Боевой состав ВВС РККА в Зимней войне. Часть 4.

Oct 02, 2011 10:55


ВВС 8-й армии.
Формирование ВВС 8-й армии происходило на основании директив Главкома №1/0941 от 9 декабря и №4/14 от 15 декабря. Согласно им, помимо авиачастей, входивших в состав авиагруппы 8-й армии, ВВС армии должны были получить дополнительно две эскадрильи тяжелых бомбардировщиков, две эскадрильи истребителей И-153, эскадрилью Р-5 и эскадрилью У-2.
Соединения 8-й армии так же наступали изолированными колоннами: 56-й стрелковый корпус в составе двух дивизий и танковой бригады действовал на южном направлении, продвигаясь вдоль берега Ладожского озера в общем направлении на Сортавалу. 1-й стрелковый корпус наступал на центральном (Пряжа - Суоярви - Лоймола - Янисярви) и северном (Гирвас - Порос-озеро - Куолисма - Иломантси) направлениях. В отличие от командующего ВВС 9-й армии, у И.И. Копца ситуация с аэродромами была вполне приемлемая. В начале войны в распоряжении командующего ВВС 8-й армии было четыре аэродрома. На южном направлении имелись Лодейное поле, возле одноименного городка на реке Свирь, и Нурмолицы в восьми километрах севернее Олонца, на центральном - Бессовец возле Петрозаводска, ныне являющийся главной воздушной гаванью республики Карелия, на северном - аэродром Гирвас. Все аэродромы были вполне пригодны как для истребителей, так и для бомбардировщиков, однако в непосредственной близости от границы располагался только аэродром Нурмолицы. Однако в результате быстрого продвижения частей 8-й армии вглубь Финляндии, уже к середине января остро встал вопрос о новых передовых аэродромах, прежде всего для истребителей. Таким передовыми базами, как и везде на советско-финляндском фронте, стали ледовые аэродромы - Каркку на озере Каркунлампи на южном направлении, Суоярви на одноименном озере на озере Исо-Пюхя-ярви на центральном направлении. Создать авиационную группировку на северном направлении у командующего ВВС 8-й армии так и не получилось, поэтому передовые аэродромы там не строились.
Пополнения для ВВС 8-й армии начали прибывать достаточно быстро. К 20 декабря на аэродром Лодейное поле прибыли 18-й сбап и 3-й тбап, так же в состав армии вошли 29-я эскадрилья связи и 4-я эскадрилья 3-го лбап, увеличив состав ВВС армии до 165 боевых и 12 связных самолетов. Авиачасти прибывали со своими авиабазами, поэтому их обслуживание не стало большой головной болью для командования ВВС армии. Так 135-я авиабаза, обслуживающая 18-й сбап, сосредоточилась в Лодейном поле за несколько дней до прибытия полка. В связи с тяжелым положением 139-й стрелковой дивизии на центральном направлении 8-й армии, решением Ставки 20 декабря в Нурмолицы началась переброска 13-го сбап из состава 16-й авиабригады. Однако из-за плохой организации перелета и сложных метеоусловий на маршруте, полк при перелете рассыпался, совершив посадки на разных аэродромах ЛВО. В полном составе полк смог собраться только к середине января. 3-й тбап также в распоряжение Копца прибыл не в полном составе. Как уже было сказано выше, две эскадрильи полка предназначались для ВВС 9-й и 14-й армий, фактически еще одна эскадрилья осталась в распоряжении ВВС 7-й армии в качестве транспортной. Так, по состоянию на 4 января из 38 ТБ-3, числившихся в полку после убытия самолетов в 14-ю армии, в Лодейном поле было только 25, остальные находились в Гдове, Старой Руссе, Сиверской и др. Еще два ТБ-3 вошли в состав ВВС армии из полярной авиации. В середине декабря экипажи известных полярных летчиков П.И. Мазурука и М.В. Водопьянова прибыли на фронт вместе со своими самолетами и после их соответствующего переоборудования приступили к боевым вылетам, выполняя специальные задания и ночные бомбардировочные вылеты. Для обслуживания самолеты были прикреплены к 72-му сап.
