Работа 448-го автомобильного батальона зимой 1939-1940

May 23, 2014 17:43

Еще один автобат, работал на Ухтинском направлении в армейском звене подвоза

448 автобат

34980-5-440
Комбат-448 - капитан Туловский, ВК - ст. п-к Левант, Адъютант старший - ст. л-нт Шпренгель

Б-н участвовал в походе в Зап.Украину.
6.12.39 получен приказ переформироваться по новому штату, заменить ГАЗ-АА на ЗИС-5 и 7.12.39 быть готовым к погрузке. 6.12 партсобрание, комсомольское собрание....

19 декабря на ст. Кемь прибыл 1-й эшелон б-на (4-я рота), через полчаса - 2-й эшелон (2-я рота)
«Стал вопрос как лучше строить эшелон по еще неизвестной дороге, сразу стало ясно, что опыт вождения эшелонов в Западной Украине, где эшелон составлял 100 а иногда 200-250 машин здесь применить нельзя и на первый раз мы решили отправить целиком роту в месте с командиром и политруком роты в количестве 60 машин, но выпустить их на трассу повзводно, т.е. по 20 машин. В первый же рейс для ознакомления с трассой я (военком б-на ст. п-к Левант) выехал вместе с командиром батальона до Войницы.
На дороге был большой беспорядок. Водители проезжая в Шомбу и Ухту не могли получить пищу, ремонтных средств на ДКР-ах небыло, а если были они, то не оказывали той помощи, которую необходимо организовать и мы решили с командиром батальона расставить на трассе людей и ремонтные средства из нашего батальона с целью оказывать немедленную помощь водителям, обеспечивать их питанием, газетами и т.п.»
Этот опыт переняли и другие батальоны.
155 человек водителей не имеют прав (!) и имеют очень малый опыт вождения автомашин, особенно ЗИС-5.
«Итоги первого рейса двух рот были для нас плачевные. Мы имели две серьезные аварии и около 10 поломок почти новых машин, к тому ряд машин сидели в кюветах. Последующие рейсы ничего утешительного не принесли. Аварии и поломки продолжались и попадание машин в кюветы не уменьшилось. Некоторые машины сидели по двое-трое суток. Только третья рота, прибывшая 24 декабря с первых дней учитывая уже небольшой накопленный опыт начала работать хорошо. Аварий не было, поломки незначительны, и с рейса возвращались своевременно».

«В других ротах, особенно во второй и не лучше было в первой стало катастрофическое положение. Почти половина парка стояла без движения. Причиной этому были аварии, поломки, отсутствие запчастей, некоторые машины не заводились на морозе и т.п.»
К-р 2 роты Карьев, полирук - Попко - растерялись.
Несмотря на это план перевозок (250 тонн в сутки) б-н выполнял «хотя это стоило огромного напряжения и усилия».
Проанализировав ситуацию пришли к выводу, что главная проблема - люди. В начале января провели совещание политруков и замполитруков б-на, ставшее «переломным моментом».

Б-н № 448 входил в состав 8-й автотранспортной бригады КОВО.
5 декабря 1939 года б-ну был вручен штат №032/703 с приказом переформировать по литеру «Б», т.е. машинами ЗИС-5.
В течение суток б-н сдал ГАЗ-АА и принял от 431 б-на той же бригады машины ЗИС-5, которые частично находились на консервации, частично готовились к консервации.
Спецмашинами - цистерны, ВМЗ, Ремлетучки, ПЗС, кинопередвижку и Душевую батальон комплектовал за счет разных частей Староконстантиновского гарнизона. Инженерным, Химическим и артимуществом комплектовался за счет гарнизона.

На момент комплектования
Легковая М-1 - 6 штук (получены от 431, 456, 451, 448 ОАТБ, 331 ОРВБ и регул. роты 8-й АТБр)
Грузовая ЗИС-5 - 143 431 ОАБТ и 100 448 ОАБТ
Рем. летучка «А» - 3 ГАЗ-ААА из 4 танковой бригады, 1 ГАЗ-АА 425 ОАТБ 8-й АТБр.
Рем. летучка «Б» - 1 ЗИС-6 331 ОРВБ
ПЗС - 1 ГАЗ-АА 331 ОРВБ
ВМЗ - 1 ЗИС-6 4-я тбр
Цистерна - 1 ЗИС-5 431 ОАТБ,

Цистерна  2 ЗИС-5 331 ОРВБ, 1 ЗИС-5  и 1 ЗИС-6 4-я тбр
Автобус  1 ГАЗ-АА 431 ОАТБ
Сан. машина - 1 ГАЗ-АА 448 ОАТБ
Душевая - 1 ГАЗ-ААА  8-я АТБр
Кинопередвижка - 1 ГАЗ-ААА 8-я АТБр.

