ВВС 7-й армии. Декабрь - первая половина января.
После ликвидации фронтового Управления ВВС в руках командующего ВВС 7-й армии оказались сосредоточены огромные силы ВВС. Плотность авиации на один километр фронта на Карельском перешейке достигала десяти боевых машин. Однако с первых же дней своего существования авиационная группировка 7-й армии превратилась в донора для создания полноценных группировок ВВС на других участках советско-финляндского фронта. Первым объектом для серьезного «прореживания рядов» стала 59-я авиабригада, уже к середине декабря распрощавшаяся со значительной частью своих истребительных эскадрилий, затем пришла очередь бомбардировочных частей, причем этот процесс со второй половины декабря стремительно набирал обороты. До поры убытию авиачастей из ВВС 7-й армии препятствовала только погода, но с 18 декабря начался «исход». На север в состав ВВС 9-й армии убыл 41-й сбап, а на запад, для формируемой в Эстонии Особой авиабригады, отправились Управление 71-й авиабригады и её 35-й сбап (50-й сбап остался в составе ВВС 7-й армии), а так же спешно переформированный 38-й иап майора Леденева в составе двух эскадрилий.
Любопытно, что начавшаяся война фактически не отразилась на планах по перевооружению авиачастей ВВС округа на новую матчасть, даже если эти авиачасти входили в состав ВВС действующей армии. Так, сосредоточившийся было на аэродроме Сестрорецкий разлив 3-й лбап 68-й авиабригады, неожиданно был отозван для планового перевооружения и переучивания на бомбардировщики СБ. С другой стороны, командование ВВС округа (а по совместительству фактически ВВС 7-й армии) все активнее использовало для участия в боевой работе те авиачасти, которые проходили перевооружение, выдергивая из их состава самые боеготовые эскадрильи и бросая их в бой. Читатель уже знает об использовании на севере подразделений из состава 9-го шап и 9-го сбап, в состав же ВВС 7-й армии, очевидно взамен выбывшего 3-го лбап, 18 декабря был включен 10-й сбап той же 68-й авиабригады, после неоднократных просьб его командира. Поначалу использовали одну эскадрилью, но к концу месяца уже фактически весь полк принимал участие в боевой работе. Опытные ночные экипажи 3-го лбап так же решено было оставить на фронте, передав в состав ВВС армий в качестве ночной бомбардировочной авиации. Уже 10 декабря 4-я эскадрилья в составе всего пяти экипажей на пяти самолетах Р-5 убыла в состав ВВС 8-й армии, а 12 декабря 2-я эскадрилья в составе девяти ССС с экипажами была включена в состав ВВС 7-й армии. Еще девять экипажей были распределены по отдельным эскадрильям связи и корпусным авиаотрядам.
Между тем, отток авиачастей из ВВС 7-й армии продолжался. 21 декабря в состав ВВС 8-й армии в срочном порядке убыл 13-й сбап 16-й авиабригады, вскоре за ним туда же последовало Управление 13-й авиабригады, оставив ВВС 7-й армии свой единственный 6-й дбап. 29 декабря, в связи с формированием на базе правофланговых частей 7-й армии новой 13-й армии, из 7-й армии убыли сразу 107 СБ 15-й авиабригады (2-й и 24-й сбап), 68-й иап, эскадрилья 7-го иап и два корректировочных авиаотряда. Эти силы составили ВВС 13-й армии, командовать которыми был назначен и.о. заместителя командующего ВВС КОВО комбриг Ф.П. Полынин. Наконец, 6 января 53-й дбап 27-й авиабригады убыл в Эстонию.