К концу декабря в составе ВВС армии было 82 СБ, 22 ТБ-3, 10 ССС, 17 Р-5, 39 И-15бис, 26 И-16 и 7 И-153. Кроме того, Копец периодически использовал в интересах армии эскадрильи, перебрасываемые на север для ВВС 9-й и 14-й армии. Так, 41-й сбап во время перелета в состав ВВС 9-й армии выполнил в общей сложности семьдесят два самолетовылета с аэродрома Бессовец в интересах 8-й армии.
В конце декабря Ставка Главного Командования назначила для ВВС 8-й армии дополнительные авиационные части - 2-й и 11-й легкие бомбардировочные, 39-й и 40-й скоростные бомбардировочные, а так же 4-й и 35-й истребительные авиаполки. В связи со сложностью управления большим количеством авиачастей из одного штаба, предполагалось сгруппировать действующие на разных направлениях авиачасти в три соединения (по одному на каждое направление), руководство которыми возложить на управления трех авиационных бригад, также обещанных командующему ВВС 8-й армии Москвой. Уже 1 января в состав ВВС 8-й армии на аэродром Лодейное поле прибыло управление 13-й авиабригады АОН-1. После передачи 41-го сбап сначала в состав 15-й авиабригады, а затем вообще в 9-ю армию, в составе 13-й авиабригады оставался только один 6-й дбап, который при перебазировании управления бригады был оставлен на прежнем месте и из состава бригады выбыл. Приказом штаба ВВС 8-й армии 2 января был определен её новый состав, в который вошли 13-й и 18-й сбап, а также 3-й тбап. Однако уже 7 января 13-й сбап из состава бригады был исключен (он базировался на аэродроме Бессовец, а к концу января перешел на аэродром Пески, т.е. на центральном направлении), а вместо него в состав бригады вошел переброшенный из Белорусского ОВО 39-й сбап. К концу января в состав бригады включили также 1-ю эскадрилью ПВО с дюжиной истребителей И-153, предназначенную для ПВО Лодейного поля и находившихся поблизости стратегических объектов. Вместе с 49-м иап 13-я авиабригада фактически представляла собою авиагруппу южного направления, поддерживающая части 56-го стрелкового корпуса. На этом же направлении базировались легкие бомбардировщики и разведчики 15-го корпусного авиаотряда, прибывшего 15 декабря из Свердловска, и 4-й эскадрильи 3-го лбап. В отличие от ВВС 9-й армии, в подчинение наземным частям авиация не передавалась и использовалась там, где этого обстановка требовала в наибольшей степени. Поэтому разделение ВВС 8-й армии по направлениям было в достаточной степени условным и не настолько жестко структурировано, как это было в ВВС 9-й армии.
Для поддержки частей центрального направления 16 декабря на лед озера Суоярви была переброшена авиагруппа под командованием инспектора по технике пилотирования 49-го иап капитана Ткаченко. Группа Ткаченко состояла из двух ранее «ПВО-шных» истребительных эскадрилий, 5-й из 49-го иап и 2-й из 72-го сап, вооруженных девятнадцатью истребителями И-15бис. По одному-двум звеньям от эскадрилий остались в местах предыдущей дислокации в качестве звеньев ПВО. Группа Ткаченко планировалась Копцом как временная мера, до прибытия в состав ВВС армии пополнений, поэтому она не имела органов управления и штаба, однако в итоге провоевала до самого конца войны. В конце февраля в состав группы влилась третья эскадрилья, 4-я аэ 48-го иап, переброшенная с Дальнего Востока и летавшая на истребителях И-153. К концу войны в состав группы входили 11 И-15бис, пара И-16 (звено И-16 49-го иап постоянно дежурило в Суоярви, осуществляя ПВО аэродрома и штаба 8-й армии) и 15 И-153. На центральном направлении действовал также 13-й сбап, а также 5-й корпусный авиаотряд. Боевой состав базировавшегося на Бессовец, а позже в Суоярви 72-й смешанного авиаполка так же претерпел значительные изменения. Уже 11 января в состав полка была включена эскадрилья истребителей И-153, а 12 февраля из 1-й Отдельной Краснознаменной Армии прибыл личный состав трех эскадрилий СБ без матчасти. Правда вот с матчастью у полка проблемы оставались, количество СБ в полку так и оставалось в пределах 20-24 машин. В конце января - начале февраля на центральном направлении из экипажей 13-го и 18-го сбап была сформирована отдельная ночная эскадрилья ВВС 8-й армии под командованием П.И. Мазурука в составе шести СБ. В ходе войны численность эскадрильи выросла до десяти бомбардировщиков.
