Суббота, 10 декабря 2011 года.
Фото: Alex Reverse
Сначала были утренние новости из России, мирные и радостные. Оказалось, что мы зря кормили друг друга страшилками. Что нас все-таки много. Что действительно не все равно. Что мы лучше, чем сами себя представляли. Что мы можем вести себя достойно, приветливо и вежливо en masse. Что мы сильно истосковались по этим, в общем-то, естественным человеческим реакциям, о чем безостановочно и с ликованием сообщаем в фейсбуках, твиттерах и жж. Что в воздухе то самое вроде как витает.
Потом был наш митинг у российского консульства. С неожиданно большим числом участников. Готовясь накануне с ребятами, мы предполагали от силы 30-40 человек, а пришло почти сто. К слову, в Нью-Йорке, где русскоязычного населения в тридцать раз больше, на аналогичную акцию «За честные выборы» вышли двести пятьдесят человек.
Но дело не в количестве (здесь делаю поправку, понимая, что эффект масштаба сыграл вчера свою роль на Болотной). Это были уверенные в себе и свободные люди с приятными светлыми лицами, у которых наверняка в сытой Канаде все складывается хорошо. Тем не менее, общий внутренний импульс заставил их, незнакомых, собраться в одном месте, посмотреть друг на друга и сказать, что, мол, мы тут есть, мы существуем.
Это были люди разных политических взглядов - от явных оппозиционеров до тех, кто честно признает себя конформистом, разного возраста - в среднем от 20 до 40 лет (правда, совсем не было пожилых людей, что, видимо, можно объяснить тем, что «пришел фейсбук»), разной волны иммиграции и с разными личными историями исхода/отъезда/переезда.
Фото: Katya Konioukhova
Фото: masiktoria
Не «колбасники», не отщепенцы, не перевернувшие страницу и не сжигавшие мосты, не называющие Россию "рашкой", не ставшие безразличными. Для меня, три года сторонившейся всяких массовых русскоязычных тусовок из-за нежелания соприкасаться с перечисленными выше типажами, увидеть вчера этих людей выползших на свет было необычайно приятно.
Фото: masiktoria
Митинг получился ярким и динамичным. Выступали все, кто хотел высказаться. Говорили не только о выборах, Путине, волшебнике Чурове, а и о политзаключенных, судебной и правоохранительной системе, о коррупции, СМИ, гражданских свободах. Среди собравшихся были не только жители Монреаля - познакомилась как минимум с тремя участниками, приехавшими из Оттавы, Квебека и Сен-Джона (3 и 10 часов на машине соответственно). И не только граждане России: запомнились англоговорящий преподаватель русской истории из колледжа Vanier и симпатичная молодая женщина из Казахстана, пришедшая с сыном, «чтобы просто высказать свою поддержку и солидарность братскому российскому народу». С нами, к примеру, пришла наша квебекская подруга Мирьям, фанатка России, которая также подписала петицию участников митинга, а в графе «гражданство» написала Квебек.
Фото: Katya Konioukhova
Фото: Katya Konioukhova
Фото: Alex Reverse
Фото: Katya Konioukhova
Фото: Katya Konioukhova
По окончании митинга исполнили "Перемен" Виктора Цоя, а затем часть участников с плакатами и флагами отправилась на улицу Сан-Катрин. Когда проходили мимо уличного саксофониста, тот заиграл мелодию российского гимна. Дойдя до памятника короля Эдварда, манифестанты закончили свое шествие, посчитали свою миссию исполненной и решили пойти в какое-нибудь близлежащее кафе, чтобы согреться, продолжить знакомство и беседы на общие темы.
Фото: Юрий Буторин
Тут нас неожиданно настигла вторая волна демонстрации.
Мы уже сидели в кафешке подземного торгового центра, пили кофе и чай, как вдруг увидели другую, гораздо более многочисленную процессию других протестантов - сторонников движения Occupy Montreal и Occupy Wall Street. Несколько десятков молодых людей с громкоговорителями, в масках, дружно маршировали и очень громко скандировали свои лозунги. Мы отложили кофе и подняли вверх свои транспаранты. Тут митингующие бросились в нашу сторону, начали брататься и пожимать руки. Потом эта толпа также дружно в микрофоны стала скандировать "Putin out! Putin out! Putin Out! Putin out!" (Put in out).
Фото: Юрий Буторин
Никто из нас раньше не видел митингов в торговых центрах, и можно было понять охранника, который вышел на эти крики. Кстати говоря, полицейские сопровождали протестантов, но стояли особнячком в стороне и никак не вмешивались в происходящее. Когда охранник подошел к этой орущей толпе и начал что-то высказывать, случилось невероятное. Знаете, как набрасывается команда на футболиста, забившего гол - вот ровно также десятка два митингующих набросилось на секьюрити, сжимая его в объятиях и громко скандируя "We love you! We love you! We love you! We love you!". На нас это произвело сильное впечатление.
Вот так это было (за ролик спасибо
southwest).
*****
Здесь Монреаль на карте городов мира, где прошла акция "За честные выборы" (журнал "Нью-Таймс").
На аналогичной карте Яндекса (более подробной)
Статья в Нью-Таймс о том же (иллюстрация, правда, у нас странная - видимо, журнал верстался, когда митинг в Монреале еще шел, а в фейсбуке висела фотография вечера пятницы, когда мы с группой инициативной товарищей собрались на конспиративной квартире, как сказал бы старик Чуров, и готовили плакаты к акции. Никто друг друга, кстати, доселе не знал - там и знакомились.
Материал в газете La Presse (где речь толкнула и ваша визави :) )
Заметка в местной русскоязычной газете "Место встречи - Монреаль" (завтра выходит подробная статья).
Вышли также репортажи нескольких местных телеканалов и радиостанций, так что если будут постоянные ссылки на них, кидайте в комменты.
Другие отчеты:
http://southwest.livejournal.com/2212248.html http://masiktoria.livejournal.com/23811.htmlhttps://www.facebook.com/events/232061036862017 Прим.: poutine ("путин" с ударением на последний слог) - национальное квебекское блюдо, популярный фаст-фуд, представляющий из себя мессиво из жареной картошки, сыра и подливы.