В предыдущих главах мы много говорили о том, на чем летали финские ВВС, однако не менее важным фактором является и вопрос, кто летал в составе финских ВВС. Как уже было сказано выше, с переездом Авиашколы на новую базу в Каухаве обучение финских летчиков приняло более систематизированный характер. Стать курсантом авиашколы «горячий финский парень» мог двумя путями - либо попав на срочную службу в ВВС и подав соответсвующий рапорт, либо пройдя первоначальную летную подготовку в какой-либо гражданской организации или в кружках «Союза воздушной обороны». Потенциальные курсанты проходили медицинскую комиссию в Центральном военном госпитале.
Авиашкола готовила два типа летчиков - пилотов и летчиков-наблюдателей. Любопытно, что специализация будущего пилота, т.е. будет ли он служить в истребительной или разведывательной авиации, определялась лишь ближе к концу обучения. Обучение велось по нескольким программам, в авиашколе существовали унтер-офицерские и офицерские курсы. Офицерские курсы, к примеру, включали 697 часов теоретической подготовки и 78 часов практических полетов, после чего курсант получал офицерский чин и направлялся для продолжения подготовки в боевые эскадрильи. Здесь ставка делалась уже главным образом на отработку самых необходимых для боевой работы элементов и повышение общего уровня летной подготовки. Например, летчик-истребитель отрабатывал технику пилотирования, обучался воздушному бою и воздушной стрельбе. Несмотря на проблемы с обеспечением горючим в последние годы перед «зимней войной», летчики, тем не менее, только на занятия по воздушной стрельбе тратили по 15-20 часов в год (данные за 1939-й). Из этого времени 95% отводилось на стрельбу по воздушным мишеням, в качестве которых чаще всего выступали не традиционные для большинства ВВС буксируемые конусы, а небольшие бумажные парашюты, сбрасываемые в районе занятий. Впрочем, после окончания Авиашколы курсант мог и не идти служить дальше, автоматически переходя в резерв ВВС. Выпускники унтер-офицерских курсов также в значительной своей части становились летчиками-резервистами.
Летно-технический состав Авиационной школы в Каухаве на фоне "Смолика"
В сентябре 1931 года открылись специальные курсы подготовки офицеров резерва ВВС при Авиационной школе. На курсы принимались молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет и с обязательным средним образованием. Желающих было довольно много, что дало возможность отобрать в качестве курсантов наиболее подготовленную в физическом плане молодежь. Обучение на курсах включало 275 часов теории и 200 часов практики. В числе изучаемых дисциплин были теория полета, теория двигателя, изучение конструкции самолета, изучение вооружения, навигации, радиодела, теории воздушного боя, военную географию, фотографию, метеорологию, правил полетов и др. Непосредственно на летную подготовку отводилось 50 часов на каждого курсанта. В 1934 году программу несколько усложнили, добавив аэродинамику и увеличив время на изучение матчасти и прикладных специальностей. Общее полетное время на одного курсанта выросло до 62 часов, плюс 16 часов навигационной практики. В 1936 году в программу обучения ввели ночную подготовку, на следующий год началась подготовка воздушных стрелков. В 1938 году было увеличено время на отработку пилотажа и групповой слетанности, а также начато непосредственное обучение воздушному бою. Таким образом, к 1939 году выпускники курсов офицеров резерва ВВС представляли собой довольно хорошо подготовленных пилотов и получали право продолжить свое обучение в Авиационной школе, если у летчика было желание начать военную службу. Всего с 1931 года было открыто восемь подобных курсов, которые к началу «зимней войны» выпустили 240 пилотов, 113 из которых затем продолжили обучение в Авиационной школе и стали профессиональными военными летчиками. В 1935 году в дополнение к офицерским курсам резерва ВВС заработали еще и унтер-офицерские курсы резерва, давшие Финляндии еще 129 пилотов резерва, подготовленных по несколько упрощенной программе. Выпускники курсов также могли продолжить обучение на курсах унтер-офицеров ВВС и стать профессиональным военным летчиком. Всего с 1935 по 1939 годы было открыто пять курсов унтер-офицеров резерва ВВС. Из числа их выпускников 74 человека начали военную карьеру, пройдя подготовку на курсах унтер-офицеров ВВС. Вообще же через курсы летчиков-резервистов прошла большая часть финских асов. Достаточно типична, например, история одного из самых известных финских пилотов Йормы Сарванто. В 1934 году 22-летний молодой человек поступил на курсы офицеров резерва ВВС, которые закончил в 1935-м и вскоре поступил в Авиационную школу. В мае 1937-го он успешно завершил свое обучение и был выпущен в звании прапорщик и направлен для прохождения службы на 1-ю авиастанцию. Офицеры и унтер-офицеры резерва ВВС, не пожелавшие продолжить военную карьеру, после окончания курсов тоже без внимания не оставались и привлекались на маневры, на которых могли увеличить свой летный стаж еще в среднем на 25 часов, причем упор делался непосредственно на боевое применение.