Еще одним подразделением на данном направлении стала 12-я отдельная истребительная эскадрилья, сформированная в декабре из летчиков карельской и финской национальности очевидно в качестве своеобразной «заготовки» для будущих ВВС «Финской народной армии». Однако уровень подготовки летчиков был настолько низким, что хотя эскадрилья официально входила в состав ВВС 8-й армии, в боевых действиях она не участвовала. Летчики эскадрильи осваивали истребители И-15бис, а под конец войны начали обучение и на И-153.
В начале января в результате финского наступления в окружение попали соединения 56-го стрелкового корпуса - 18-я и 168-я стрелковые дивизии и 34-я легкая танковая бригада. Для снабжения окруженных с воздуха как и в 9-й армии были задействованы все типы самолетов, от бомбардировщиков ТБ-3 и СБ до истребителей. Однако основанная нагрузка по обеспечению окруженных продовольствием и боеприпасами легла на войсковую авиацию в лице 5-го и 15-го корпусных авиаотрядов, 29-й эскадрильи связи и 4-й эскадрильи 3-го лбап, вооруженных самолетами Р-5, ССС и У-2. В частности ими было выполнено 43,8% всех вылетов на доставку продовольствия окруженным. Вынужденные действовать с небольших высот под огнем противника, экипажи несли довольно чувствительные потери, в результате которых была расформирована 4-я эскадрилья 3-го лбап, у которой к середине февраля остался всего один боеспособный Р-5.
По состоянию на 12 февраля силы ВВС 8-й армии насчитывали уже 184 СБ, 15 ТБ-3, 19 ССС, 6 Р-5, 10 У-2, 21 И-16, 78 И-15бис и 68 И-153. Резкое увеличение численности истребителей в армии было связано с прибытием из Смоленска 4-го истребительного авиаполка, развернутого на аэродроме и Суоярви. Полк до перебазирования был вооружен в основном истребителями И-16 но за семь дней до отправки на фронт пересел на «Чайки» и «бисы» и к моменту прибытия в 8-ю армию значительная часть личного состава имела налет на этих типах от получаса до полутора часов. Отчасти проблема была компенсирована за счет замены перед отправкой двух эскадрилий полка на эскадрильи из 20-го и 35-го иап. Сосредоточение полка в Суоярви продолжалось почти месяц, с 18 января до 16 февраля. Самолеты по железной дороге прибывали в Петрозаводск, собирались на аэродроме Пески и перегонялись в Суоярви. На 18 февраля в составе полка 18 И-153 и 46 И-15бис. До прибытия штаба полка некоторые его эскадрильи временно подчинялись группе Ткаченко.
15 февраля на базе левофланговых частей 8-й армии была сформирована новая, 15-я армия под командованием командарма 2 ранга В.Н. Курдюмова. Одной из основных задач армии было деблокирование окруженных частей 56-го стрелкового корпуса. В этой связи в состав ВВС 15-й армии были переданы фактически все авиачасти ВВС 8-й амии, действовавшие на южном направлении. Таким образом, ВВС 8-й армии разом потеряли 215 боевых самолетов. До окончательного формирования штаба ВВС 15-й армии управление частями ВВС 15-й армии возлагалось на штаб ВВС 8-й армии.
