Боевой состав ВВС РККА в Зимней войне. Часть 6.

Nov 03, 2011 17:30


ВВС Северо-Западного фронта.

7 января 1940 года директивой Ставки Главного Командования Красной Армии №0977/оп для объединения действий 7-й и 13-й армий было создано Управление Северо-западного фронта под командованием командарма 1-го ранга С.К. Тимошенко. В этой связи 12 января Управление ВВС 7-й армии вновь было переименовано в Управление ВВС СЗФ, а «старое» Управление ВВС 7-й армии в Ропше снова взяло на себя командование авиацией 7-й армии, сменив при этом своего командующего. Вместо С.К. Горюнова руководство ВВС 7-й армии принял бывший командующий АОН-2 комдив С.П. Денисов.
В состав ВВС СЗФ снова «перекочевали» практически все бомбардировочные части и соединения ВВС 7-й армии. В распоряжении командующих ВВС 7-й и 13-й армий осталась войсковая и разведывательная авиация, истребители (за исключением 54-й бригады) и по одному бомбардировочному полку. Таким образом, ВВС 7-й армии получили 59-ю авиабригаду, 1-ю эскадрилью 9-го шап, 68-ю авиабригаду с 10-м сбап, 1-ю дальнеразведывательную эскадрилью, 1-й, 9-й и 16-й корректировочные отряды, а так же 10-ю, 19-ю и 50-ю оаэ.
У ВВС 13-й армии 10 января отобрали 2-й сбап (его временно подчинили 55-й авиабригаде), после чего командующий ВВС 13-й армии комбриг Полынин передал 15-й авиабригаде 68-й иап. Таким образом, по состоянию на 12 января ВВС 13-й армии имели в своем составе 15-ю авиабригаду (24-й сбап  68-й иап) и 23-й као.
Непосредственно в распоряжении командующего ВВС СЗФ остались пять скоростных бомбардировочных, два дальнебомбардировочных и один тяжелобомбардировочный авиаполк, насчитывающих в общей сложности 406 бомбардировщиков, один истребительный авиаполк (38-й иап майора Сюсюкалова) с 30 истребителями и 12-я отдельная эскадрилья. Действия последней оказались настолько успешными, что 11 января в Москве было принято решение сформировать на её основе 85-й авиаполк особого назначения в составе эскадрильи СБ, эскадрильи ДБ-3 и смешанной эскадрильи из трех СБ и трех ДБ-3, предназначенной для бомбометания с пикирования. Решение это было реализовано уже 19 января.
Однако принятое распределение авиации между армейским и фронтовым звеном оказалось весьма не удачным. С одной стороны, выделенные для непосредственной поддержки войск силы имели явно слабый ударный компонент в лице всего одного полка СБ, с другой, у фронтовой авиации отсутствовали истребители для обеспечения деятельности многочисленных бомбардировщиков. Учитывая эти факторы, а так же изменившуюся с середины января задачу ВВС, главным приоритетом которых стало не разрушение финских военно-промышленных объектов, а подготовка штурма Линии Маннергейма с последующим «проталкиванием» пехоты через оборону противника, состав ВВС армий был серьезно пересмотрен в пользу усиления армейской бомбардировочной авиации.
ВВС 7-й армии распрощались с 68-й авиабригадой и её 10-м сбап, зато получили в свое распоряжение 18-ю (48-й и 50-й сбап) и 55-ю (44-й и 58-й сбап) авиабригады - всего 179 бомбардировщиков. Правда, здесь надо учитывать, что сосредоточение 48-го сбап шло довольно медленно, так на указанную дату в составе 18-й авиабригады числилось всего 18 машин полка и до конца месяца их количество не превысило 26 единиц.