Личный состав 4-х курсов офицеров запаса ВВС, Каухава, май 1935 года. На переднем плане в фуражке начальниу курсов капитан Рантанен.
В качестве примера обучения на курсах офицеров-резервистов можно привести историю Й.А. Савонена. Молодой человек прочитал объявление о наборе на авиационные курсы в январском выпуске журнала "Аэро" за 1934 год и подал заявление. В конце апреля он успешно прошел медкомиссию и 6 июня оказался в числе курсантов начавших работу 4-х курсов офицеров резерва ВВС. Уже к середине августа он освоил взлет-посадку с инструктором (всего 86 посадок с налетом 13 часов 10 минут) и был допущен к самостоятельным полетам сперва на "Смолике" (1 час 20 минут, 9 посадок), а затем уже на "боевом" А-11. К концу обучения Савонен налетал в общей сложности 46 часов, в том числе 6 полетов общей продолжительностью 8 часов для обучения навигации в полете. 25 мая 1935 года Савонен успешно закончил курсы получив специальность... летчик-наблюдатель! Причем сюрпризом для него это обстоятельство не стало, поскольку весь курс проходил специальную подготовку в качестве летнабов, включавшую обучение воздушной стрельбе, фотоделу, изучение бомбардировочного вооружение, радиодела, способов ведения воздушной разведки. Таким образом, финские летнабы получали вполне полноценное обучение в качестве пилотов, а не только летнабов. Именно летчик-наблюдатель в составе экипажа финского самолета-разведчика, как правило, являлся главным. Но на этом обучение не закончилось. С 1 июля по 13 августа 1935 года Савонен дополнительно проходил обучение в боевой эскадрилье LLv 12 в качестве летчика-наблюдателя, где освоил боевые машины А-32 и С.V, налетав еще 30 часов.Полностью обучение было завершено 19 августа и составило 440 дней.
Савонен службу в ВВС продолжать не стал, но это не значит, что ВВС о нем забыли. Уже в июле 1936-го он направляется на 20-дневные курсы повышения квалификации в Каухаве, где вспоминает технику пилотирования на "Смолике" и А-11, а также пилотирует "Туйску" и А-32, летакет в качестве летчика и летнаба, практикуется в воздушной стрельбе и бомбометании. В декабре того же года для поддержания навыков пилотирования он проходит еще небольшие курсы, на сей раз на базе LLv 10, где летает на А-32 и "моте", добавив к своему налету три часа, а летом 1937-го на четырехдневных сборах при той же эскадрилье - еще 5 часов. С 27 сентября по 10 октября того же года - снова курсы, на которых отрабатывалась техника пилотирования. Не менее богатым выдался и 1938 год. очередные сборы в марте принесли в копилку Савонена еще 12 часов летной практики, в апреле в течение месяца в аэропорту Малме в Хельсинки шло обучение технике слепых полетов. С 4 по 22 июня резервист (если его так можно назвать) Савонен проходит через очередные курсы повышения квалификации, налетав еще 15 часов и освоив... "Геймкок" и "Бульдог"! В связи с чем в октябре того же года отправляется на стажировку в LLv 26, где осваивает слепые полеты на "Геймкоке". За 1939 год Савонен проходит еще три курса подготовки и окончательно переквалифицируется в летчика-истребителя, а 10 октября с началом мобилизации его зачисляют в истребительную авиацию. И что интересно, при таком-то опыте Савонен с началом "зимней войны" был отправлен в учебную эскадрилью, а потом всю войну гонял из Швеции в Финляндию полученные и закупленные истребители. Отличиться он смог только уже в 1941-44 годах, записав на свой счет 9 побед в 313 боевых вылетах.