В составе ВВС 8-й армии остались 13-й сбап, 72 сап, эскадрилья Мазурука, группа Ткаченко, 4-й иап, 29-я эскадрилья связи, 5-й као, 12-я отдельная истребительная эскадрилья. Впрочем, уже к концу февраля ВВС 8-й армии получили в свой состав 11-й легкий бомбардировочный авиаполк с 61 Р-Зет и 4-ю дальнюю разведывательную эскадрилью, использовавшуюся в качестве обычной бомбардировочной эскадрильи в составе 72-го сап. Кроме того, для обеспечения авиационной поддержки начавшейся 1 марта Лоймоланской наступательной операции 8-й армии, на основании директивы начальнике Генштаба в состав 8-й армии был возвращен 39-й сбап с оставлением его на аэродроме Лодейное поле, хотя фактически полк продолжал действовать в интересах как 8-й, так и 15-й армии. Так же ВВС 8-й армии продолжали оказывать помощь окруженным гарнизонам 18-й стрелковой дивизии и 34-й легкой танковой бригады вплоть до конца февраля, пока части дивизии и бригады продолжали борьбу в окружении.
К концу войны в составе ВВС 8-й армии около 150 СБ, 60 Р-Зет, 12 ССС, 1 Р-5, 10 У-2, 68 И-15бис, 50 И-153 и пара И-16. За время боевых действий самолеты ВВС 8-й армии выполнили около 18260 вылетов с налетом 18348 часов 15 минут (из них 1320 часов 31 минута - тыловой), включая сброс продовольствия окруженным. По данным штаба ВВС армии потери матчасти за время боев составили 94 самолета, в том числе 54 - боевые потери.
ВВС 15-й армии.
Боевой состав ВВС 15-й армии (командующий - комдив А.И. Гусев) был окончательно определен приказом штаба ВВС армии №01 о 19 февраля. Согласно ему, в состав ВВС армии вошла 13-я авиабригада (18-й и 39-й сбап, 3-й тбап, 1-я эскадрилья ПВО) с базированием в Лодейном поле и Нурмалицах (18-й сбап), а так же 49-й иап (Каркку) и 15-й као (Калат-Сельга).Кроме того, в состав 13 авиабригады был включен 45-й сбап, прибывший 15 февраля из Орловского военного округа в составе 61 СБ с базированием в Лодейном поле. Таким образом, в составе ВВС 15-й армии было 175 СБ, 15 ТБ-3, 7 Р-5 и 88 истребителей. Уже 21 февраля из Харьковского военного округа (Конотоп) в Нурмалицы перелетел 2-й легкий бомбардировочный авиаполк в составе 56 Р-Зет, а на следующий день начал перебазирование в Каркку 153-й иап, сформированный в Московском военном округе на базе экипажей 11-го и 24-го иап. Полк был полностью вооружен истребителями И-153 в количестве 60 штук. Обеспечение боевой деятельности частей ВВС армии осуществляли 15-й (Лодейное поле), 135-я (Нурмолицы) и 201-я (Каркку) авиабазы. 7 марта в состав ВВС 15-й армии вошло управление 19-й авиабригады, в состав которой были включены 18-й сбап и 2-й лбап. Менее чем за месяц боевой работы ВВС армии успели выполнить 4963 боевых вылета с налетом 6593 часа, главным образом обеспечивая боевые действия частей армии по занятию островов в Лодожском озере, а так же обеспечивая снабжение окруженных частей (1570 вылетов). За это время произошло ровно сто летных происшествий, в том числе одиннадцать катастроф и девятнадцать аварий. Из общего числа 34% происшествий произошло в результате действий противника, а 57% - по вине личного состава.

ВВС, Зимняя война

Previous post Next post
Up