ВВС 13-й армии 18 января вернули её 2-й сбап, в связи с чем 68-й иап из состава 15-й авиабригады выбыл, вновь став отдельным, а 19 января ВВС армии пополнились 68-й авиабригадой с действующим 10-м сбап и формально продолжавшим числиться в составе бригады 3-м лбап. Таким образом, ВВС 13-й армии также стали обладателем весьма увесистого ударного кулака в лице 153 бомбардировщиков. Нельзя не заметить, что армейская авиация получила «самый сок» бомбардировочной авиации СЗФ. Три из четырех бомбардировочных полков ВВС 7-й армии и все три полка ВВС 13-й армии (хотя 10-й сбап с определенным оговорками) фактически воевали с начала войны и уже успели приобрести солидный боевой опыт.

ВВС 7-й армии
Весь январь авиация 7-й армии провоевала фактически в том же составе, в каком она оказалась после 18 января. Единственные серьезные изменения затронули войсковую авиацию, точнее отдельные эскадрильи стрелковых корпусов. Уступив нажиму командиров стрелковых корпусов 7-й армии, комкор Птухин, начиная с 21 января, подчинил командирам корпусных авиаэскадрилий по одному звену И-15бис, взятых из 9-го шап. Эти звенья предназначались для ПВО штабов корпусов и для прикрытия работы войсковых разведчиков. Однако «рулить» собственной авиацией комкорам пришлось недолго. Уже 27 января Военный Совет Северо-Западного фронта издал приказ №0033, которым Птухину предписывалось на основе корпусных эскадрилий сформировать по одной дневной и одной ночной разведэскадрилье для ВВС 7-й и 13-й армий и подчинить их командующим ВВС армий. Эскадрильи должны были действовать в интересах всех стрелковых корпусов, непосредственно же подчиненные корпусам эскадрильи упразднялись.
В 7-й армии на роль дневной разведэскадрильи была назначена 31-я враэ, пополненная за счет 14-го рап. В результате по состоянию на 29 января эскадрилья имела в своем составе 8 Р-5, 4 ССС и 3 И-15. Ночной эскадрильей стала 2-я эскадрилья 3-го лбап (она же 19-я оаэ) с 7 ССС и 3 И-15бис. К 1 февраля истребители И-15бис из их состава исчезли, зато в результате пополнения численность ночной эскадрильи выросла до 12 ССС. А уже 4 февраля те же И-15бис «материализовались» в виде истребительной эскадрильи, подчиненной командиру 31-й враэ для обеспечения работы разведчиков.
В феврале в ВВС 7-й армии вновь начался приток авиационных частей и соединений. Поскольку основная ударная сила ВВС 7-й армии, скоростные бомбардировщики СБ, по-прежнему не могли работать по противнику в непосредственной близости от своих войск, а следовательно, поддерживать части Красной Армии непосредственно на поле боя,  армейская авиация продолжала остро нуждаться в штурмовиках и легких бомбардировщиках. Кроме того, не считая единичных налетов 85-го апон и эскадрильи 3-го лбап, противник оставался без круглосуточного воздействия с воздуха. Однако в результате принятых еще в январе мер, в феврале на фронт прибыло сразу несколько штурмовых и легкобомбардировчных полков, поштучно распределенных по военно-воздушным силам армий. ВВС 7-й армии, как действующим на направлении главного удара, досталась целая 1-я легкобомбардировочная бригада. Правда, к началу генерального наступления, 11 февраля, успел прибыть только 43-й лбап из Витебска в составе 62 Р-Зет. Из 62 экипажей полка 60 имели ночную подготовку. 13 февраля на фронт прибыл второй полк бригады - 7-й штурмовой авиаполк с 34 ССС и 43 экипажами, из которых 38 могли действовать ночью. Фактически полк прибыл в ЛВО из Киева еще 30 января, когда его 50 ССС перелетел на аэродром Гривочки. Однако, по неизвестным автору причинам, полк смог перебазироваться к фронту лишь 13 февраля и не в полном составе. Вероятно, в Гривочках были оставлены наиболее изношенные самолеты и наименее подготовленные экипажи. К началу марта оба полка практически полностью использовались исключительно в ночное время, а чтобы штабу 1-й бригады было чем заняться днем, в состав бригады 26 февраля включили прибывший из Умани 5-й сбап (не путать с 5-м осбап ВВС 14-й армии).