Йоэль Адиль Савонен на фоне "Брюстера" из состава LLv 24, лето 1942 года.
Здесь-то как раз наступает самое время поговорить именно о финской истребительной авиации, но для этого нужно немного "отмотать назад".
В 1925 году молодой офицер пехотного полка «Тампере» с не очень характерным для финнов именем Ричард Лоренц решил осуществить свою давнюю мечту и подал документы для поступления в морскую авиационную школу в Сантахамине. Строго говоря, карьера летчика этому офицеру была противопоказана - еще в 1918 году, воюя под Выборгом с отрядами финской Красной Гвардии, едва успевший отметить свое 18-летие Лоренц получил ранение в колено, вынудившее его весь остаток жизни ходить с тростью. Однако, к счастью для него (да и для финских ВВС вообще), требования к тогдашним авиаторам были гораздо скромнее нынешних, да и ВВС перспективными офицерскими кадрами были особенно не избалованы. В результате, в том же году Ричарду удалось стать курсантом-летчиком.
Ричард Лоренц
Учиться на морского пилота Лоренцу долго не пришлось и уже в 1926 году его перевели в Утти, учиться на летчика-истребителя. Собственно чему и как учить будущих «королей воздуха» в Финляндии пока еще не очень представляли. Побывавшие в 1926 году с визитом в 111-й эскадрилье Королевских ВВС Великобритании капитан В. Шнеллман и лейтенант К. Пуллинен только после этой поездки пришли к выводу, что обучение пилотов-истребителей должно носить более структурированный и внятный характер. Собственно для финских ВВС еще только предстояло сформировать приемлемую тактику применения истребителей. Первыми этим вопросом занялся служивший в штабе ВВС майор Кууста Сихво и назначенный в 1929 году его помощником молодой офицер-летчик лейтенант Густав Эрик Магнуссон. Оба были горячими сторонниками идеи значительного усиления истребительной авиации, но поскольку на тот момент ВВС «рулили» в основном офицеры, смотрящие на развитие ВВС с позиции теории генерала Дуэ, все их попытки «пропихнуть» подготовленную ими программу развития ВВС с «истребительным» уклоном успеха не имели. Тем не менее, в 1929 году Сихво выпустил брошюру «Бой в воздухе» с описанием тактики действий истребителей.
А Лоренц, между тем, завершив свое обучение, был зачислен в единственную финскую истребительную эскадрилью, а 11 марта 1930 года стал командиром одного из её звеньев. Уже на этом этапе он продемонстрировал незаурядный талант даже не столько летчика, сколько тактика, и вероятно потому 30 ноября 1932 года стал командиром LLv 24 - все еще единственной на тот момент истребительной эскадрильи ВВС Финляндии. Став фактически командиром финской истребительной авиации, Лоренц самостоятельно занялся поиском путей развития тактики для истребителей.