Справедливости ради надо заметить, что процесс шел и в обратном направлении, правда не в таких масштабах. Уже 31 декабря в состав 16-й авиабригады вошел 31-й сбап, прибывший из Смоленска взамен 13-го сбап. 1 января ВВС 7-й армии пополнились переброшенным из Латвии Управлением 18-й авиабригады, объединившим прибывший 18 января из Умани 48-й сбап и «местный» 50-й сбап. Несколькими днями ранее, 25 декабря, из Москвы в Пушкин перелетела 12-я отдельная эскадрилья. Еще 11 декабря Нарком Обороны К.Е. Ворошилов, с подачи Начальника ВВС РККА Я.И. Смушкевича, приказал сформировать отдельную эскадрилью, укомплектованную особо квалифицированными экипажами из Центра боевого применения НИИ ВВС, Рязанского центра слепых полетов и инспекторов по технике пилотирования АОН, округов и авиабригад. Это решение было продиктовано полнейшей беспомощностью советской авиации перед лицом плохой погоды, фактически парализовавшей её деятельность со 2 по 18 декабря. Уже 26 декабря самолеты 12-й отдельной авиаэскадрильи в составе 8 ДБ-3 и 3 СБ приступили к налетам на финские военные объекты, главным образом железнодорожные. Эскадрилья получила на вооружение доработанные бомбардировщики с установкой комплекса дополнительных навигационных приборов (автопилот, аппаратура для слепой посадки, радиополукомпас, ночной бомбардировочный прицел), а для обеспечения их деятельности на земле был развернут целый комплекс приводных радиостанций, позволявших доработанным бомбардировщикам эскадрильи достаточно уверенно действовать в сложных метеоусловиях. Последним пополнением ВВС 7-й армии на этом этапе был 2-й сбап, переданный 55-й авиабригаде из 13-й армии 10 января.
Как и в «северных» армиях с середины декабря ВВС 7-й армии начали осваивать ледовые аэродромы. При этом преследовалась цель не только выдвинуть истребители к линии фронта, но и по максимуму использовать погодные условия, поскольку даже если над линией фронта погода позволяла авиации совершать боевые вылеты, то совсем не обязательно, что погода над аэродромами позволяла делать то же самое. А.А. Новиков, бывший в то время начальником штаба ВВС ЛВО и 7-й армии, впоследствии так описал ситуацию в своих мемуарах: «… в декабре летчикам досаждали частые туманы. Правда, туманная погода была преимущественно в окрестностях Ленинграда, а на самом перешейке погода была хорошая. Но большинство наших аэродромов находилось как раз в зонах сильных туманов, которые почти исключали полеты. Мы безуспешно искали выход из создавшегося положения. Лишь когда озера на перешейке покрылись толстым льдом, мы приспособили их под аэродромы». В декабре-январе специально созданные команды обследовали на предмет строительства аэродромов 154 сухопутных участка и 20 озер. В результате их работы было построено четыре сухопутных оперативных аэродрома и пятнадцать озерных. Подготовка одного озерного аэродрома с устройством подъездных путей, землянок и столовой для личного состава силами двух аэродромно-строительных рот занимала в среднем пять-семь дней.
Вечером 18 декабря двадцать восемь И-16 25-го иап перелетели на лед озера Каннельярви (Победное) всего в 12 км от линии фронта. Основные же силы 59-й авиабригады начали перебазирование на ледовые аэродромы с 1 января. В этот день в Каннельярви прибыло управление бригады, на соседнее озеро Суулаярви (Нахимовское) перелетела 3-я эскадрилья 25-го иап, а на озеро Риексярви (Подгорное) - 1-я эскадрилья 7-го иап. К 4 января там уже находилось управление, 1-я и 4-я эскадрильи полка, а 6 января к ним присоединилась и 2-я эскадрилья. Наконец, к 12 января управление 7-го иап, 1-я и 2-я эскадрильи перебазировались на лед озера Ваммельярви (Гладышевское), окончательно завершив процесс перебазирования 59-й авиабригады на ледовые аэродромы. Обслуживание самолетов всей бригады было возложено на 150-ю авиабазу. Основная же масса бомбардировочной авиации продолжала оставаться на своих старых стационарных аэродромах.
После переименования Управления ВВС фронта в Управление ВВС 7-й армии армейская авиация быстро утратила свою основную функцию. В итоговом отчете ВВС 7-й армии прямо указывалось, что вплоть до 18 января ВВС действовали «несколько оторвано от действий наземных войск, выполняя задачи по разрушению железнодорожных узлов, станций снабжения, скоплению резервов удаленных от переднего края не ближе 5-7 километров, непосредственного воздействия на передний край УРа и войскам противника на переднем крае не было». С одной стороны, такое положение объяснялось тем, что разрушение оборонительной полосы непосредственная поддержка войск на поле боя возлагались на довольно многочисленную артиллерию армии, с другой - фактически полным отсутствием в составе армейской авиации самолетов, способных действовать в непосредственной близости от своих войск.