Комплектование л/с
После возращения в Староконстантинов из Зап. Украины лучший водительский состав и МНС был передан на формирование других авточастей. При переформировании в бригаде имелся некомплект водителей и МНС до 50%, покрывался за счет других частей.
По комплектовании батальона 50% водительского состава не имели прав на управление машиной, прошли только 45-дневные курсы в течение 1939 года. Второго состава водителей не дали, получили только 40 человек резерва водителей, которые водительских прав не имели и фактически являлись обычными красноармейцами.
После переформирования:
КНС - кадр 36/запас 16
МНС - 34/49
Рядовой состав 28/328
В т.ч. в числе водителей - 1 класса - 2, 2 класса - 20, 3 класса - 131, без прав 138, совершенно не умеют водить - 23.
Только в феврале месяце были подготовлены и пропущены через комиссию для сдачи испытания на водителя 104 человека из числа водитетелей, не имеющих прав.

После получения пополнения в январе (14 стажеров 537 атб) и феврале (165 человек) 1940-го:
Водителей 1 кл - 14, 2 кл - 58, 3 кл -244, стажеров 14, сдали на права 104, без прав 36
КНС - к-ры взводов прибыли за 10 дней до переформирования из танковых училищ, знакомы в основном с гусеничными машинами, а не с колесными.
Переброска на СЗФ осуществлялась  4-я эшелонами из расчета 1 линейная рота + часть парковой роты на эшелон. В Староконстантинове не было платформы, приходилось грузить по самодельным мосткам. В пути большие простои, особенно в Тосно и на всем протяжении Кировской железной дороги.
По прибытии в Кемь машины несколько дней стояли вдоль улиц Ленина и Некрасова, пока не подыскали площадку для организации парка.

Среднесуточный пробег в декабре - марте 211,7 км. За счет использования автоприцепов удавалось повысить грузооброт, так 5-ю ЗИС-5 с прицепами поднимали до 27 тонн.
Формирование колонн вначале происходило по 20 машин (взвод), и даже больше для обслуживания перевозок в/частей (народной армии и др.) Но для перевозки грузов взводные колонны себя не оправдали, т.к. слишком долго простаивали под погрузкой, в результате стали формировать колонны по отделениям (5 машин)

Кроме летучки типа «Б» ремвзвод никакими средствами не располагал (летучки «А» распределены по-ротно для мелкого ремонта. «Б» укомплектована инструментом на 100%, но штатного инструмента не хватало из-за большого количества работы.

За декабрь (январь) ремвзводом выполнен текущий ремонт ЗИС-5 - 4 (53), пайка радиаторов - 7(88), кузнечные работы - 1(39), монтажные работы - 5 (32), изготовление деталей кузова - 4 (37), электротехнические работы 6(26), токарные работы 0 (160), слесарные работы 0 (43), прочее - 0 (20)

Запчастями АБТС 9 армии обеспечивала плохо, приходилось высылать своих представителей в Москву и Ленинград, за счет чего удавалось поддерживать матчасть в на ходу.
Из-за сильной колейности дороги машины идут не на 4 колесах, а только на двух (задние, надо полагать), в результате чего часто лопаются шины, а новой резины нет.

За время войны 253 поломки, в основном декабрь-январь. Основные причины поломок - наезд на впереди идущую машины и съезд в кювет.

При отправке батальона «совершенно не были учтены суровые метеорологические условия в которых пришлось работать батальону, а поэтому часть не была полностью удовлетворена теплым обмундированием и шинелями». В Кеми такая же фигня, некоторые шинели (большого роста) не получены и к апрелю.

Работа б-на за декабрь (январь):
Среднее кол-во машин на ходу - 216 (201)
Среднее кол-во машин в ремонте - текущий - 18 (29), средний - 6(8)
Планировалось машин за кругооборот (2 суток) - 204 (204)
Ежедневно выходило машин - 66 (75)
Находилось в эксплуатации за кругооборот - 147 (149)
План - 250 (250)т
Выполнено - 266 т (330 т)

РККА, тыл, Зимняя война, Суомуссалми, Документы

Previous post Next post
Up