Как уже известно читателю, в 1932 году в финских ВВС произошла «смена власти» на самом высоком уровне, а LLv 24 получила вполне современные на тот момент истребители «Геймкок». Новое руководство очень серьезно собиралось заняться подготовкой кадров для ВВС, а передовой опыт в этом вопросе решено было получить за рубежом. В начале 1933 года упомянутый выше Г. Магнуссон, получивший в конце ноября звание «капитан», был откомандирован для стажировки во Францию, в эскадрилью, которой в свое время командовал легендарный французский ас Жорж Гинемер. Прибыв на место, Магнуссон с одной стороны окунулся в удивительный мир боевого братства французских летчиков, которое старательно поддерживали и воспитывали его среди новичков овеянные славой офицеры - ветераны первой мировой войны, с другой же стороны с удивлением отметил, что французские ВВС на современные, мягко говоря, не тянут. Матчасть французские авиаторы «добивали» старую, рации на истребителях почти не использовались. Тем не менее, финский стажер получил возможность ознакомиться и с интересными новинками, такими как коллиматорный прицел или фотопулемет. Первый на Магнуссона впечатления не произвел (вообще, финский капитан, судя по всему, был изрядным ретроградом), а вот фотопулемет привел финского летчика в восторг. По возвращении он написал в своем докладе: «Если мы хотим действительно далеко продвинуться в развитии нашего стрелкового потенциала, я считаю, что мы должны оснастить каждый наш истребитель фотопулеметом. Мне не важно, сколько это будет стоить, пусть даже цена каждого будет выше, чем у истребителя. Лучше сражаться с меньшим числом истребителей и личного состава, чем с большим количеством самолетов и летчиков, которые в мирное время не имею возможности получить оборудование, необходимое для достижения уровня, нужного в современной воздушной войне».
Капитан Густав Эрик Магнуссон, командир LLv 24. На фото этого не видно, но Магнуссон ходил с тростью - результат ранения, полученно при аварии на истребителе "Геймкок"
Пробыв пять месяцев во Франции и изучив французскую систему подготовки пилотов, Магнуссон вернулся в Финляндию и 1 марта 1934 года был переведен в LLv 24 на должность командира звена. Лоренца он знал еще по Сантахамине, и оба «горячих финских парня» с энтузиазмом принялись за разработку системы подготовки летчиков и боевого наставления для истребительной авиации. Однако сразу стало понятно, что их взгляды на будущее финских истребителей расходятся в прямо противоположных направлениях. Магнуссон, по сути, хотел скопировать в Финляндии французский опыт. Подготовленный и направленный им в штаб ВВС проект руководства по обучению пилотов и боевого устава в целом представлял собою перевод аналогичных французских документов. По мнению автора, истребители при современном развитии оборонительного вооружения бомбардировщиков, будут неспособны противостоять им в воздушном бою и необходимо делать ставку на большие группы истребителей, чтобы иметь хорошие шансы на успешную атаку. При этом Магнуссон не считал важным наличие радио на истребителях, был противником пушечного вооружения и вообще, прямо скажем, особой прогрессивности в своих взглядах не обнаруживал.
Лоренц же за время своего командования эскадрильей пришел к очевидному и неутешительному выводу, что финские ВВС по банальным финансовым причинам просто не потянут программу подготовки, аналогичную принятым в крупных европейских странах. Следовательно, необходимо было сосредоточиться на отработке наиболее важных и эффективных способов защиты и нападения, вместо изучения всего комплекса сложных приемов воздушного боя и высшего пилотажа. Атака бомбардировщиков предполагалась исключительно с задних ракурсов, причем особое внимание должно было уделяться стрелковой подготовке летчиков, их умению концентрировать огонь на жизненно важных узлах бомбардировщика. При таком подходе достаточно было изучить два-три наиболее эффективных способа атаки бомбовозов потенциального противника, сопровождающихся точной и эффективной стрельбой по его уязвимым местам.
Взгляды Лоренца и Магнуссона пересекались лишь в некоторых точках. Так оба офицера самостоятельно пришли к выводу, что в условиях современной войны существующая с первой мировой войны такая тактическая единица, как звено из трех истребителей, более неэффективна. Такой строй, по их мнению, сковывал маневр звена и в конечном итоге мешал его эффективной работе. Магнуссон и Лоренц предлагали перейти на звено из четырех самолетов, состоящее из двух пар истребителей. Расстояние в паре между истребителями составляло 100-150 метров, между двумя парами - 300-400 метров. Такое построение не препятствовало свободному маневру пары, увеличивая её эффективность в бою. Пара стала основной тактической единицей финских истребителей уже с 1934 года. Немцы по опыту боев в Испании придут к таким же выводам несколько лет спустя, но в отличие от немцев, в финской паре не было четкого разделения обязанностей между ведущим и ведомым. У финнов действовал принцип «первым увидел - первым атаковал», и ведомый с ведущим легко могли поменяться ролями.