Весьма тяжелым было положение с разведывательной авиацией, ощущалась острая нехватка корректировочной авиации. Последнюю проблему сравнительно быстро решили своими силами, в начале января на фронте 7-й армии действовало уже три корректировочных авиаотряда - 1-й, 9-й и 16-й, причем 9-й као отобрали у ВВС 13-й армии. В распоряжении командования ВВС 7-й армии имелась 1-я дальняя разведывательная эскадрилья, но практика показала, что её возможности по ведению разведки, особенно войсковой, весьма ограничены. Кроме того, вскоре практически все её усилия были сосредоточены на сплошном фотографировании Линии Маннергейма.
Между тем, командиры стрелковых корпусов все настойчивее требовали авиацию именно для ведения ближней разведки в полосе их корпусов с задачей вскрытия обороны противника, нахождения и уничтожения артиллерийских и минометных батарей и т.д. Командование ВВС 7-й армии попыталось использовать в качестве разведчиков и легких штурмовиков истребители (в декабре 1939-го года экипажи 59-й авиабригады 10% своих вылетов тратили на ведение разведки). Однако эти вылеты носили бессистемный и эпизодический характер, поскольку истребителей остро не хватало для выполнения более им привычных функций, в результате чего к концу месяца для вылетов на фронт пришлось частично задействовать даже «священную корову» ВВС ЛВО - истребители 54-й авиабригады, отвечавшей за ПВО Ленинграда. Кроме того, в результате усиления ВВС армий, действующих к северу от Ладоги, количество наиболее подходящих на роль легких штурмовиков истребителей И-15бис в составе 59-й авиабригады резко сократилось - из пяти эскадрилий осталось только две.
В этих условиях в конце декабря командование 7-й армии решило, что проще будет выделить стрелковым корпусам их собственную авиацию в лице отдельных эскадрилий из расчета по одной на каждый корпус и подчинить их командирам корпусов. Резерв для создания таких эскадрилий у ВВС ЛВО имелся, это был 14-й разведывательный авиаполк пятиэскадрильного состава и остатки 3-го лбап. По каким-то причинам две эскадрильи 14-го рап, оснашенные сравнительно современными разведчиками Р-10, к боевой работе так и не привлекались.
Корпусные авиаэскадрильи, получившие номера, соответствующие номерам стрелковых корпусов (10-я, 19-я и 50-я), прибыли в распоряжение командиров корпусов и разместились на озерных аэродромах в непосредственной близости от линии фронта примерно 4-6 января. В результате, 10-й стрелковый корпус в качестве своей оаэ получил 31-ю войсковую разведэскадрилью 14-го полка, 19-й корпус - 2-ю эскадрилью 3-го лбап. Источник формирования 50-й оаэ пока не понятен, но вероятнее всего им стала 5-я эскадрилья 3-го лбап. Но собственная авиация командование стрелковых корпусов удовлетворила не полностью, и уже 5 января штаб 10-го корпуса обратился к Птухину с просьбой обеспечить вылеты истребителей по требованию штаба корпуса для его ПВО. Однако в ответ получил буквально следующее: «Вылеты по вызову СК приведет к раздергиванию истребительной авиации и в нужный момент не останется в руках командования ВВС».
Войсковые разведчики и корректировщики базировались на озерных аэродромах на перешейке, зачастую на одних аэродромах с истребителями. Например, 9-й и 16-й као находились на оз. Каннельярви, а 19-я оаэ - на озере Суулаярви вместе с истребителями 25-м иап. Хотя такое соседство могло облегчить взаимодействие, командование 25-го иап было от него не в восторге: «Базирование мелких подразделений… самолеты связи, санитарные самолеты загружают аэродром, вносят путаницу в работу, загружают средства связи и работу штаба полка». Кроме того, скопление на небольшом озере Каннельярви до пятидесяти самолетов было просто опасно и чревато большими потерями в случае налетов авиации противника. Побывавший на аэродроме военком ВВС СЗФ Шиманов писал в своем отчете: «Необходимы оргмероприятия по перебазированию или корпусных отрядов или частично истребителей». Решение приняли, как это часто бывает, половинчатое - с аэродрома Каннельярви убрали только один као.
Саму же 59-ю авиабригаду в начале января фактически переформировали. В результате выделения частей и подразделении бригады на другие участки ТВД, её состав приобрел весьма причудливые и сильно отличавшиеся от штатного расписания формы. По состоянию на 31 декабря в составе 7-го иап оставалось три эскадрильи (две на И-16 и одна на И-15бис), в 25-м иап - две эскадрильи И-16, в 38-м иап майора Сюсюкалова - одна эскадрилья И-16. В результате Е.С. Птухину и командиру 59-й бригады полковнику Ерлыкину пришлось заняться переформированием полков бригады и приведением их в относительно приличный вид.
