Хватит внеплановой Украины и оппозиции, возвращаемся к автобатам.
Теперь 537б атб. Тоже действовал на суомуссалменском (ухтинском) направлении, сначала в армейском, затем некоторое время в корпусном звене подвоза.
537/б автобат (480-й автобат)
34980-5-440
К-р - к-н Аржанов, ВК ст.п-к Хромин, НШ ст. л-нт Чугунов
Б-н сформирован в Рязани по штату 032/703 согласно директиве ВС МВО №79919 от 16.11.39
Сформирован в течение 4 дней, л/с прибыл из расформированных после польского похода частей, укомплектованность 105% по рядовому составу, КНС полностью кадровый, за исключением 6 человек, МНС укомплектован на 50%
По автотранспорту грузовыми а/м - 100%, легковые - из семи только две, из спец а/м не хватает 1 ВМЗ, автодушевой и кинопередвижки. Вместо положенных мотоциклов АМ-600 получены ИЖ-8.
Вооружение - 100% за исключением револьверов (60%)
Химимущество - полностью
Инженерное имущество - лопаты 100%, топоры - 70%, пилы - 90%, ломы 64%
Вещевое имущество - согласно табелей.
Б-н формировался и развертывался одновременно, по мере прибытия людей роты отправлялись на погрузку. Первый эшелон убыл 22.11.39, последний - 23.11.39. Первый эшелон прибыл в Кемь 28.11.39, последний (пятый) - 29.11.39.
В перевозки включился сразу по прибытии, машины отправлялись под погрузку прямо с платформ.
С 28.11.39 по 5.12.39 б-н располагался в Кеми, будучи приданным 8-му ДЭП, с 5 декабря переведен в Войницу и подчинен 14-му ДЭП за исключением 1-й роты, которая прибыла 15 декабря. С 28.12.39 б-н переведен в Ухту, где находился до 28.2.40, затем переброшен на Ребольское направление.
До 20.12.39 "батальону пришлось работать буквально в условиях бездорожья (Застава - Ахолы, Ухтинское направление). Особенно до января 1940 машины часто работали за КОПы, подвозя боеприпасы и людей до передовых позиций. Эшелоны подвергались нападениям и обстрелам со стороны белофиннов, в результате чего имеем потери в людском составе 10 человек и матчасти 21 машину".
За время стоянки в Кеми выпущено 1420 а/м, пробег 695800 км, 417480 тонно-километров
За время стоянки в Войнице - 1471 а/м, пробег 235226 км, 211702,8 т/км
В декабре 1939 штаб б-на разработал инструкцию по эксплуатации а/м применительно к существующей обстановке.
Подготовка а/м в парке:
А/м прибывает в ротную парк-стоянку, где её встречают комроты и политук с техбригадой под руководством помпотеха. В течение 15 минут бригада осматривает порожняк на предмет техсостояния не спуская воду, затем просмотр и крепление - 1-1,5 часа и формирование эшелона под погрузку. В это время ком-р и комиссар эшелона принимают от к-ра роты водителей и начинают вытягивание порожняка, затрачивая на это не более 30 минут. В момент начала вытягивания к-р и ком-р являются к опердежу б-на для регистрации убывающего л/с и получают указание, куда подавать эшелон под погрузку. Построение эшелона в строгом соответствии с тех состоянием машин и квалификацией водителей. Менее надежные машины - впереди. Каждая машина получает очередной номер и место в эшелоне.
По окончании вытягивания нач и ком эшелона собирают л/с и доводят общую задачу, особенности груза, погоду и обстановку.
Построение эшелона.
Состав эшелона как правило не превышает 20 машин (взвод) одной роты (взвода). Составы эшелонов в ротах были закреплены и к каждому эшелону прикреплялись по два начальника и комиссара эшелона (водителей на машинах по два) для производства безостановочного движения. На передней машине запас ходовых частей, полученных под расписку у помпотеха. Эшелон разбивается на отделения по пять а/м с командиром отделения в последней а/м (для помощи и контроля). При движении с грузом нач. эшелона в первой а/м, комиссар - в последней, при возвращении пустыми - наоборот.
Движение с грузом.
Перед отправлением с головного склада еще раз на 2-3 минуты собирается водительский состав и напоминаются обязанности водителя, скорость и конкретное направление. Начало движения осуществляется на скорости 5 км/ч на дистанции 600-700 метров. Скорость движения днем - 20-25 км/ч, ночью - 15-20 км/ч. В пургу скорость сокращается до 5 км/ч. На каждой остановке командиры отделений докладывают о тех. состоянии машин и сохранности грузов. Первая остановка через 10-15 км для проверки техсостояния и крепления груза. Во всех пунктах остановки производятся отметки в маршрутных карточках.
В случае вынужденной остановки машина останавливается с правой стороны дороги, пропуская эшелон. С машиной останавливаются комотделения и комиссар с машиной с запчастями. После ремонта продолжает движение со скоростью на 5 км/ч выше запланированной и пристраиваются в хвост эшелона.
Возвращение порожняка.
Разгрузка производится только в указанном в маршрутной карточке месте. Заправка. Возвращение со строгим соблюдением дисциплины марша. Не допускать оставления машин, принимая к этому все меры вплоть до буксировки. Прибыв в парк нач. эшелона является к ОД батальона с к докладом о совершении рейса и посменным рапортом о состоянии матчасти.
«Причина большинства аварий и поломок малая опытность и неумение водительского состава водить машины по сложно-пересеченному рельефу пути и по лесным дорогам, отсутствие дисциплины марша, усталость и переутомленность когда рейсы удлинялись до 400-500 километров (сон за рулем). Все аварии и поломки, совершенные в батальоне, являлись следствием недисциплинированности и безответственности начальников эшелонов и самих водителей (сон, обгон, превышение скорости). По причине технической неисправности машин аварии были единицы, поломки за последнее время увеличились ввиду износа некоторых агрегатов, которые нужно было заменить, но отсутствие таковых заставляло работать до полного износа агрегата или детали».
Трое водителей, виновных в авариях, судил трибунал, еще десять - товарищеский суд.
Недостатки ГАЗ-АА
При работе в тяжелых дорожных условиях необходимо ставить усиленную переднюю рессору.
Банку аккамулятора изготавливать из более надежного матриала, пластмасса ненадежная.
Для более надежной работы в боевых условиях ставить по одному скату гусмастики.
Поставить по запасному баку и фильтр в заправочную горловину.