Шарль Сомань в книге
«Святой Киприан - епископ Карфагена, африканский папа» (издана посмертно в 1975 году) представил историю раннехристианской церкви в непривычном свете. В общих чертах его концепция такова. Римская государственная власть начиная с императора Севера Александра установила религиозный мир, фактически признав за христианами право
(
Read more... )
Comments 5
Но тут, конечно, это всё попадает в модную ныне тему отрицания историчности всякой легендарной традиции... Этакий гиперкритицизм... Особенно он показателен на примере ранней истории варварских народов...
Reply
Reply
А главное, чего я теперь совсем не понимаю, как образом, по мнению т.с. сторонников континуитета, институты Церкви смогли пережить вел. гонение. [Скорее всего, я мало читаю на эту тему...] Мне представляется, что церковные структуры после эдиктов Лициния-Константина можно было скорее заново создать, чем возрождать (ни людей уж тех, ни пастырей, ни храмов, ни книг)...
Reply
Только в последнем пункте не согласен. Как раз то, что экклесии были организованы по типу collegia, сейчас - совершенно общепризнанное наблюдение.
Reply
Что касается "гонений" Деция, то сравнительно недавно мне попалась чрезвычайно интересный доклад Сергеенко М. Е. Гонения Деция // ВДИ. 1980. № 1. С. 171-176, в котором очень скрупулезно с цитатами из писем Киприана, без всякой оглядки на Ш.Соманя (подозреваю, что его книги в наших библиотеках и не было), говорится то же самое: эдикт Деция отнюдь не был направлен против христиан, но предписывал населению принять участие в торжественном молебствии о здравии императора и его семьи.
Еще раз огромное спасибо за Ваш столь полезный пост!
Reply
Leave a comment