Последними пополнениями для ВВС 7-й армии стали прибывшие в состав 59-й авиабригады в конце февраля - начале марта из Львова 23-й (34 И-15бис и 28 И-153) из Московского военного округа 148-й иап (58 И-153). Поскольку оба полка были вооружены истребителями-бипланами, имевшими неплохой потенциал в роли легких штурмовиков, очевидно, что передача их в состав ВВС 7-й армии имела целью не только усилить истребительную авиацию армии, но и повысить её ударные возможности при действиях по наземным целям.
По состоянию на 9 марта в составе ВВС 7-й армии было 656 боевых самолетов, в том числе 275 истребителей (89 И-16, 62 И-15бис, 124 И-153), 336 бомбардировщиков и штурмовиков (247 СБ, 57 Р-Зет, 32 ССС) и 66 самолетов разведывательной и войсковой авиации (12 СБ, 21 ССС, 14 Р-5, 19 И-15бис). С 17 января по 13 марта авиацией армии было выполнено в общей сложности 7802 боевых вылета и сброшено 4446 тонн бомб.

ВВС 13-й армии
В отличие от командования ВВС 7-й армии, командование ВВС 13-й армии не могло себе позволить проводить эксперименты в области наделения своих стрелковых корпусов собственной авиацией. Никаких резервов для этого у комдива Полынина под рукой не было, более того, в начале января у него отобрали один из двух имевшихся в распоряжении армии корректировочных авиаотрядов, передав их функции аэростатам наблюдения. При этом ни одной разведывательной эскадрильи у ВВС 13-й армии тоже не было, поэтому Полынину пришлось создавать нечто вроде войсковой авиации  «из того, что было». В результате уже в начале января оформились две авиагруппы, получившие по названиям мест своего базирования (ледовым аэродромам) наименования авиагруппа «Метсяпирти» и авиагруппа «Нурмиярви». Фактически это была поделенная на две части 4-я эскадрилья 68-го иап на истребителях И-15бис, которые действовали в интересах 3-го и 15-го стрелковых корпусов 13-й армии, но напрямую им не подчинялись. При этом основные силы 68-го иап базировались на аэродроме на озере Лемболовское.
Только 21-22 января вместо отобранного ранее 9-го као ВВС 13-й армии получили от Птухина 2-й као с 6 Р-5. Наконец, в самом конце января - начале февраля ВВС 13-й армии во исполнение упомянутого выше приказа ВС СЗФ №0033 получили дневную и ночную разведывательные эскадрильи. 29 января прибыли 9 Р-Зет 32-й враэ все из того же 14-го рап, а 1 февраля 5-я эскадрилья 3-го лбап с 7 Р-5, которые должны были действовать в роли ночных разведчиков. Из-за отсутствия в составе ВВС 13-й армии специализированных разведчиков у командования армии не было возможности производить фотосъемку финской оборонительной полосы противника, и эти работы были начаты только 1 февраля, менее чем за две недели до начала генерального наступления. Впрочем, уже 8 февраля 32-я враэ оставила вылеты на фотографирование и была брошена на бомбардировку финской оборонительной полосы.
Тем временем, 8 февраля в состав ВВС 8-й армии вошел 60-й сбап, прибывший из Харькова и включенный в состав 68-й авиабригады. Полностью полк сосредоточился только к 18 февраля, но уже с 11 февраля он участвовал в боевых вылетах. 10 февраля 13-я армия получила и свои легкие бомбардировщики - на аэродром Касимово начал из Лебедина прибывать 4-й лбап, сосредоточившийся к 16 февраля. Последней попавшей в состав ВВС 13-й армии авиачастью была 41-я войсковая разведэскадрилья, прибывшая из Коростеня 17 февраля. В результате по состоянию на 3 марта 1940 года ВВС 13-й армии насчитывали в своем составе 388 боевых самолетов, в том числе 87 истребителей, 200 СБ и 101 легкий бомбардировщик и разведчик. За период боевых действий с 27 декабря по 13 марта ВВС 13-й армии выполнили в общей сложности 16122 боевых вылета, в том числе 12810 по укрепленному району противника, сбросив 6249 тонн бомб, в том числе по УР 4749 тонн.
