Группировка советских ВВС в Эстонии
В октябре 1939 года советское руководство под сильнейшим военно-политическим нажимом практически вынудило правительства трех прибалтийских стран заключить с СССР договоры о взаимопомощи, подразумевающие предоставление Советскому Союзу воздушных и морских баз на их территории. Эстония вошла в «сферу влияния» Ленинградского военного округа. Для базирования на территории этого пока еще независимого государства была предназначена группировка, сведенная в 55-ю авиационную бригаду. В состав бригады должны были войти 35-й и 44-й сбап, а так же 25-й и 38-й иап. Однако, побывавшая в конце октября - начале ноября в Эстонии комиссия от Управления 55 авиабригады констатировала полную неготовность эстонских аэродромов к приемке самолетов, поэтому перелет пришлось отложить. До начала Зимней войны в Эстонию перебазировались только две морские ближнеразведывательные авиаэскадрильи 10-й авиационной бригады ВВС КБФ: в Палдиски прибыла 44-я мбраэ с 15 летающими лодками МБР-2, а на остров Эзель 12-я мбраэ с 12 МБР-2.
Однако выгодность базирования авиации в Эстонии для действий против финского судоходства и промышленных районов в юго-западной Финляндии вскоре после начала войны заставила обратить более серьезное внимание на усиление авиационной группировки в Эстонии. Уже 2 декабря командование ВВС КБФ решило подготовить в районе Палдиски сухопутный аэродром для усиления 10-й авиабригады скоростными бомбардировщиками СБ. 8 декабря последовало решение о переброске в Палдиски двух эскадрилий СБ из состава 57-го сбап ВВС КБФ, а так же нескольких истребителей, однако перелет 18 СБ и 6 И-153 в Палдиски состоялся только 18-19 декабря, а чуть позже еще 10 И-15бис. В дальнейшем 10-я авиабригада продолжала понемногу усилятся за счет перебрасываемых из под Ленинграда отдельных экипажей. Так 19 января в Палдиски прибыли четыре ДБ-3, предназначенные для минных постановок, позже их число было доведено до десяти. Численность истребительной группы бригады к 20 февраля выросла до 12 И-153, 5 И-16 и 8 И-15бис.
Тем временем, Ставка решила перебросить в Эстонию также одно из соединений ВВС ЛВО. 16 декабря командир 71-й авиабригады получил приказ командующего ВВС ЛВО №061/оп о преобразовании бригады в смешанную и переброске её в Эстонию. Вместе с управлением бригады в Эстонию убывал её 35-й сбап (50-й сбап оставался в распоряжении командующего ВВС 7-й армии, т.е. того же Птухина) и 38-й иап майора Леденева из 59-й авиабригады. Бригада получила наименование «особая» и подчинялась напрямую Ставке ГК и начальнику ВВС РККА Я.В. Смушкевичу. Командовал особой авиабригадой Дважды Герой Советского Союза комбриг Г.П. Кравченко.
18 декабря первые три эскадрильи 35-го сбап и две эскадрильи 38-го иап перелетели в Эстонию. 38-й иап перед переброской решили полностью перевооружить на истребители И-153, в связи с чем в состав полка были переданы 3-я и 4-я эскадрильи 25-го иап. Любопытно, что еще 12 декабря собственная эскадрилья И-153 38-го иап была отправлена в состав ВВС 9-й армии, а единственная оставшаяся после этого эскадрилья полка, вооруженная истребителями И-16, 16 декабря была передана в состав 68-го иап, откуда в начале января перекочевала в 25-й иап. В 38-м иап прежнюю нумерацию новых эскадрилий сохранили, поэтому в Эстонию полк майора Леденева отправился без 1-й и 2-й эскадрилий.
Местом базирования бригады стал аэродром Синалепа возле одноименной деревни, расположенной в десятке километров южнее города Хаапсалу. Вторым аэродромом базирования бригады был выбран аэродром Куусика в 65 километрах к востоку от Синалепа. Однако на подготовку Куусику к приему самолетов потребовалось некоторое время, поэтому только 21 туда перебазировалась одна эскадрилья СБ и одна эскадрилья «Чаек». В течение всего декабря работы по обустройству и расширению этих двух аэродромов, а так же по приведению в порядок передового аэродрома для истребителей Клоога, неподалеку от Палдиски, продолжались. Это позволило к концу месяца полностью перебросить в Эстонию весь 35-й сбап (4-я и 5-я эскадрильи полка перелетели туда 29 декабря), а так же начать усиливать бригаду дополнительными авиационными частями. Уже 6-7 января в Куусика и Синалепа был переброшен 7-й дбап, вошедший в состав Особой авиабригады.
