и однообразных, не требующих мастерства трудовых операций, мастер смог сконцентрироваться только на том, что требует опыта, знаний, ума и т.д.
Что такое всеобщий труд? К сожалению, пока определить его можно только описательно. Этот труд есть труд творческий, труд, который невозможно описать простым алгоритмом. Это труд настоящего ученого, и настоящего художника. Это труд по внутреннему побуждению, а не по вешнему принуждению. Это труд не отчужденный и в процессе труда трудящийся никуда и никому не отчуждает себя, а наоборот обогащает себя и самосовершенствуется. Занятый всеобщим трудом не растрачивает себя, как тот, который занимается абстрактным трудом, а наоборот собирает, «достраивает» себя. Условием всеобщего труда является усвоение максимально возможного богатства человеческой культуры, а не конкретных, строго определенных, необходимых для конкретной деятельности знаний. И, в конце концов, этот труд есть средство преодоления отчуждения между людьми, а не углубления этого отчуждения.
В описанном разговоре между Твердой Рукой и Соколиным Глазом много осталось для нас неизвестным. Например, что представляют собой отношения мастере с его работниками более конкретно. Представим себе, что один из работников не просто тупо трудится, а ему и правда интересно то, что умеет делать мастер. Он реально учится и хочет учиться, реально хочет овладеть мастерством, и не ради мяса и шкур, которые получает мастер, а по внутреннему побуждению. Уже этим частично преодолено отчуждение, поскольку работает у мастера не только из-под палки. А если еще и мастер заметит тягу этого пацана, если отчуждение в форме страха за свое место, страха перед потерей материальных благ, которые он получает будучи единственным мастером , еще не полностью разъело его существо, он обратит на мальчишку особое внимание, установятся куда более глубокие личные отношения на базе общего дела, и это еще один шаг по преодолению отчуждения, созданного системой общественных форм, социальных институтов или еще более фундаментально - общественными отношениями.
На самом деле всю долгую эпоху господства ремесленничества в производстве все так и было. Ученики мастеров были именно учениками - подмастерьями, которые с одной стороны выполняли трудоемкие и механические работы, а с другой стороны мастер учил их мастерству. Только к концу Средних веков, когда эпоха ремесленничества подходила к концу, появились вечные подмастерья, которые, по сути, были просто рабочими.
В общем, все пока, устал писать. Мы уже близко подобрались к понятию превращённых форм, и еще хотелось бы глубже поговорить о разделении труда, но это уже в следующий раз.