Авиация фронтового подчинения.
По состоянию на 18 января в составе фронтовой авиации остались 16-я авиабригада (31-й и 54-й сбап), 27-я авиабригада (21-й дбап), 6-й дбап, 7-й тбап, 12-я отдельная эскадрилья и 38-й иап майора Сюсюкалова. Управлению ВВС фронта также подчинялась и 54-я истребительная авиабригада, по-прежнему обеспечивавшая ПВО Ленинграда и штаба 7-й армии в Ропше. Уже 19 января 12-я эскадрилья, как и было запланировано, была преобразована в 85-й авиаполк особого назначения трехэскадрильного состава. Фактическое же развертывание полка произошло только в начале февраля. 20 января из Воронежа на аэродром Кречевицы недалеко от Новгорода прибыл 42-й дальнебомбардировочный полк из состава 64-й авиабригады АОН-2, увеличив, таким образом, группировку бомбардировочной авиации фронта до семи полков.
Правда, 7-й тбап к этому моменту практически перестал принимать участие в боевых вылетах. Собственно с первых дней войны участие в ночных налетах на противника принимала только одна эскадрилья в составе шести ТБ-3, которые летали с аэродрома Пушкин. Всего эскадрилья произвела 85 боевых вылетов с общим налетом 268 часов, сбросив на противника 123 тонны бомб, потеряв при этом, с учетом пополнения, шесть тяжелых бомбардировщиков, по различным причинам (в основном метеоусловиям) разбившихся на своей территории. Вероятно, именно высокие потери в первую очередь заставили командование ВВС фронта отказаться от использования в боевой работе экипажей 7-го тбап. Основные же силы полка с самого начала войны были задействованы в области транспортных перевозок. Транспортная группа полка в составе 24 ТБ-3 в течение декабря-января налетала 468 часов, главным образом обеспечивая перебазирование авиационных частей ВВС ЛВО и прибывших из других округов. Самолетами полка было переброшено без малого тысяча человек, 85 тонн горючего и 145 тонн различного авиационного оборудования. В январе транспортная группа полка была расформирована, однако ТБ-3 продолжали периодически привлекаться к переброске различных грузов.
Фронтовые бомбардировщики работали главным образом по целям в глубоком тылу противника. С 18 января, в рамках подготовки к решительному штурму Линии Маннергейма, Ставка поставила перед ВВС СЗФ задачу наносить удары тяжелыми бомбами (250 и 500 кг) непосредственно по укрепленному району противника. Однако бомбардировщики непосредственного фронтового подчинения в таких вылетах практически не участвовали, продолжая наносить удары по крупным железнодорожным узлам и военно-промышленным центрам. Впрочем, из-за удаленности аэродромов базирования фронтовой авиации от линии фронта и плохой погоды, в оставшуюся часть января её вылеты носили крайне ограниченный характер. Фактически в этот период активно действовал только 85-й авиаполк, или если быть точным, все еще 12-я отдельная эскадрилья.   
25 января дальнебомбардировочные полки ВВС фронта были объединены под управлением штаба 27-й авиабригады, в состав которой вошли 6-й, 21-й и 42-й дбап - всего 136 ДБ-3. В связи с тем, что большая часть полков бригады базировалась на аэродроме Кречевицы в районе Новгорода, штаб бригады из Пушкина был переброшен в Новгород. До конца боевых действий полки бригады выполнили 2135 боевых вылетов с налетом 8564 часа и сбросили на противника 1673 тонны бомб. Поскольку бомбардировщикам бригады часто приходилось действовать вне радиуса действия советских истребителей, бригада понесла в ходе боевой работы чувствительные потери, составившие 28 экипажей. Один только 42-й дбап потерял 14 самолетов, из которых 11 были сбиты или не вернулись из боевых вылетов. Вторая бомбардировочная бригада, подчиненная непосредственно ВВС Северо-Западного фронта, 16-я скоростная бомбардировочная, за время войны выполнила 2065 боевых вылетов, сбросив на противника 1086 тонн бомб. По тем же причинам потери бригады также оказались весьма чувствительными - 38  бомбардировщиков СБ.