Хотя программа Лоренца гораздо лучше подходила к реалиям финских ВВС, штаб сначала остановил свой выбор на программе Магнуссона. Лоренц, однако, руки не опустил и продолжил борьбу за отмену «французского варианта» Магнуссона посредством писем в штаб ВВС, статей в газетах и журналах. В конце концов, ему удалось склонить на свою сторону и самого Магнуссона, а Штаб ВВС перед напором неугомонного комэска-24 пал в 1935 году. Лоренца перевели в Штаб ВВС на должность начальника Отдела боевой подготовки. Надо заметить, что в это время большинство офицеров штаба являлись бывшими летчиками или летнабами морской авиации, которых Лоренц за, как ему казалось, консерватизм во взглядах, немедленно окрестил «морскими авиационными мумиями». В ответ Лоренц получил соответствующее отношение коллег, многие из которых считали его выскочкой, а манера Лоренца донимать собеседников наводящими вопросами раздражала окружающих еще сильнее.
Занявший должность Начальника Штаба ВВС в сентябре 1935-го подполковник Йона Алмберг (Аламери) поручил Лоренцу заняться подготовкой нового наставления по воздушной войне, аналога советских «Боевых уставов» ВВС. Сам Лоренц, как ни странно, от такой перспективы был не в восторге, ибо считал, что в настоящий момент просто невозможно предсказать развитие авиации и её тактики на ближайшие несколько лет, настолько бурным было их развитие. Но приказы не обсуждают, Лоренцу пришлось засесть за написание «наставления». В помощь себе он привлек еще одного офицера - лейтенанта У.А. Ниеминена. Естественно, Лоренц писал не все наставление, а только главы, связанные с действиями истребительно авиации. Работа эта заняла огромное количество времени, поскольку писалась в основном в свободное от основной работы время, и новое «Наставление по воздушной войне» увидело свет только 21 апреля 1937 года. Однако свои наработки Лоренц через ставшего командиром LLv 24 капитана Магнуссона начал внедрять в систему подготовки финских летчиков-истребителей гораздо раньше, нежели «Наставление» было опубликовано.
Не имея возможности задавить противника числом, Лоренц и его единомышленники делали ставку в первую очередь на качественное превосходство. Роль и место истребительной авиации финских ВВС были определены довольно четко и даже амбициозно: «Эскадрильи истребителей используются для препятствования воздушным операциям противника и усиления возможностей собственных авиационных подразделений. Прикрытие операции требует, как правило, большое число истребителей. Тем не менее, даже меньшие, но качественно лучшие истребительные силы могут обеспечить временное локальное превосходство в воздухе. Кроме того, само существование истребительной авиации делает воздушные операции противника сложнее, поскольку затрудняет их планирование и выбор типов используемых самолетов».
Задача завоевания локального превосходства в воздухе должна была достигаться за счет грамотного развертывания истребительных подразделений и их высокой боевой готовности, а также правильной организации взаимодействия истребителей с другими родами авиации, а также с зенитной артиллерией. Отражение воздушных нападений противника предусматривалось посредством либо непрерывного патрулирования звеньями в определенных районах, либо отправлением патрулей на ограниченное время, либо дежурством на аэродромах в боевой готовности. В наступлении истребители должны были прикрывать свои войска от ударов с воздуха, а также обеспечить деятельность авиации непосредственной поддержки войск и артиллерийских корректировщиков.