3 января управление 38-го иап и 3-я эскадрилья были переброшены в Клоога с задачей встречать и сопровождать бомбардировщики бригады, возвращавшиеся после ударов по целям в Финляндии. На следующий день в Клоогу прибыла 4-я эскадрилья 2-го иап из КОВО, ставшая 2-й эскадрильей 38-го иап, а 12 января - 4-я эскадрилья 43-го иап тоже из КОВО, ставшая 1-й эскадрильей. По состоянию на 12 января управление, 1-я, 2-я и звено 4-й эскадрилий 38-го иап (39 И-153) находились в Клооге (аэродром пришлось расширить за счет находившегося радом одноименного озера), 3-я эскадрилья в Синалепа (15 И-153) и 4-я эскадрилья в Куусика (12 И-153). 5 февраля в Клоогу перебралась так же 3-я эскадрилья, а 20 февраля и 4-я, таким образом весь полк сосредоточился в Клооге. В тот же день в состав полка вошла 5-я эскадрилья, ранее являвшаяся 4-й эскадрильей 56-го краснознаменного иап, состоящая из участников боевых действий на Халхин-Голе. Матчастью эскадрилью пришлось укомплектовывать за счет других эскадрилий полка. Впрочем, уже 25 февраля 2-я эскадрилья полка была переброшена на новый аэродром бригады Курессааре на острове Эзель. Под конец боевых действий, 10 марта, в состав полк были переброшены три пушечных И-16 тип 17 из 7-го иап, еще один И-16 достался полку ранее, 13 февраля, после вынужденной посадки в Эстонии истребителя 1-й эскадрильи 149-го иап. К концу боевых действий в составе полка числилось 56 И-153 (в том числе 9 с ПТБ) и 4 И-16.
Во второй половине февраля Особая бригада начала получать значительные пополнения. Уже 17 февраля в Куусика из Воронежа прибыли 39 ДБ-3 7-го дбап. 26 февраля в Курессааре из Овруча (КОВО) перелетел 52-й сбап с 52 СБ. С 28 февраля к боевым действиям против Финляндии в составе Особой авиабригады подключился 15-й истребительный авиаполк, так же полностью вооруженный истребителями И-153. При перевооружении полк получил 59 таких машин, в том числе 24 оснащенных подвесными топливными баками, однако половину из них полк передал 4-й эскадрильи 38-го иап, получив взамен от 38-го иап обычные И-153. В результате этих мероприятий состав Особой авиабригады вырос до шести полков, и по численности она превосходила ВВС некоторых армий, действовавших на советско-финляндском фронте. В этой связи 7 марта Особая авиабригада была преобразована в Особую авиагруппу ВВС Северо-Западного фронта, перейдя в подчинение Е.С. Птухина.
К сожалению, автор не располагает полными данными о деятельности Особой авиабригады. Известно, что 38-й иап за время войны выполнил 1869 боевых вылетов с налетом 2182 часа. Из этого числа 683 вылета было выполнено на разведку и бомбометание, 598 на сопровождение бомбардировщиков к цели и 419 на патрулирование в районе аэродромов. На противника было сброшено в общей сложности 66065 кг бомб, в воздушных боях сбито семь истребителей противника, а еще три уничтожено на земле. Собственные потери составили 9 И-153.
15-й иап за свое непродолжительное пребывание на фронте успел выполнить 509 вылетов, львиная доля которых (346) приходится на прикрытие взлета и посадки бомбардировщиков. 82 вылета было затрачено на сопровождение бомбардировщиков, 52 - на атаку железнодорожных узлов и аэродрома Турку. В воздушных боях летчики полка уничтожили один истребитель, опознанный как «Спитфайр» (вероятнее всего это был Фиат G.50).
35-й сбап за время боевых действий успел выполнить 1709 вылетов (включая вылеты 30 ноября - 1 декабря) с общим налетом 3469 часов 50 минут. Правда из этого числа только 1358 вылетов можно считать боевыми. В боях было потеряно 12 СБ, при этом стрелки бомбардировщиков заявили об уничтожении восемнадцати (!) истребителей противника. 52-й сбап успел выполнить всего 132 боевых вылета и сбросив на противника 82350 кг бомб. Потери полка составили 1 СБ, сбитый зенитной артиллерией.
Что касается дальнебомбардировочных полков, то полных данных об их деятельности у автора нет. 53-й дбап за январь-февраль выполнил 380 боевых вылетов, потеряв 9 ДБ-3. Согласно ЖБД Особой Авиагруппы, в марте полк выполнил еще 58 боевых вылетов, потеряв 1 ДБ-3. 7-й дбап успел произвести 179 боевых вылетов с общим налетом 334 часа.