В распоряжении командования ВВС СЗФ было три истребительных полка 54-й авиабригады и остатки полка майора Сюсюкалова, однако использовать полки 54-й бригады для прикрытия бомбардировщиков можно с большими ограничениями. Снимать истребители с дежурства в районе Ленинграда Птухину никто бы не позволил, поэтому о перебазировании хотя бы одного полка из под Ленинграда нельзя было и мечтать. Это означало, что истребители бригады могли прикрывать бомбардировщики, действуя только с аэродромов в районе Ленинграда. Для 16-й авиабригады, действующей из района Гдова, такая схема была совершенно непрактична. Мало того, что им пришлось бы делать огромный крюк, чтобы встретиться с истребителями в районе их аэродромов, полет к любой цели происходил бы над наиболее насыщенными ПВО районами, а не над относительно безопасным Финским заливом.
В этой связи, начиная со второй половины января, к сопровождению бомбардировщиков фронтовой авиации начали привлекать истребители ВВС Краснознаменного Балтийского флота, базировавшиеся на аэродроме Липово в районе Лужской губы (полуостров Кургальский). С начала февраля к сопровождению бомбардировщиков начали частично привлекать эскадрильи полков 54-й авиабригады. А 1 февраля ВВС СЗФ обзавелись и своим собственным истребительным полком, предназначенным для сопровождения СБ и ДБ-3 ВВС фронта. Таковым стал 38-й иап майора Сюсюкалова, управление которого было переименовано в управление 149-го иап. Единственной эскадрильей полка на этом этапе стала бывшая 1-я эскадрилья 25-го иап, осваивавшая у Сюсюкалова истребители И-16 с ПТБ. Уже вечером 1 февраля управление полка в составе шести И-153 и 1-я эскадрилья с 16 И-16 перебазировались из Пушкино на лед озера Липовское у деревни Вейно, неподалеку от флотского аэродрома Липово, а на следующий день приступили к вылетам на сопровождение. Вторая эскадрилья в полку появилась только 16 февраля, когда с Комендантского аэродрома Ленинграда в Вейно перелетели 14 И-153, а два дня спустя в состав полка была включена и третья в составе 10 И-15бис, получившая в полку №5. Правда в Вейно она перебазировалась только 25 февраля. Личный состав 3-й и 4-й эскадрилий прибыл в полк к концу февраля, однако уже 3 марта одна из них, приказом командующего ВВС СЗФ, была передана в 68-й иап в качестве резервной, вместе с одной из эскадрилий 9-го шап. Судьба второй «безлошадной» эскадрильи на сегодняшний момент не ясна, однако в боевом составе 149-го иап она до конца войны так и не значилась. Эскадрильи в состав полка брались в основном из других авиаполков ВВС РККА (например, личный состав 3-й эскадрильи был взят из 51-го иап), однако 5-я эскадрилья была сформирована из слушателей Военно-воздушной Акадамии им. Жуковского, многие из которых были участниками боевых действий на Халхин-Голе.
По состоянию на 10 февраля части готовящиеся к наступлению Красной Армии на Карельском перешейке готовы были поддержать в общей сложности 510 СБ, 142 ДБ-3, 371 истребитель и 237 разведчиков, корректировщиков, штурмовиков и легких бомбардировщиков ВВС Красной Армии, входящих в состав ВВС СЗФ (включая ВВС 7-й и 13-й армий). 18 февраля в оперативное подчинение командующему ВВС СЗФ была передана авиация Краснознаменного Балтийского флота. Собственно это событие не очень сильно отразилось на выполняемых ВВС КБФ задачах, одной из основных по-прежнему оставалось уничтожение финских береговых батарей. Вместе с тем, бомбардировщики флота начали совершать налеты на объекты в финском тылу и бомбить железнодорожные станции и узлы, а истребители 13-го иап привлекались к патрулированию над совершавшими переходы по льду Финского залива частями Красной Армии. Истребители же 11-й, 12-й и 13-й отдельных эскадрилий, а так же частично 13-го иап продолжали обеспечивать боевые вылеты как морской авиации, так и бомбардировщиков ВВС СЗФ, чаще всего из состава 27-й авиабригады. Последним крупным вливанием в состав ВВС СЗФ стала передача 7 марта в подчинение комкора Птухина Особой авиагруппы - группировки ВВС РККА, действующей с аэродромов Эстонии, в составе четырех бомбардировочных и двух истребительных авиаполков. 
