Вампир - сон Аллена Грея, Карл Теодор Дрейер

Feb 02, 2010 23:51

Производство: Германия, Франция, 1932
Жанр: мистика, ужасы
Режиссер: Карл Теодор Дрейер
В ролях: Джулиан Уэст, Морис Шюц, Рена Мэндел, Сибилл Шмитц, Ян Херонимко, Хенриетта Жерар


Небольшой по продолжительности (около 70 минут), старинный, где страшное не столько пугает, сколько, по наивности своей, смешит, славный настроением и эпизодами «Вампир: сон Аллена Грея». Изящный и легкий, вопреки экспериментальным «спецэффектам», заигрыванием с сюрреализмом (он примерно того же качества, что и в ранних работах Бунюэля - отстраненный, холодный, имитирующий анализ, но ничего толком не анализирующий), нагнетанием необходимой для жанра вымороченности, фильм в хорошую сторону отличается от прочих классических «вампирских» картин. Снятый десятью годами ранее широко известный «Носферату», в сравнении с «Вампиром» и вычурнее, и тяжеловесней, и смотрится теперь совершенно комично.
В «Вампире» же нет особой нарочитости, нет сюжетных извивов, громоздкого грима, чрезмерных актерских усилий… Немного характерного для тематики антуража, обыденное действие, и полный эффект присутствия неиллюзорной опасности в семейной хронике начала 30-х.
Немой поначалу, фильм был позднее частично озвучен, что явилось дополнительным белым камешком в пользу общего благолепия.


На каноническом сюжете - случайный путник забредает непонятно куда, а там творится ужас - нет смысла останавливаться специально. В «Вампире» мы имеем дело с самоценностью отдельных моментов, с их суммой. Действие разворачивается со скрипом, как будто длится долгая фаза сна - отдельные события повторяются, герои двигаются с видом сомнамбул. Мимика/отсутствие мимики исполняющих роли, дерганные, вследствие несовершенной еще съемочной техники, движения, всхлипы и зовы, музыкальное оформление в целом, вечное и бесконечное - совокупность отдельных удачных сцен на общем маловнятном (что с того? речь идет о сновидении) фоне, формирует обстоятельный и самостоятельный взгляд на тему вампиризма.

Стоит обозначить, как при помощи простых средств Дрейер добивается выразительности. К примеру, в эпизодах, где главный герой бродит по зданию, наблюдая на стенах тени, и внезапно выходит на вампирическую старуху - непривычный, неожиданный, а потому пугающий, ход. И на этой ненормальности, отклонении держится весь фильм. Еще один
пример: момент, где одна из укушенных вампиром дочерей начинает немножечко обращаться - ни отрастающих клыков, ни превращения в монстра - всего лишь выражение лица обычной девушки становится необычным, она скалится в кадр, и в ее оскале нет никакого эмоционального напряжения. Очевидно, вампиры Дрейера не испытывают в отношении своей пищи сомнений, так горячо декларирующихся некоторыми современными лентами. Хорош и нагляден эпизод, где уснувший в который раз Грей наблюдает процесс собственных похорон. Главный герой - стоеросовый исследователь с отсутствующим видом, кажется, не вписывается и остается чужеродным происходящему на протяжении всего действия, однако, намек на его пребывание в другом месте, не в стенах старинного дома, а, скажем, в гробу, как нельзя лучше примиряет его с происходящим. Постная физиономия чужака, спящего или умершего, становится органичной творящемуся произволу - вампирам, их служкам, девушкам-жертвам, неочевидному безумию. Похороны, которые наблюдает герой, как свидетель и как участник, помимо прочего, возможный тонкий и отвратительный намек для самого Грея - на свою собственную природу. И, наконец, еще одна великолепная сцена, демонстрирующая насколько
прозаична может быть жестокость - сцена засыпания мукой старого доктора, одного из демонических приспешников вампира.

Завершается фильм, как ни странно, вариантом хэппи-энда: злое и противоестественное отступает, и Грей, так и не проснувшись, остается бродить по рощам с одной из спасенных сестер. И в финале Дрейру удается закрепить болезненное дежа вю, благодаря которому фильм - далеко не самый зрелищный и простой, становится одним из самых запоминающихся и уникальных кино о вампирах.

Здесь можно посмотреть отдельные части фильма.

дрейер, фильмы

Previous post
Up