В комментариях к
вот этому моему тексту уважаемая
ninaofterdingen критически
спрашивает у меня о моем отношении к цивилизационной теории. Цивилизационную теорию она определяет следующим образом: мы, пишет Нина, «
видим историю как смену цивилизаций, уникальных, друг к другу несводимых и даже плохо одна на другую переводимых. При таком подходе
(
Read more... )
Comments 97
Reply
Неплохо было бы правда описать, что подразумевается под "Европейской цивилизацией" и под "цивилизацией" вообще.
Например, М.К. Петров отсчитывал рождение Европейского типа мышления от Древней Греции.
И если рассматривать культуры и цивилизации с точки зрения типа мышления, то вариант 2. в виде главенства европейского типа мышления вполне адекватен. В том смысле, что в развитых государствах никакого другого типа кроме как рефлексивного европейского не осталось. А отличия современной японской культуры от современной европейской культуры лежат, в основном, не в области мышления, а в области всяких внешних и случайных традиций. Отличия же в области мышления, есть отличия внутри европейской культуры, а не вне ее. Т.е. современная Япония ближе современной Европе, нежели средневековой Японии.
Reply
Потому что любое индустриальное/постиндустриальное общество ближе любому же индустриальному/постиндустриальному, чем аграрному.
Reply
Вопрос тут заключается в том, могла ли Япония стать индустриальной без Европы и Греции?
В точности, на него пока сложно ответить, т.к. мы не знаем причины зарождения рефлексии. Но, с другой стороны, нет и никаких фактов, указывающих на обратное, т.е. на положительный ответ.
А если так, то можно утверждать, что индустриальность, и в особенности, наука - уникальный признак именно европейского (греческого) типа мышления.
Reply
А ко времени промышленной революции сложилась ситуация, что подобное было невозможно: кто бы первый ни достиг этого уровня, он бы распространил его по всей планете. Никоим образом не могло быть двух независимых промышленных революций.
Reply
Leave a comment