Помимо прибывающих в состав ВВС СЗФ авиачастей и подразделений, за три с половиной месяца войны группировка ВВС РККА, действующая на главном направлении (ВВС 7-й и 13-й армий, ВВС СЗФ) от промышленности «россыпью» получили в общей сложности 382 самолета, в том числе 50 У-2, выступавших в роли связных и учебных машин. В числе остальных было 15 истребителей И-15бис, вооруженных реактивными снарядами РС-82, 51 И-16 с моторами М-62 и М-63, 145 И-153 и 121 СБ. Из них 113 самолетов было получено в декабре, 112 в январе, 55 в феврале и 102 в марте. Надо заметить, что в числе полученных И-16 учтено 28 истребителей тип 24, поступивших в начале марта в 54-ю авиабригаду для войсковых испытаний, остальными были И-16 тип 18 и 27, из которых шестнадцать могли нести ПТБ.
В ходе боевых действий ВВС СЗФ выполнили 52798 боевых вылетов (без учета ВВС КБФ и Особой Авиагруппы), в том числе 25400 - истребители. Из общего числа боевых вылетов 12760 вылетов пришлось на декабрь-январь, 26658 на февраль и 13380 на март. Подавляющее число боевых вылетов бомбардировочной авиации (19297) пришлось на удары по войскам противника и укрепленному району на Карельском перешейке, второе место в «рейтинге целей» бомбардировочной авиации занимали железнодорожные объекты (4453) и третье - промышленные объекты в глубоком тылу противника (1346).
У истребителей «тройка призеров» выглядела следующим образом:
ПВО пунктов - 7053 самолетовылета
Сопровождение и прикрытие бомбардировщиков - 5756 самолетовылетов
Прикрытие наземных войск - 4923 самолетовылета
Лидирующие позиции ПВО-шных задач легко объяснимы тем, что именно для этой цели была задействована являвшаяся почти всю войну наиболее крупным соединением истребительной авиации 54-я истребительная авиабригада, выполнившая за время войны более 10 тыс. вылетов. Поскольку решение задач ПВО непосредственно на боевые действия частей Красной Армии влияния практически не оказывало, уместно будет привести и четвертую позицию в списке наиболее приоритетных задач, выполняемых истребительной авиацией, а именно штурмовые действия по войскам и коммуникациям противника, на которые было затрачено 4310 самолетовылетов.
За время боевых действий по данным штаба ВВС СЗФ потери матчасти составили 252 самолета, том числе боевые потери 141 самолет (32 ДБ-3, 73 СБ, 7 легких бомбардировщиков, 28 истребителей и 1 ТБ-3) и 111 не боевые (16 ДБ-3, 32 СБ, 17 легких бомбардировщиков, 39 истребителей, 3 У-2 и 4 ТБ-3). Наибольшее число боевых потерь приходится на декабрь - 48 самолетов, в январе было потеряно еще 24 боевых машины, в феврале 45 и в марте 24. По характеру боевых потерь первое место занимают не вернувшиеся из боевых вылетов самолеты (72), на втором месте находятся потери от зенитного огня (36) и на третьем от истребителей противника (33). Общие безвозвратные потери личного состава составили 465 человек, из них 366 в бою. Раненными ВВС СЗФ потеряли еще 119 человек.

ВВС, Зимняя война

Previous post Next post
Up