7-й иап еще в середине декабря свою 2-ю эскадрилью, оснащенную истребителями И-15бис передал в оперативное подчинение 68-му иап, действовавшему на правом фланге 7-й армии, а 31 декабря эскадрилья была окончательно переподчинена 68-му иап, войдя в его состав в качестве 4-й эскадрильи. Взамен, 6 января в состав 7-го иап в качестве новой 2-й эскадрильи была передана единственная оставшаяся эскадрилья 38-го иап майора Сюсюкалова - 1-я эскадрилья на новейших на тот момент истребителях И-16 тип 18. Таким образом, 7-й иап вновь вернулся к четырехэскадрильному составу, хотя 3-я эскадрилья на И-15бис еще в конце декабря была на время выведена из боевого состава для перевооружения на истребители И-153. Впрочем, уже к седине января эскадрилья снова была в строю.
25-й иап 15 декабря был вынужден передать обе свои эскадрильи, оснащенные истребителями И-153, в отправляющийся в Эстонию 38-й иап майора Леденева. В итоге полк остался с двумя эскадрильями И-16 и в таком составе воевал до 1 января, когда в его состав в качестве 3-й эскадрильи была включена 4-я эскадрилья 68-го иап на истребителях И-16, переданная 59-й авиабригаде взамен 2-й эскадрильи 7-го иап. Кроме того, майор Сюсюкалов получил приказ Ерлыкина из оставшегося личного состава подготовить для 25-го иап эскадрилью на истребителях И-153. Тем временем, 11 января личный состав 1-й эскадрильи 25-го полка был откомандирован в 38-й иап майора Сюсюкалова для приемки и освоения полученных армией истребителей И-16 тип 18 и тип 27, оснащенных подвесными топливными баками. Предполагалось, что эскадрилья после переподготовки будет возвращена назад в полк, но этого так и не произошло. Зато в тот же день места в кабинах И-16 1-й эскадрильи, оставшихся в полку, заняли летчики переброшенной из Харьковского военного округа истребительной эскадрильи 8-го тбап АОН-3. Таким образом, 25-й иап был фактически полностью переформирован по сравнению с состоянием к началу войны, в составе полка кроме штаба осталась только 2-я эскадрилья.
38-й иап майора Сюсюкалова после передачи в начале декабря трех эскадрилий на север, полк остался с одной эскадрильей И-16, которая хотя и находилась на боевом дежурстве в Пушкино, в боевых вылетах участия не принимала. После же передачи последней оставшейся эскадрильи в 7-й иап, полк получил задачу заниматься вводом в строй молодых летчиков и переподготовкой эскадрилий на новую матчасть.
К 12 января, моменту очередных кардинальных изменений в структуре авиационной группировки, действующей на Карельском перешейке, ВВС 7-й армии имели в своем составе 54-ю и 59-ю истребительные авиабригады (7-й, 25-й, 38-й, 19-й, 26-й и 44-й иап), кроме того, в начале января в состав армии передали две эскадрильи И-15бис 9-го шап. В общей сложности они насчитывали 308 истребителей. Бомбардировочная авиация была представлена 16-й (31-й и 54-й сбап), 18-й (50-й сбап), 27-й (21-й дбап), 29-й (7-й тбап), 55-й (2-й, 44-й и 58-й сбап) и 68-й (10-й сбап) бомбардировочными бригадами, а так же 6-м дбап, 1-й драэ и 12-й оаэ, насчитывая в общей сложности 111 ДБ-3, 312 СБ и 43 ТБ-3. Войсковая авиация была представлена 1-м, 9-м и 16-м као, а так же 10-й, 19-й и 50-й оаэ - всего 37 разведчиков и легких бомбардировщиков. Таким образом, общая численность ВВС 7-й армии составляла 811 боевых машин. Боевой состав ВВС армии выглядит достаточно сбалансированным, однако если учесть, что львиная доля истребителей входила в состав 54-й бригады и непосредственно к боевым действиям привлекалась лишь эпизодически, ситуация с истребителями в 7-й армии предстает уже совершенно в другом свете. На без малого пять сотен бомбардировщиков приходилось всего 48 И-16 25-го иап и 42 И-16 7-го иап. Впрочем, скоро эта проблема перестала волновать командование 7-й армии, перекочевав в разряд головных болей командования ВВС Северо-Западного фронта.