Таким образом, полки Особой авиабригады/авиагруппы за время боевых действий выполнили 4485 боевых вылетов. Помимо непосредственного ущерба, наносимого бомбардировками финских портов, заводов, ж/д узлов и т.д., действия Особой авиабригады и 10-й авиабригады ВВС КБФ отвлекали на до трети финской истребительной авиации, в частности на отражение их налетов была задействована одна из трех истребительных эскадрилий финских ВВС.
Заключение
Численность группировки ВВС РККА на 13 марта 1940 года
Тип самолетаВВС СЗФОАГрВВС 8АВВС 15АВВС 9АВВС 14АИтогоДБ-3167102--1215296СБ554115150168135881210И-15345*-69126335962*И-16-2202318И-153126501066132Другие275-7072225444Всего13413433413783161922912* Без учета примерно 160 истребителей 54 иаб
Состав группировки ВВС РККА на 13 марта 1940 года
Армия
БригадаПолкАрмия
БригадаПолк71 лбаб5 сбап, 7 шап, 43 лбап8-4 иап18 сбаб48, 50 сбап-11 лбап55 сбаб44, 58 сбап-13, 39 сбап59 иаб7, 23, 25, 148 иап-72 сап
1513 сбаб3 тбап, 45 сбап1315 сбаб2, 24 сбап19 сбаб2 лбап, 18 сбап68 сбаб10, 60 сбап-49 иап-68 иап, 4 лбап-153 иапСЗФ
16 сбаб31, 54 сбап910 сбаб16, 41 сбап27 дбаб6, 23, 42 дбап, 85 оап-80 сап29 тбаб7 тбап, 9 сбап-145 иап
-9 шап-152 иап63 сбап-Группа Спирина149 иап14-5 осбап
ОАГр
7, 53 дбап-33 сбап35, 52 сбап-147 иап15, 38 иапПВО
54 иаб19, 26, 44 иап
Численность ВВС Финляндии 15 марта 1940
D.XXIMS 406G.50ГладиаторC.VC.XРайпонБленхеймДругиеВсего2523231361661924155
Поставки вооружений для ВВС и ПВО Финляндии
с 30 ноября по 13 марта.
АнглияФранцияИталияСШАШвеция*ДанияВенгрияЮАСВсего
Самолеты
Истребители
Бомбардировщики
Разведчики и лёгкие бомбардировщики
Другие***40
23
2
3032612
1**
10
7
2126
24
12
9Всего
6530326302171Зенитная артиллерия
75 и 76 -мм
40-мм
20-мм****24
13
912
12
489
80
8
28
3654
141
84Всего
37972972836279
Советская сторона задействовала свыше 4 тыс. только боевых самолетов, не считая вспомогательных и самолетов ГВФ. В ходе боевых действий советская авиация совершила 106 087 боевых вылетов, в том числе 16 633 морская авиация. Наиболее интенсивно авиация действовала в феврале и марте, когда погодные условия позволили в полной мере задействовать все стянутые на фронт авиационные части. В феврале количество боевых вылетов составляло до 2000 в день, а 4 марта было достигнуто максимальное напряжение сил ВВС РККА, когда ВВС СЗФ, КБФ и истребители ПВО совершили 2856 боевых вылетов, в том числе 1287 вылетов истребители, 1129 СБ, по 207 легкие бомбардировщики и ДБ-3 и 26 МБР-2.
Среднее напряжение на один самолет
по ВВС СЗФ, 7 и 13 армий по декадам
Тип самолетадекабрьЯнварьфевральМартIIIIIIIIIIIIIIIIIIДБ-30,32,611,40,6252,55СБ0,51,53,70,33,31,55,213,26,58,2истребители2,12,26,20,93,22,97,711,55,817,4легкие бомбардировщики2666,6ВСЕГО1,31,34,10,72,91,74,38,95,29,3
Количество вылетов и налет
по ВВС 7, 8, 9, 13, 14, 15 армий, СЗФ и ОАБ
Тип самолетаБоевой налет
в часахКоличество вылетовСредний налет на один самолетовылетСредний налет на одну безвозвратную потерюДБ-3
СБ
ТБ-3
Р-5, ССС, Р-Z
Истребители12 608
55 127
1 194
9 507
39 4513 417
34 502
321
7 043
44 1713 ч. 40 мин.
1 ч. 36 мин.
3 ч. 50 мин.
1 ч. 20 мин.
0 ч. 55 мин.207 ч.
358 ч.
92 ч.
207 ч.
301 ч.