В рамках концепции Лоренца ведение классического воздушного боя в принципе не предусматривалось. Воздушный бой должен был быть максимально коротким, ибо, как считалось, допущенные в начале боя ошибки было фактически невозможно исправить в его ходе. В этой связи внезапность атаки считалась краеугольным камнем её успеха. Интересно, что финские командиры полагали, что успех нападения во многом также зависит от эффективности вооружения нападающего и его превосходства над вооружением обороняющегося. Эффективность оружия считалась даже более ценным качеством, чем число стволов. Но при этом авиационные пушки в качестве эффективного вооружения для истребителя не признавались, хотя во второй половине 1930-х финны проводили эксперименты с пушечным вооружением. Вообще финские истребители исповедовали своего рода «авиационный аскетизм», руководствуясь озвученным в «Наставлении…» правилом: «Обычно простейший способ атаки также является лучшим». Лучшими ракурсами для нападения считались спереди и сзади примерно на одной высоте с целью. Атаки сверху считались эффективными только в случае достижения внезапности. Если внезапности при атаке сверху достичь не удалось, то атаковать всей группой не рекомендовалось. Истребителям надлежало по одному пикировать на цель с выходом из атаки вверх, при этом истребители могли во время атаки прикрывать друг друга. Если же в ходе боя финские истребители оказывались в невыгодной ситуации, то на этот случай летчики отрабатывали несколько наиболее простых способов уклонения от атаки и выхода из боя.
Таким образом, во главу угла при подготовке финского летчика-истребителя ставились, во-первых, стрелковая подготовка, а во-вторых, индивидуальная летная подготовка, основанная на отработке нескольких наиболее эффективных боевых маневров, которые, в свою очередь, были выведены в течение нескольких лет кропотливых исследований, теоретических и практических опытов, проведенных под руководством «отцов финской истребительной авиации» - Ричарда Лоренца и Густава Магнуссона. Большую роль в подготовке финских летчиков-истребителей сыграл открытый в 1934 году возле города Кякисалми на Карельском перешейке авиационный полигон, где отрабатывалась стрельба по воздушным и наземным целям. Интересно, кстати, что Лоренц занимался не только истребителями, но и способами защиты от них для бомбардировщиков. В 1938 году им высказывалась идея создания небольших бомб, выбрасываемых с бомбардировщиков навстречу преследующему его истребителю, но до реального воплощения эту идею довести не удалось.
Впрочем, свои новаторы были не только в истребительной авиации. Многое для развития авиации взаимодействия с армией сделал подполковник Юрье Опас. С марта 1924-го по январь 1932 Опас бессменно руководил Авиационной школой, затем был переведен на должность командира 4-й авиастанции, а с августа 1934 года командовал 5-й авиастанцией в Суур-Мерийоки. Опас активно интересовался опытами по бомбометанию с пикирования, старательно внедряя этот передовой на тот момент опыт в Финляндии. Под его руководством первые эксперименты по бомбометанию с пикирования были проведены в 1935 году. В качестве «подопытных» выступили пилоты эскадрильи LLv 26, только что получившие на вооружение истребители «Бульдог», способные нести под крылом четыре 25-кг осколочные бомбы. После удачных экспериментов одна из эскадрилий взаимодействия с армией была перепрофилирована в эскадрилью пикирующих бомбардировщиков, благо, что в 1936 году на вооружение финских ВВС начал поступать и подходящий для этих целей самолет.
Полковник Юрьё Опас инспектирует своих подчиненных, 1938 год.
В результате усилий офицеров-энтузиастов в 1930-х в Финляндии была разработана во многом уникальная система обучения военных летчиков, заметно отличавшаяся от таковой в наиболее развитых европейских странах, но, тем не менее, позволявшая при сравнительно низких затратах выпускать вполне квалифицированные кадры для ВВС и создать приличный резерв летчиков на случай войны. Разработанные Магнуссоном и Лоренцом тактические приемы и боевые уставы для летчиков-истребителей были опробованы в ходе боевых действий зимой 1939/40 гг. и продемонстрировали довольно высокую эффективность, позволившую финским ВВС при встрече с гораздо более сильным противником не только наносить ему чувствительные потери, но и сохранить свои силы. Правда, во многом разработанные в мирное время положения по результатам войны пришлось пересмотреть. Финским ВВС оказалось не под силу обеспечение даже локального превосходства в силах хотя бы на короткое время, роль и место ударной авиации оказались сильно переоценены руководством финских ВВС.