Историософия от меня.

Dec 01, 2011 14:37

В комментариях к вот этому моему тексту уважаемая ninaofterdingen критически спрашивает у меня о моем отношении к цивилизационной теории. Цивилизационную теорию она определяет следующим образом: мы, пишет Нина, « видим историю как смену цивилизаций, уникальных, друг к другу несводимых и даже плохо одна на другую переводимых. При таком подходе Read more... )

Leave a comment

Comments 97

ninaofterdingen December 4 2011, 22:01:08 UTC
Вы где-то еще спрашивали, как я понимаю непереводимость цивилизаций друг на друга. Я тут имею в виду общественное сознание. Отдельный индивид, который хорошо разбирается и проник в предмет, способен начать мыслить по-иному и всё понять, но это не может стать сколько-нибудь массовым явлением и будет отторгаться большинством. Когда нам в перестройку говорили о капитализме и его прелестях довольно-таки прямо и без прикрас, мы массово были уверены, что социальное-то государство при этом не отменяется, это же само собой, даже в голову не приходило, что может быть иначе. Вот пример того, как эта непереводимость была использована против нас.

Reply


aks0 January 10 2012, 20:16:49 UTC
Интересно.
Неплохо было бы правда описать, что подразумевается под "Европейской цивилизацией" и под "цивилизацией" вообще.
Например, М.К. Петров отсчитывал рождение Европейского типа мышления от Древней Греции.
И если рассматривать культуры и цивилизации с точки зрения типа мышления, то вариант 2. в виде главенства европейского типа мышления вполне адекватен. В том смысле, что в развитых государствах никакого другого типа кроме как рефлексивного европейского не осталось. А отличия современной японской культуры от современной европейской культуры лежат, в основном, не в области мышления, а в области всяких внешних и случайных традиций. Отличия же в области мышления, есть отличия внутри европейской культуры, а не вне ее. Т.е. современная Япония ближе современной Европе, нежели средневековой Японии.

Reply

as_merlin January 15 2012, 18:28:37 UTC
И современная Европа ближе современной Японии, чем средневековой Европе.
Потому что любое индустриальное/постиндустриальное общество ближе любому же индустриальному/постиндустриальному, чем аграрному.

Reply

aks0 January 16 2012, 12:26:10 UTC
О чем и речь!
Вопрос тут заключается в том, могла ли Япония стать индустриальной без Европы и Греции?
В точности, на него пока сложно ответить, т.к. мы не знаем причины зарождения рефлексии. Но, с другой стороны, нет и никаких фактов, указывающих на обратное, т.е. на положительный ответ.
А если так, то можно утверждать, что индустриальность, и в особенности, наука - уникальный признак именно европейского (греческого) типа мышления.

Reply

as_merlin January 16 2012, 16:12:13 UTC
Последний такой великий скачок до промышленной революции - неолитическая революция. Мы сейчас ЗНАЕМ, что она могла произойти в разных частях планеты, на основе разных растений и животных, только потому, что на тот момент транспорт был слабо развит. Поэтому возможны были независимые очаги возникновения аграрных обществ, разделенные между собой тысячелетиями.

А ко времени промышленной революции сложилась ситуация, что подобное было невозможно: кто бы первый ни достиг этого уровня, он бы распространил его по всей планете. Никоим образом не могло быть двух независимых промышленных революций.

Reply


Leave a comment

Up